Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 14.04.2017

Статья просмотрена: 284 раза

Библиографическое описание:

Костина, И. Н. Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга / И. Н. Костина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12261/ (дата обращения: 19.04.2024).



Формирование компетенций у студентов по специальности стоматология проходит на протяжении всего периода обучения: при освоении учебных дисциплин учебного плана, прохождении производственной практики. Компетентность — это интегративная личностная характеристика специалиста, форма непрерывного самообразования, способность человека применять имеющиеся знания на практике. В общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов: когнитивного, интегративно-деятельностного, личностного. Когнитивный компонент определяет уровень знаний и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность использовать полученные знания и способы действия на практике. Личностный компонент выражает отношение к осуществляемой деятельности [1, 4]. Освоение компетенций косвенно можно оценить в ходе промежуточной аттестации (экзаменов, зачетов), непосредственно при прохождении производственной практики, а итоговая оценка проходит при итоговой государственной аттестации выпускников стоматологического факультета.

Ежегодно после сдачи итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» в зимнюю сессию на 7 семестре обучения студенты 4 курса стоматологического факультета проходят производственную практику в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга. Продолжительность производственной практики составляет 72 ч. (14 календарных дней). Практика проводится в стоматологических поликлиниках (СП) г. Екатеринбурга и Свердловской области [2, 3]. Цель производственной практики — закрепление, совершенствование приобретенных теоретических знаний и практических навыков оказания квалифицированной хирургической стоматологической помощи пациентам на амбулаторном приеме [3].

Прохождение производственной практики — качественная составляющая процесса № 2.5. — «Реализация основных образовательных программ» на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета (УГМУ). Изучение мнения базовых руководителей производственной практики в СП о подготовленности студентов — неизменный аспект взаимодействия с внешними потребителями образовательного процесса вуза [2]. Во-первых, для научно-педагогических работников кафедры важно обсудить мнение руководителей о наличии у студентов различных профессиональных компетенций. Во-вторых, анализируется, как сотрудники СП, являющиеся потенциальными работодателями для выпускников стоматологического факультета УГМУ, характеризуют сильные и слабые стороны студентов.

Цель исследованияпо результатам анкетирования базовых руководителей производственной практики оценить сформированность профессиональных компетенций студентов 4 курса стоматологического факультета.

Материал иметоды исследования.

Перед началом производственной практики базовые руководители в СП получили «Анкеты оценки готовности к выполнению трудовых функций студентов 4 курса стоматологического факультета». Всего было выдано 30 анонимных анкет.

При разработке анкеты сотрудниками кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии использованы 11 открытых вопросов и 3 закрытых вопроса о сформированности профессиональных навыков и качеств у студентов.

При разработке анкеты ставились следующие задачи:

− получить оценку сформированности у студентов профессиональных компетенций;

− получить оценку личностных характеристик студентов, важных для адаптации к будущей профессии врача;

− узнать мнение руководителей о сильных и слабых сторонах студентов;

− получить рекомендации руководителей о необходимости изменений в подготовке студентов.

Применена оценочная шкала «не развит(то) — средне развит(то) — отлично развит(то) — не было возможности оценить». Заполненные анкеты были предоставлены на кафедру по окончании производственной практики 15 февраля 2017 г.

Результаты исследования иобсуждение.

Результаты оценки базовыми руководителями производственной практики сформированности компетенций у студентов показал, что «отличное» развитие клинических навыков (расспрос, осмотр пациента, составление плана обследования, лечения, ведение медицинской документации) определено у 70–86,7 % студентов, «среднее» развитие этих навыков — у 13,3–26,7 % студентов, отсутствие навыка — у 3,3 % (табл. 1).

Таблица 1

Оценка работодателями сформированности профессиональных навыков икачеств устудентов

практически не развит (то)

средне развит(то)

Отлично развит(то)

Затрудняюсь ответить/не было возможности оценить

Правильно понимает содержание поставленной рабочей задачи (может самостоятельно провести расспрос и осмотр пациента)

0

13,3 %

86,7 %

0

Умеет самостоятельно предлагать методы решения поставленной задачи (может самостоятельно составить план обследования и лечения)

3,3 %

26,7 %

70,0 %

0

Может правильно заполнить медицинскую документацию

0

13,3 %

83,3 %

3,3 %

Умеет критически оценивать и переосмыслять свою деятельность, делать выводы из ошибок (может провести анализ выполненной работы)

0

10,0 %

86,7 %

3,3 %

Эрудирован и осведомлен о значимых проблемах специальности (знает причины, симптомы, методы лечения заболеваний)

3,3 %

13,3 %

83,3 %

0

Стремится к профессиональному и личностному развитию (использует дополнительную научную литературу, интернет-ресурсы в период практики)

0

3,3 %

86,7 %

10,0 %

Умеет адаптироваться и действовать в нестандартных ситуациях (способен оказать помощь пациенту при неотложных состояниях на стоматологическом приеме)

0

20,0 %

53,3 %

26,7 %

Умеет находить общий язык с пациентами и персоналом, коллегами в период прохождения практики, готов к командной работе

0

6,7 %

93,3 %

0

Способен грамотно излагать свои мысли устно и в письменной форме, вести дискуссию

3,3 %

6,7 %

86,7 %

3,3 %

Может провести правильно гигиеническую и хирургическую обработку рук

0

3,3 %

96,7 %

0

Соблюдает правила охраны труда (опрятный внешний вид, подстриженные ногти без лака, аккуратно прибранные волосы, средства индивидуальной защиты, сменная обувь на низком каблуке)

0

3,3 %

93,3 %

3,3 %

Результаты оценки базовыми руководителями производственной практики сформированности компетенций у студентов показал, что умение анализировать, владение теоретическими знаниями, стремление к профессиональному развитию на «отлично» развиты у 83,3–86,7 % студентов, «средне» развиты у 3,3–13,3 % студентов, не развиты у 3,3 % студентов (табл. 1).

Хирургическая обработка рук, применение индивидуальных средств защиты, соблюдение правил охраны труда «отлично» сформировано у 93,3–96,7 % студентов, «средне» сформировано у 3,3 % студентов.

Способность действовать в нестандартной ситуации на «отлично» развито у 53,3 % студентов, «средне» развито у 20,0 % студентов. Затруднились это качество студентов оценить при прохождении производственной практики 26,7 % опрошенных базовых руководителей (табл. 1).

Личные качества студентов (коммуникабельность, грамотная речь) на «отлично» развиты у 86,7–93,3 % студентов, «средне» развиты у 6,7 % студентов, не развиты у 3,3 % студентов.

К сильным профессиональным качествам студентов, проходивших производственную практику, руководители отнесли: ответственность, дисциплинированность, аккуратность (36,7 %), эрудированность, осведомленность в проблемах специальности, теоретическая подготовленность (30,0 %), коммуникабельность (6,7 %), рвение к практической работе (3,3 %).

Оценивая слабые стороны студентов, 53,3 % базовых руководителей практикой отметили, что слабых сторон нет. Другие руководители (20,0 %) затруднились их назвать. Остальные руководители отнесли к слабым сторонам студентов: практические навыки, неуверенность, плохая организованность.

Таким образом, ответы базовых руководителей производственной практикой демонстрируют достаточно хорошую сформированность некоторых клинических навыков и умений, личностных и когнитивных компетенций. По оценкам потенциальных работодателей можно отметить, что практические аспекты работы врача неотделимы от теоретической подготовки и личных качеств.

Заключение.

Профессиональная компетенция — это интеграция знаний, умений, навыков, полученных при изучении учебных дисциплин, прохождении производственной практики в рамках образовательной программы [1]. Оценивание компетенций может быть проведено методами социологических исследований (анкетирование, опрос) на основе самооценки, взаимооценки, экспертной оценки [3]. Освоение профессиональных компетенций достаточно просто оценить на этапах промежуточного контроля (зачеты, экзамены), при прохождении производственной практики и при итоговой государственной аттестации выпускников согласно шкале «освоена — не освоена».

Такой подход позволяет выполнить требования ФГОС по контролю освоения студентами компетенций, составить положение о разработке оценочных средств, проводить промежуточные оценки качества обучения студентов.

Оценка сильных и слабых сторон при прохождении производственной практики позволяет внести коррекции в образовательный процесс на кафедре для подготовки будущих врачей-стоматологов.

Литература:

  1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / Под ред. В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 536 с.
  2. Костина И. Н., Шестакова А. А. Производственная практика студентов по хирургической стоматологии: изучение мнения внешних потребителей образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Красноярск, 2009. — С. 88–90.
  3. Костина И. Н. Удовлетворенность студентов 4 курса стоматологического факультета производственной практикой в качестве помощника хирурга-стоматолога // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Красноярск, 2010. — Ч. 1. — С. 142–146.
  4. Мартынюк О. И., Медведев И. Н, Панькова С. В., Соловьева О. И. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования / Под общей ред. Н. А. Селезнёвой. — М., 2006. — 35 с.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, студент, стоматологический факультет, слабая сторона студентов, руководитель, итоговая государственная аттестация, медицинская документация, хирургическая обработка рук, хирургическая стоматология, челюстно-лицевая хирургия.

Похожие статьи

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

Согласно ФГОС ВПО и учебного плана на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета с сентября 2013 г. начато преподавание дисциплины «Хирургия полости рта» на 5, 6...

Основные задачи и перспективы подготовки клинических...

Основные задачи и перспективы подготовки клинических ординаторов по специальности «хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия». Освещены основные задачи и перспективы развития последипломного образования на кафедрах хирургической...

Мониторниг мнения студентов как инструмент повышения...

Прохождение производственной практики — качественная составляющая процесса «Реализация основных образовательных программ» на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета...

Оценка готовности и удовлетворенности производственной...

Производственная практика студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России является составной

Анкеты разработаны на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии УГМУ [2] и состоят из 11 вопросов.

Самооценка личностных качеств студентами пятого курса...

На кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета в 2016–2017 учебном году впервые проведено анонимное анкетирование студентов...

Образовательные стандарты подготовки врачей-курсантов на...

Современное развитие стоматологической науки и практики, социально-экономические

Внедрение в учебно-методическую работу кафедры хирургической стоматологии новых

Увеличилась доля самостоятельной работы в подготовке врачей к аттестации на...

Тактика стоматолога при работе с пациентами, имеющими...

Кулаков А. А., Робустова Т. Г., Неробеев А. И. Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. Национальное руководство. М., ГЭОТАР- Медиа, 2010. с. 64–81.

Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала...

Ключевые слова: социальная политика государства, здравоохранение, учебная и производственная практики.

Медицинскому персоналу был предложен примерный список навыков и умений, которыми должны обладать студенты-практиканты.

Фибромы челюстно-лицевой области у детей...

Зеленский В. А. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия / В. А. Зеленский, Ф. С. Мухорамов — Москва, 2008.

Похожие статьи

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

Согласно ФГОС ВПО и учебного плана на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета с сентября 2013 г. начато преподавание дисциплины «Хирургия полости рта» на 5, 6...

Основные задачи и перспективы подготовки клинических...

Основные задачи и перспективы подготовки клинических ординаторов по специальности «хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия». Освещены основные задачи и перспективы развития последипломного образования на кафедрах хирургической...

Мониторниг мнения студентов как инструмент повышения...

Прохождение производственной практики — качественная составляющая процесса «Реализация основных образовательных программ» на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета...

Оценка готовности и удовлетворенности производственной...

Производственная практика студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России является составной

Анкеты разработаны на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии УГМУ [2] и состоят из 11 вопросов.

Самооценка личностных качеств студентами пятого курса...

На кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета в 2016–2017 учебном году впервые проведено анонимное анкетирование студентов...

Образовательные стандарты подготовки врачей-курсантов на...

Современное развитие стоматологической науки и практики, социально-экономические

Внедрение в учебно-методическую работу кафедры хирургической стоматологии новых

Увеличилась доля самостоятельной работы в подготовке врачей к аттестации на...

Тактика стоматолога при работе с пациентами, имеющими...

Кулаков А. А., Робустова Т. Г., Неробеев А. И. Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. Национальное руководство. М., ГЭОТАР- Медиа, 2010. с. 64–81.

Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала...

Ключевые слова: социальная политика государства, здравоохранение, учебная и производственная практики.

Медицинскому персоналу был предложен примерный список навыков и умений, которыми должны обладать студенты-практиканты.

Фибромы челюстно-лицевой области у детей...

Зеленский В. А. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия / В. А. Зеленский, Ф. С. Мухорамов — Москва, 2008.