Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 06.06.2018

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Шимова М. Е., Костина И. Н. Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 76-80. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14328/ (дата обращения: 21.08.2018).



Производственная практика студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России является составной частью основной образовательной программы. Вид, тип и объем практики определяются Федеральным государственным образовательным стандартом 3+ и учебным планом по специальности 31.05.03 — «Стоматология» [1, 2, 3, 4].

Цель производственной практики «помощник врача-стоматолога (хирурга) — закрепление и углубление обучающимися необходимого объема теоретических знаний по хирургии полости рта, приобретение практических навыков и компетенций по специальности стоматология, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности, способности и готовности к выполнению трудовых функций, требуемых профессиональным стандартом «Врач-стоматолог».

Задачами производственной практики в качестве «помощника врача-стоматолога — хирурга» являются формирование знаний, умений, владений (ЗУВ) в соответствии с профессиональной деятельностью. Практика проводится по окончанию 7 семестра в течение двух недель [2, 3]. В начале семестра проводится организационное собрание, студентам доводится информация о необходимой документации для прохождения производственной практики. Согласно приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 95.12.2014), обучающиеся проходят обязательный предварительный медицинский осмотр с оформлением личной медицинской книжки. По распоряжению Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, обучающиеся должны предоставить прививочный сертификат. Для прохождения практики по индивидуальному договору обучающиеся подписывают заявление у декана стоматологического факультета, оформляют 3-сторонний договор. В течение семестра обучающийся выполняет УИРС с учетом «Положения о написании УИРС». За каждой группой обучающихся закрепляется ответственный преподаватель кафедры, который проводит собеседование по выбранной теме и по окончанию выполнения работы пишет резюме и оценивает УИРС по балльно-рейтинговой системе (БРС).

После окончания зимней сессии обучающиеся направляются на производственную практику в муниципальные стоматологические поликлиники (СП) г. Екатеринбурга МАУ СП № 12 (включая филиалы), МАУ СП № 1, АНО «Объединение» Стоматология (включая филиалы), частные стоматологические клиники (СК), СП Свердловской области.

На начальном этапе производственной практики все обучающиеся проходят инструктаж по технике безопасности в лечебном учреждении, знакомятся с организацией работы хирургического кабинета или отделения стоматологической поликлиники и затем приступают к производственному этапу. Заведующий хирургическим отделением составляет индивидуальный график работы в хирургическом кабинете, закрепляет базового руководителя. Обучающиеся ежедневно заполняют дневник производственной практики согласно установленным требованиям по ведению медицинской документации и выполняемому объему работы с подписью базового руководителя. В ходе производственной практики у обучающихся оценивается сформированность универсальных компетенции в виде готовности работать в коллективе, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения [2, 3]. Расширяется возможность применения современных коммуникативных технологий, готовность к саморазвитию, совершенствованию творческого потенциала. Общепрофессиональные компетенции при решении стандартных задач развивают способности к анализу результатов собственной профессиональной готовности, дополнительному самостоятельному изучению специальной литературы. Ведение и наблюдение пациентов формирует алгоритм плана лечения, умение обрабатывать полученные данные в ходе профилактического и диагностического обследования больных и стоматологической реабилитации.

Заключительный этап практики предусматривает оформление отчета по выполненному перечню практических навыков, характеристику от базового руководителя с оценкой. Обучающиеся, проходившие производственную практику по индивидуальному договору, предоставляют выписку приказа о прохождении производственной практики в медицинской организации. В день сдачи зачета по производственной практике обучающийся предоставляет дневник практики, отчет, характеристику, график работы или выписку из приказа. Предоставление обязательной документации является допуском к сдаче зачета. Приобретенные профессиональные знания, умения и владения обучающихся оцениваются онлайн — тестированием, проверкой заполненного дневника практики, собеседованием по выполненной УИРС. Практические навыки студенты демонстрируют на биомоделях в течении 10 минут.

В феврале 2018 г. после сдачи зачета было проведено анонимное анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета. Анкеты разработаны на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии УГМУ [2] и состоят из 11 вопросов. В анкетировании участвовало 20 % студентов, прошедших производственную практику и сдавших зачет.

Первая часть анкеты «Подготовка, самоподготовка к производственной практике» состояла из пяти вопросов. На вопрос: «Как Вы оцениваете подготовку к производственной практике?» 30 % респондентов ответили, что им понятен перечень документов для подготовки к производственной практике. Цель практики понятна 70 % респондентам. Правила выполнения УИРС понимали 37 % респондентов.

Качество проведения организационных собраний по производственной практике 50 % респондентов ответили, что всё было разъяснено. 35 % респондентов информацию частично не поняли, вся информация была не понятна 5 % респондентов.

Оформление личной медицинской книжки на основании медицинского обследования для производственной практикой 30 % респондентов выполнили в сентябре 2017 г., 30 % в декабре 2017 г. и 40 % респондентов оформили личные медицинские книжки в январе 2018 г.

Рис. 1. Подготовка студентами дневника производственной практики

Подготовка дневника к производственной практике: 90 % респондентов самостоятельно распечатали с сайта educa, 5 % взяли образец у однокурсника. К началу практики дневник по производственной практике был готов у 5 % студентов (рис. 1).

Ответы студентов на вопрос «Степень Вашей готовности к самостоятельной работе при прохождении производственной практики»: «полностью готовы» 60 % респондентов; «частично готовы» 35, % респондентов; «не готовы» — 0; «затруднялись ответить» — 5 % респондентов (рис. 2).

Рис. 2. Степень готовности студентов к самостоятельной работе при прохождении производственной практики

Вторая часть анкеты «Проведение производственной практики» состояла из 6 вопросов. Производственную практику 80 % респондентов проходили в муниципальных СП г. Екатеринбурга, муниципальных СП Свердловской области — 10 % студентов, ООО СК г. Екатеринбурга — 10 % студентов. Во время прохождения производственной практики 95 % респондентов ассистировали врачу-стоматологу-хирургу, самостоятельно могли выполнить анестезию — 95 % студентов, заполнить медицинскую документацию — 100 % респондентов, выполнить операцию удаления зуба отметили 95 % респондентов, провести клиническое обследование — 95 % респондента и поставить диагноз — 70 % студентов.

На вопрос: «Трудности при прохождении практики» 5 % респондент отметили, что не смогли читать рентгенограммы, 5 % респондент не смогли работать хирургическими инструментами. Не могли расспросить пациента 15 % респондентов и 10 % не смогли сформулировать диагноз. Самостоятельно не смогли провести анестезию 5 % респондентов, тяжело адаптировались в коллективе СП — 5 % респондентов. К 5 % респондентов с недоверием относился врач-куратор, 85 % обучающихся смогли применить свои знания, умения и владения, полученные на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. При самооценке итогов практики 80 % респондентов убедились в правильном выборе будущей профессии, для 5 % студентов практика носила формальный характер, 15 % респондентов определили, что у них недостаточно знаний для производственной практики.

Производственную практику как первый шаг в будущую профессию оценили 90 % респондентов, 20 % респондентов оценили возможность дальнейшего трудоустройства, 5 % респондентов оценили практику как неизбежную необходимость. Никто из респондентов не посчитал производственную практику не нужным этапом изучения дисциплины «Хирургия полости рта». Полностью довольны прохождением практики 60 % респондентов, частично довольны — 35 % студентов. Не довольны производственной практикой 5 % респондентов (рис. 3).

Рис. 3. Степень удовлетворенности респондентов при прохождении производственной практики

Таким образом, проведенное анонимное анкетирование респондентов после прохождения производственной практики «помощник врача-стоматолога-хирурга» позволяет выявить ряд трудностей на подготовительном этапе перед практикой, проанализировать их и устранить в следующем учебном году. Постоянно мотивировать обучающихся ответственно и с пониманием относиться к организационным вопросам, нормативным документам. Анкетирование является важным методом исследования профессионального самоопределения студентов для совершенствования учебно-методического комплекса по производственной практике и повышения качества подготовки обучающихся.

Литература:

  1. Алипов В. В., Суетенков Д. Е., Махонова Е. В., Олейникова Н. М. Пути повышения качества учебного процесса при проведении производственной практики на стоматологическом факультете // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 6. — С. 121–123.
  2. Костина И. Н., Дрегалкина А. А. Мониторинг мнения студентов как инструмент повышения качества прохождения производственной практики // Материалы VIII Международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». — Краснодар, 2016. — С.246–249.
  3. Костина И. Н. Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов 4 курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга // Материалы VI Международной научной конференция «Инновационные педагогические технологии». — Казань, 2017. — С.139–141.
  4. Моисеенко Д. А. Производственная практика — важнейшее звено образовательного процесса по приобретению компетенций // Материалы Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием «Вузовская педагогика: современные аспекты реализации ФГОС и ФТГ». — Красноярск, 2013. — С.373–375.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, респондент, обучающийся, стоматологический факультет, сдача зачета, Свердловская область, базовый руководитель, екатеринбург, студент, будущая профессия.

Похожие статьи

Оценка работодателями сформированности профессиональных...

Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, студент, стоматологический факультет, слабая сторона студентов, руководитель, хирургическая стоматология, хирургическая обработка рук, итоговая государственная аттестация...

Мониторниг мнения студентов как инструмент повышения...

Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, качество помощника врача-стоматолога-хирурга, стоматологический факультет, студент, прохождение, респондент, клиническая работа, окончание обучения, прохождение практики...

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

Для изучения мнения студентов 4 курса стоматологического факультета о подготовке и

Изучение вопросов респондентов на вопросы о проведении и сдаче экзамена позволило

Екатеринбург, 2010. — С.118–122. Костина И. Н., Журавлев В. П. Оценка качества работы...

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период...

При опросе студента о выполнении практики, преподаватель должен спрашивать о выполнении реальных производственных задач, об изменении отношения студента к его профессии, о его представлении будущей работы...

Роль учебной и производственной практики на базе...

В этих условиях основными текущими и перспективными задачами учебно-производственной практики на базе

‒ профессиональная диагностика пригодности к избранной профессии, осуществляемая с поправкой на результаты самой деятельности студента

Роль практики в формировании профессионального становления...

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста.

Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала...

Менее пятой части респондентов (16 %) остались недовольны студентами-практикантами

На вопрос, должен ли медицинский персонал поддерживать интерес студентов-практикантов к своей будущей профессии

Роль учебной и производственной практики на базе...

Мотивация к обучению студентов Уральского государственного...

Первым, что должен знать и понимать студент, обучающийся на любом направлении — это то, кем он в итоге сможет работать, в какой

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

С удовольствием ребята играют в игры «Моя будущая профессия», «Открытие фирмы» и др. так как игры позволяют в значительной мере усилить процесс

9) 53 % педагогов считают себя достаточно компетентными в теории и практике помощи обучающимся в профессиональном...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Оценка работодателями сформированности профессиональных...

Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, студент, стоматологический факультет, слабая сторона студентов, руководитель, хирургическая стоматология, хирургическая обработка рук, итоговая государственная аттестация...

Мониторниг мнения студентов как инструмент повышения...

Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, качество помощника врача-стоматолога-хирурга, стоматологический факультет, студент, прохождение, респондент, клиническая работа, окончание обучения, прохождение практики...

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

Для изучения мнения студентов 4 курса стоматологического факультета о подготовке и

Изучение вопросов респондентов на вопросы о проведении и сдаче экзамена позволило

Екатеринбург, 2010. — С.118–122. Костина И. Н., Журавлев В. П. Оценка качества работы...

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период...

При опросе студента о выполнении практики, преподаватель должен спрашивать о выполнении реальных производственных задач, об изменении отношения студента к его профессии, о его представлении будущей работы...

Роль учебной и производственной практики на базе...

В этих условиях основными текущими и перспективными задачами учебно-производственной практики на базе

‒ профессиональная диагностика пригодности к избранной профессии, осуществляемая с поправкой на результаты самой деятельности студента

Роль практики в формировании профессионального становления...

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста.

Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала...

Менее пятой части респондентов (16 %) остались недовольны студентами-практикантами

На вопрос, должен ли медицинский персонал поддерживать интерес студентов-практикантов к своей будущей профессии

Роль учебной и производственной практики на базе...

Мотивация к обучению студентов Уральского государственного...

Первым, что должен знать и понимать студент, обучающийся на любом направлении — это то, кем он в итоге сможет работать, в какой

мотив, учебный процесс, студент, преподаватель, мотивация, знание, процесс обучения, мотивация студентов, будущая профессия, учащийся.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

С удовольствием ребята играют в игры «Моя будущая профессия», «Открытие фирмы» и др. так как игры позволяют в значительной мере усилить процесс

9) 53 % педагогов считают себя достаточно компетентными в теории и практике помощи обучающимся в профессиональном...

Задать вопрос