Авторы: Хусаенова Альбина Ауфатовна, Насретдинова Ляля Минигалеевна, Богданов Ринат Радикович

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 30.08.2016

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 52-54.



Выявление сущности профессиональной компетенции как критерия профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена позволяет перейти к анализу путей его формирования в образовательном процессе медицинской образовательной организации. Анализ психолого-педагогической и специальной медицинской литературы, а также изучение массовой практики показывают, что формирование профессиональной компетенции будущего медицинского работника предполагает внесение ряда изменений в образовательный процесс медицинской образовательной организации, включающих:

а) содержательное и технологическое изменение всей системы учебной и учебно-производственной деятельности, ее функций и иерархического строения, в ходе чего вырабатываются мануальные навыки, происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, т. е. формируется индивидуальный стиль деятельности;

б) изменение личности будущего специалиста, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения медицинского работника;

в) изменение соответствующих компонентов установки будущего специалиста-медика по отношению к объекту деятельности (пациенту), что проявляется в когнитивной сфере (в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости); в эмоциональной сфере (в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности); в практической сфере (в осознании своих реальных возможностей помочь пациенту).

Указанные изменения могут произойти в том случае, если будет эффективно перестроена сама организация образовательного процесса, в которой ведущее место отводится учебной и производственной практике студентов-медиков на базе медицинских учреждений. Основные изменения содержания среднего специального профессионального медицинского образования затрагивают, в первую очередь, практическую составляющую подготовки будущих медицинских кадров. Это связано с тем, что только достижение подлинной фундаментализации знаний за счет их закрепления в практической деятельности и осмысления в процессе профессиональной адаптации может обеспечит готовность будущих медицинских работников к самостоятельному и компетентному решению профессиональных задач. В этих условиях основными текущими и перспективными задачами учебно-производственной практики на базе лечебно-профилактических учреждений являются:

‒ углубление и закрепление теоретических знаний студентов;

‒ формирование и закрепление основных профессиональных медицинских умений, навыков, опыта в соответствии с требованиями стандартов среднего специального медицинского образования и квалификационной характеристики специалиста;

‒ развитие у будущих работников медицинских учреждений сознания и профессионально значимых качеств личности;

‒ развитие профессиональной культуры, ценностных ориентаций, деонтологических качеств и клинического мышления;

‒ выработка основ владения профессиональными технологиями и медицинской техникой;

‒ обучение методам изучения и анализа многомерного клинического опыта и привнесение его в практику медицинских учреждений и усвоения его на уровне субъекта учебно-производственной практики;

‒ формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;

‒ профориентация и профессиональное воспитание, развитие и закрепление интереса к уходу, лечебной деятельности и общей психологической работе с пациентами;

‒ выработка умений осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к пациентам;

‒ овладение студентами методикой изучения пациентов и разновозрастного контингента больных;

‒ развитие потребности в профессиональном самообразовании и постоянном самоусовершенствовании;

‒ профессиональная диагностика пригодности к избранной профессии, осуществляемая с поправкой на результаты самой деятельности студента;

‒ изучение современного состояния и перспектив лечебно-профилактической работы в различных типах учреждений здравоохранении и медицинского образования, передового и нетрадиционного опыта.

Организация учебной и производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях с целью формирования профессиональной компетенции будущего медицинского работника имеет свою специфику, которая определяется предметом труда, его задачами, средствами, условиями и результатами труда, наличием профессионально важных качества, необходимых для труда медицинских работников. В этой профессии неодинаково легко и быстро могут осуществляться переходы от адаптации к мастерству и творчеству, может проявляться индивидуализация труда и по-разному складываться соотношение саморазвития и самосохранения.

Исходя из этого, можно говорить о том, что главной функцией учебно-производственной практики студентов-медиков в медицинских учреждениях является профессионально-развивающая функция, имеющая целью формирование профессионализма будущего медицинского работника.

Специфика профессионализма в разных профессиях наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, эталонную модель специалиста, заложенную в содержание образовательных стандартов. В профессиограмме содержатся указания на нормативные характеристики деятельности медицинских работников (предмет, средства, результат труда, составляющие опыта и др.) и те профессионально важные психологические качества, которыми должен обладать медицинский работник для осуществления данного вида труда, что может, в свою очередь, быть основой для выявления специфики труда в профессии, для сопоставления профессий.

Анализ стандартов различных образований направлений дает нам основание утверждать, что не для всех профессий разработаны профессиограммы, хотя в литературе отмечается необходимость создания банка профессиограмм для решения многих прикладных вопросов (профессиональное обучение, профотбор, профессиональная аттестация и др.).

Вследствие того, что формирование профессиональной компетенции будущих специалистов-медиков идет в непосредственной связи с формированием их профессионализма, рассмотрим основные задачи организации и осуществления учебно-производственной практики:

‒ изменение всей системы учебно-производственной (практической) деятельности в связи с необходимостью ее интенсификации в соответствии с требованиями стандартов и изменяющихся функций и иерархического строения;

‒ направленность на формирование первоначальных элементов профессионального клинического опыта, которые заключаются в общих и специфических видах и формах деятельности медицинского работника;

‒ изменение компонентов учебно-производственной практики, начиная от содержания, формы и заканчивая изменением всей инфраструктуры учебно-производственной базы с целью реализации главной задачи, заключающейся в том, чтобы вывести студентов на позицию субъектов образовательной и профессиональной деятельности.

Исходя из этого, мы выделили несколько аспектов профессиональной подготовки, освоение которых в ходе учебно-производственной практики способствует формированию профессиональной компетенции будущего специалиста-медика:

‒ теоретические знания интегративного характера, являющиеся базой как общего, так и клинического опыта;

‒ профессиональные умения, рассматриваемые как знание в действии и выступающие главным условием перспективной практической деятельности медицинского работника;

‒ интеллектуальные и мануальные навыки медицинского работника, рассматриваемые нами как умения, доведенные до автоматизма, без чего невозможно оперативное решение текущих задач профессиональной деятельности среднего медицинского работника;

‒ адаптированность, рассматриваемая нами как личностное качество, позволяющее воспринимать поле профессиональной деятельности с точки зрения достигнутого уровня профессиональной подготовки;

‒ развитая потребностно-мотивационная сфера будущего специалиста, которая раскрывает весь диапазон психологических образований в логике «потребности — мотивы — интересы — ценностные ориентации — жизненные смыслы», вызывает интерес к будущей профессии и желание соответствовать современному уровню развития медицинской науки и практики.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинского работника, профессиональной компетенции, будущего медицинского работника, профессиональной компетенции будущего, учебно-производственной практики, компетенции будущего медицинского, медицинских работников, формирование профессиональной компетенции, деятельности медицинского работника, профессиональной деятельности, будущего специалиста-медика, медицинского образования, профессиональной подготовки, клинического опыта, медицинской образовательной организации, практической деятельности, профессиональной подготовки медицинских, практической деятельности медицинского, профессиональной деятельности среднего, профессионализма будущего медицинского.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос