Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 07.10.2016

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Иванова Н. М., Токмакова Н. В. Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1333/ (дата обращения: 16.08.2018).



 

В отечественной дошкольной педагогике музыкальный фольклор рассматривается как важнейшее педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой своего народа. Народные песни, колыбельные, хороводные и игровые припевки, байки, потешки, пестушки, заклички, запевки, наигрыши, вызывая у детей яркие положительные эмоции, раскрывают социальную сущность явлений и событий, происходящих в жизни народа; формируют выраженный устойчивый интерес к народной культуре. Через музыкальный фольклор дети дошкольного возраста усваивают нравственные ценности своего народа. Кроме того, музыкальный фольклор становится основой для развития творчества детей, проявляющегося в придумывании песен, хороводных игр с музыкальным сопровождением, плясок и др.

В Словаре музыкальных терминов музыкальный фольклор (народная музыка) определяется как вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное коллективное творчество народа, опирающееся на исторически складывающиеся и постоянно развивающиеся традиции различных групп и слоев населения. Народная музыка слагается и передается устно от исполнителя к исполнителю, от поколения к поколению, образуя так называемый традиционный фольклор. Исполнители народной музыки: кобзари, гусляры, скоморохи, лэутары, ашуги, акыны, кюйши и т. д. — изменяют форму народной музыки в соответствии с требованиями современности, сохраняя ее национальную самобытность [4].

Выделяют следующие основные виды музыкального фольклора: песни (в т. ч. свадебные, обрядовые, колыбельные, сезонные и др.; пестушки, потешки, запевки, попевки, заклички), эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Все эти виды фольклора доступны для восприятия и исполнения детьми старшего дошкольного возраста.

В диссертационномисследовании Е. Г. Борониной процесс приобщения старших дошкольников к народной культуре средствами музыкального фольклора определяется как «особый вид синкретической художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру на народных инструментах, народный театр» [1, с. 4].

Автором определены следующие педагогические условия эффективности приобщения дошкольников к народной культуре средствами музыкального фольклора.

  1.      Педагогический процесс по овладению культурой народа должен быть организован через ознакомление дошкольников с фольклором в широких контекстных связях, а не только в ситуациях концертной направленности.
  2.      Целесообразно овладение музыкальным фольклором в его региональной специфике.
  3.      Важно сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания» фольклора [1, с. 7].

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора важно учитывать единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, поэтому необходимо сформировать у детей круг определенных знаний и представлений о музыкальном фольклоре, положительное эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, а также обеспечить активное участие старших дошкольников в разных видах деятельности, предполагающей по своему содержанию использование музыкального фольклора.

Мы считаем, что музыкальный фольклор становится эффективным педагогическим средством ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной культурой, если в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой используются разнообразные формы совместной деятельности взрослых с детьми (у Е. Г. Борониной — сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания» фольклора). Это могут быть следующие формы: непосредственно образовательная деятельность; праздники и развлечения, в т. ч. обрядовые, народные, сезонные; слушание народной музыки; викторины; коллекционирование; игры-путешествия; познавательно-исследовательская деятельность; дидактические игры; экскурсии в музеи, на тематические выставки; музыкальные гостиные т др.

С целью подтверждения эффективности использования музыкального фольклора как педагогического средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Лесовичок» городского округа город Буй Костромской области. Общее количество детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе,составило 52 человека; среди которых была выделена экспериментальная группа 25 детей и контрольная группа 27 детей. Кроме того, в опытно-экспериментальной работе участвовали воспитатели групп, музыкальный руководитель. Общее количество участников опытно-экспериментальной работы составило 57 человек.

Опытно-экспериментальная работа проходила в нескольких этапов. На первом, констатирующем этапе, выявлялись представления детей старшего дошкольного возраста о русском музыкальном фольклоре. Кроме того, был разработан проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора». Второй этап включал проведение формирующего эксперимента, содержанием которого стала реализация проекта по приобщению старших дошкольников к народной культуре средствами музыкального фольклора. На третьем, контрольно-аналитическом этапе, проводилась повторная диагностика, обработка, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

На первом этапе с целью выявления у детей старшего дошкольного возраста представлений о русском музыкальном фольклоре был проведен индивидуальный опрос детей экспериментальной и контрольной групп.

Испытуемым было предложено ответить на следующие вопросы.

  1.                Знаешь ли ты, что такое фольклор?
  2.                Знаешь ли ты какие-то жанры фольклора? Назови.
  3.                Знаешь ли ты произведения музыкального фольклора? Назови.
  4.                Можешь ли ты исполнить что-нибудь из музыкального фольклора?
  5.                Хотел (а) бы ты познакомиться с русским музыкальным фольклором? С музыкальным фольклором Буйского район, Костромской области?

Количественный анализ результатов опроса показал следующее: 100 % детей экспериментальной и контрольной групп не смогли объяснить, что такое фольклор; дети не назвали ни одного фольклорного жанра, ни одного произведения музыкального фольклора. При этом познакомиться с музыкальным фольклором изъявило желание 84 % детей экспериментальной группы и 74 % детей контрольной группы. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей старшего дошкольного возраста также показало, что дети в самостоятельной деятельности практически не используют музыкальный фольклор. Таким образом, результаты начальной диагностики обусловили необходимость проведения систематической работы, направленной на использование музыкального фольклора как педагогического средства ознакомления старших дошкольников с народной культурой. Содержанием опытно-экспериментальной работы, проведенной на этапе формирующего эксперимента, стала реализация детско-взрослого, исследовательско-творческого долгосрочного проекта «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора». Реализация проекта осуществлялась в течение 6 месяцев. Участниками проекта стали дети подготовительной к школе группы, воспитатели музыкальный руководитель, родители воспитанников группы.

Целью проекта стало ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора. В ходе реализации проекта решались следующие задачи: пробуждать интерес к истории и культуре России и родного края; формировать начала исторических знаний детей; познакомить детей с народными традициями и музыкальным фольклором Буйского района и Костромской области; формировать у детей умения находить самостоятельные пути познания окружающего мира; воспитывать интерес к музыкальному фольклору как части народной культуры и истории родного города; развивать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость детей старшего дошкольного возраста.Продуктами проекта стали фольклорный праздник «Красны девицы и добры молодцы», а также интеллектуальная игра — викторина «Знатоки народной культуры России и родного края».

Проект включал 16 тем, таких как «История старинных вещей» (в т ч. народных музыкальных инструментов), «Связь времен. Деревенские посиделки», «Семейные традиции», «Встречаем весну. Авдотья-плющиха», «На Егорьев день веселье», «Хороводы Буйского района» и др. В ходе реализации проекта использовались различные формы совместной деятельности взрослых с детьми, а именно: народные и обрядовые праздники и развлечения, посиделки в музыкальной гостиной, обходы-величания, игры-путешествия, проблемные ситуации; моделирование; исследовательская деятельность и коллекционирование; слушание фольклорных произведений, просмотр видеозаписей и др. Особенностью организации этих форм совместной деятельности стало широкое использование музыкального фольклора Буйского района и Костромской области, отражающего региональную специфику. Музыкальный фольклорный репертуар, исполняемый детьми и взрослыми в ходе различных мероприятий, включал сезонные песни и заклички; русские народные песни Костромской области;кадрильные, колыбельные, обрядовые песни;частушки; хороводы; наигрыши: «Ты не радуйся, сырой дуб», «По лугу-лужечку», «Я у калины стояла», «Выходили красны девицы», «Стой, постой, цастой березник», «На горушке, на горе», «Да на улице хоровод» и др.

Результаты повторного опроса, проведенного на этапе контрольного эксперимента, свидетельствуют о выраженной положительной динамике в экспериментальной группе (96,8 %.). Дети уверенно перечисляли жанры фольклора, называли и исполняли произведения музыкального фольклора Костромской области, рассказывали о традициях и праздниках, связанных с тем или иным музыкальным фольклорным произведением.

Динамика контрольной группы составила 7 %.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтверждает эффективность использования музыкального фольклора как педагогического средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой.

 

Литература:

 

1.                  Боронина, Е. Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис… канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Е. Г. Боронина. — М., 2007–23с.

2.                  Костромские песни и наигрыши. Выпуск 2. Календарно-приуроченные песни различных жанров. Сост., записи и нотации Т. В. Кирюшиной — Кострома, 2001.

3.                  Песенный фольклор. — [Электронный ресурс]. — URL:http://kodnt.ru/entsiklopediya-kostromskogo-folklora/traditsionnye-narodnye-pesni-i-instrumentalnoe-ispolnenie

4.                  Словарь музыкальных терминов. — [Электронный ресурс]. — URL: http://muzuchitel.com/terms.php?slovo=959

5.                  Телевизионный проект «Дорогами народных традиций». — [Электронный ресурс]. — URL:https://www.youtube.com/watch?v=7wBxQVlGKvY&inde

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный фольклор, старший дошкольный возраст, народная культура, опытно-экспериментальная работа, Костромская область, ребенок, контрольная группа, народная музыка, Буйский район, ознакомление детей.

Похожие статьи

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка. Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами...

Воспитание эстетических чувств старших дошкольников... Однако проблема воспитания эстетических чувств детей дошкольного возраста средствами народной сказки исследована недостаточно, что и обосновывает актуальность нашего исследования.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества.

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: народная культура, дошкольный возраст, приобщение к народной культуре, культура бурятского народа... Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской...

Русские народные традиции как средство воспитания...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором.

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской народной культурой весьма актуальна.

И самая любимая детьми форма народного фольклора, используемая нами в работе — русские народные сказки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка. Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами...

Воспитание эстетических чувств старших дошкольников... Однако проблема воспитания эстетических чувств детей дошкольного возраста средствами народной сказки исследована недостаточно, что и обосновывает актуальность нашего исследования.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества.

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: народная культура, дошкольный возраст, приобщение к народной культуре, культура бурятского народа... Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской...

Русские народные традиции как средство воспитания...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором.

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской народной культурой весьма актуальна.

И самая любимая детьми форма народного фольклора, используемая нами в работе — русские народные сказки.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос