Автор: Тарбеева Дарья Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.08.2016

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Тарбеева Д. А. Мотивация к обучению студентов Уральского государственного лесотехнического университета // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 169-172.



Вряд ли кто-то станет оспаривать востребованность высшего образования в наше время. В любой стране, высшее образование — это возможность получить более высокооплачиваемую работу, сделать успешную карьеру. Высокообразованные трудовые ресурсы — достояние государства.

Что же всё-таки должно заставить человека получать высшее образование?

Безусловно, на первом месте стоит вопрос о дальнейшей карьере, реализации себя как специалиста, стремление к достойному заработку, или вовсе, наличие так называемых «корочек».

В любом случае, потребность в достижении той или иной цели у каждого человека формирует свой определенный мотив к получению образования.

Именно мотивация к обучению является актуальной проблемой подготовки высококвалифицированных специалистов.

Объект исследования: мотивы к обучению, их виды и классификации.

Предмет исследования: мотивы к обучению у студентов 4 курса кафедры «Землеустройства и кадастров».

В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что большинство студентов 4 курса Уральского Государственного Лесотехнического Университета (далее УГЛТУ) мотивированы лишь на получение диплома о высшем образовании, нежели на получение знаний и навыков по ранее выбранному направлению обучения.

Цель исследования: определить и проанализировать мотивы к обучению у студентов УГЛТУ.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть содержание понятие мотива, исследовать классификации и виды мотивов.
  2. Рассмотреть особенности мотивов к обучению.
  3. Используя методику «Изучение мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной, опросить студентов 4 курса обучения (кафедра «Землеустройства и кадастров») с целью выявления их мотивов к обучению.
  4. На основании полученных результатов дать рекомендации по развитию мотивации к обучению со стороны выпускающей кафедры.

Мотив (лат. moveo — «двигаю») — это обобщенный образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает смыслом деятельности.

Таким образом, сам мотив является толчком к самому процессу мотивации, задаёт определённую цель и выстраивает путь её достижения.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённый в определённую деятельность, в данном случае, образовательную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических черт, характерных для образовательной учебной деятельности: во-первых, она определяется самой образовательной системой, типом, профилем; во-вторых — организацией образовательного процесса, его приоритетами; в-третьих, − субъективными особенностями педагога, и прежде всего, системы, его отношений к учащемуся.

Учебная мотивация, как и любой другой вид мотивации, — системна. Основными характерными её чертами являются: направленность, устойчивость и динамичность.

Выявление доминирующих мотивов учебной деятельности студентов четвертого курса обучения.

В качестве психодиагностического инструментария выбрана методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной.

Предмет исследования — учебная мотивация студентов. Была опрошена группа из 20ти человек.

В методике имеются три шкалы:

− «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);

− «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);

− «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Опрос, проведенный по методике Ильиной, показал следующие результаты, что у студентов в основном преобладают мотивы получения знаний совместно с получением диплома, что говорит о меньшем интересе студентов к получению навыков в своей будущей профессии;

Всего 20 % студентов с адекватным выбором профессии и удовлетворённостью ею, об этом свидетельствует преобладающее количество баллов по шкалам «Получение знаний» и «Овладения профессией» (ПЗ ОП).

Таблица 1

Преобладающий мотив

Количество анкет

Процентное соотношения

ПЗ и ПД

8

40 %

ПЗ и ОП

4

20 %

ОП и ПЗ

-

-

ОП и ПД

-

-

ПД и ПЗ

6

30 %

ПД и ОП

2

10 %

Группа шкал «Получение диплома и Получение знаний», а также «Получение диплома и Овладение профессией» имеют меньшее процентное соотношение по сравнению с предыдущими (30 % и 10 %), но в сумме составляют 40 % от всех опрошенных студентов. Это говорит о том, что у 40 % студентов данной группы ведущей мотивацией является именно получение диплома, с меньшим их стремлением получить знания и навыки по ранее выбранной профессии. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.

Кафедра, как структурная единица факультета, ответственна не только за образовательную подготовку по специальности, но и за проведение обязательной производственной практики, воспитательной работы, повышение квалификации кадров и подготовку достойных молодых специалистов.

Кафедра в университете — это сложное подразделение, которое может и даже должно иметь высококвалифицированный преподавательский состав, включающий в себя сотрудников с учеными званиями: докторов, кандидатов наук и так далее. Также, кафедра должна иметь:

− Научно-исследовательские лаборатории;

− Наличие технического и программного обеспечения для учебных целей;

− Производственные участки для проведения испытаний;

− Библиотеку (не всегда);

− Учебные подразделения;

− Возможность получения дополнительно высшего образования близкой специальности (например, землеустроитель-оценщик земли и недвижимости).

Именно поэтому можно сказать, что для студента должны быть созданы все условия, чтобы он прочно освоил свою специальность, со знанием дела, и стал настоящим дипломированным специалистом.

На кафедре «ЗиК» УГЛТУ последние годы работают грамотные преподаватели, профессионалы в области геодезии и кадастра, кандидаты сельскохозяйственных наук, доктор экономических наук в лице заведующей кафедры.

Поскольку обязательным условием заинтересованной и результативной работы студентов является положительный настрой в системе отношений педагог — студент, преподаватели кафедры стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения. Сотрудники кафедры вместе со студентами работают над написанием научных статей, проводят работы по изучению рынка недвижимости и земельных отношений. Программное и техническое обеспечение кафедры соответствует всем стандартам.

Напрашивается вывод, что интерес и мотивация к обучению у студентов не всегда зависят от уровня оснащенности кафедры всем желаемым инвентарём и преподавательским составом.

Основной задачей выпускающей кафедры является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями. Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.

Рассмотрим примеры того, каким образом кафедра может мотивировать студентов к получению знаний и навыков по профессии, как, тем или иным образом, может вызвать к ней интерес.

Первым, что должен знать и понимать студент, обучающийся на любом направлении — это то, кем он в итоге сможет работать, в какой сфере деятельности развиваться, каков будет его круг делового общения и с какими проблемами он может столкнуться.

Для этого сотрудникам кафедры достаточно поддерживать отношения с успешными выпускниками данной кафедры, которые уже имеют опыт и производственные знания в данной профессии. Таких специалистов желательно приглашать на семинарские занятия со студентами, либо организовывать встречи внеклассно.

Семинар — это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику. Она возникла в древнегреческих и римских школах, когда сообщения учащихся сочетались с комментариями и заключениями преподавателей или старших наставников. На таких семинарах студенты смогут задать вопросы, которые их больше всего беспокоят, специалисту, например: о работе с какими-то профессиональными приборами, о карьерном росте, об оплате труда. Специалист же, в свою очередь, может грамотно рассказать о произошедших изменениях в изучаемой области, порекомендовать работодателей, посоветовать какие-либо курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которые в дальнейшем могут понадобиться выпускнику вуза, не имеющему опыта работы.

Второе, немаловажное действие со стороны уже не только кафедры, но и вуза — это гарантия успешного трудоустройства выпускникам по своей специальности. К сожалению, исходя из экономического положения страны, такие гарантии получить весьма сложно.

Также, в нашем вузе необходимо было бы внедрить кураторство абсолютно на все выпускающие кафедры. Все мы привыкли к тому, что в школе есть классный руководитель, который следит за всем, чем только возможно: успеваемостью, поведением, мероприятиями. При любом удобном случае связывается с родителями и передает им всю значимую информацию. И это помимо того, что есть родительские собрания, а также полноценная возможность следить за успеваемостью ребенка посредством сети Интернет. Кураторы, в особенности на младших курсах, могли бы помочь студенту выявить причины неуспеваемости, разрешить спорные и конфликтные моменты среди самих обучающихся в группе, вести контроль за посещаемостью учебных занятий, поддерживать связь с родителями студентов для усиленного контроля успеваемости более «слабых» студентов. Из-за отсутствия внимания к таким вещам у студентов зачастую пропадает интерес ко всему образовательному процессу, что часто мотивирует его просто на получение диплома, абы как.

Наконец, для умственной разгрузки студентов, вне учебных практик и аудиторных занятий, преподаватели и сотрудники кафедры, с разрешения деканата, могут организовывать различные экспедиции, туристические походы. Во внеучебной обстановке студенту будет проще заимствовать у преподавателя какие-либо профессиональные и личностные навыки поведения в реальных или природных условиях, тому, чему нет возможности научиться на лекциях.

Следует добавить, что мотивация обучения в вузе непосредственно связана с другой важной проблемой — проблемой профессионального самоопределения, которая актуальна сегодня как никогда ранее. Это обусловлено целым рядом как общественно-политических, так и экономических, этических, моральных причин, словом, всем тем, что составляет социально-психологические условия существования человека в России. Следует отметить, что часто молодежь, делая профессиональный выбор, отдает предпочтение модным, престижным и наиболее высокооплачиваемым профессиям. В этом случае возможна ситуация, когда молодые практически игнорируют те занятия, которые близки им по типу характера и другим психологическим особенностям. Однако неадекватный выбор профессии в дальнейшем может препятствовать не только профессиональному росту, но и формированию личности, а именно — личностной зрелости. Всё это вытекает из мотиваций, которые преобладают у студента с момента начала обучения, по выпускной курс.

В заключение можно добавить, что все вышеперечисленные рекомендации по поднятию уровня учебной мотивации к получению знаний могут быть гораздо эффективнее, если студент имеет стремление развиваться как профессионал своего дела, имеет целью высокий заработок и успешный карьерный рост, любит и интересуется той профессией, которую он выбрал для себя после окончания школы.

Литература:

Ширяев Д. А. Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания неудач (женский аспект проблемы) // Молодой ученый. — 2011. — № 9. — С. 174–180 4. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160–163

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Под ред. Б. М. Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986. с. 9.

Тарбеева Д. А. Необходимость подготовки специалистов по направлению «землеустройство и кадастры» // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 835–837

Основные термины (генерируются автоматически): получение диплома, обучению студентов Уральского, Молодой ученый, учебная мотивация студентов, мотивации обучения, Учебная мотивация, Мотивация обучения студентов, «Получение диплома, вид мотивации, курса кафедры «Землеустройства, учебной деятельности студентов, курса обучения, Мотивация студентов, студентов УГЛТУ, уровня оснащенности кафедры, результативной работы студентов, техническое обеспечение кафедры, «Изучение мотивации обучения, умственной разгрузки студентов, шкал «Получение диплома.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос