Автор: Костина Ирина Николаевна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 14.04.2017

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Костина И. Н. Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 139-141.



Формирование компетенций у студентов по специальности стоматология проходит на протяжении всего периода обучения: при освоении учебных дисциплин учебного плана, прохождении производственной практики. Компетентность — это интегративная личностная характеристика специалиста, форма непрерывного самообразования, способность человека применять имеющиеся знания на практике. В общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов: когнитивного, интегративно-деятельностного, личностного. Когнитивный компонент определяет уровень знаний и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность использовать полученные знания и способы действия на практике. Личностный компонент выражает отношение к осуществляемой деятельности [1, 4]. Освоение компетенций косвенно можно оценить в ходе промежуточной аттестации (экзаменов, зачетов), непосредственно при прохождении производственной практики, а итоговая оценка проходит при итоговой государственной аттестации выпускников стоматологического факультета.

Ежегодно после сдачи итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» в зимнюю сессию на 7 семестре обучения студенты 4 курса стоматологического факультета проходят производственную практику в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга. Продолжительность производственной практики составляет 72 ч. (14 календарных дней). Практика проводится в стоматологических поликлиниках (СП) г. Екатеринбурга и Свердловской области [2, 3]. Цель производственной практики — закрепление, совершенствование приобретенных теоретических знаний и практических навыков оказания квалифицированной хирургической стоматологической помощи пациентам на амбулаторном приеме [3].

Прохождение производственной практики — качественная составляющая процесса № 2.5. — «Реализация основных образовательных программ» на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета (УГМУ). Изучение мнения базовых руководителей производственной практики в СП о подготовленности студентов — неизменный аспект взаимодействия с внешними потребителями образовательного процесса вуза [2]. Во-первых, для научно-педагогических работников кафедры важно обсудить мнение руководителей о наличии у студентов различных профессиональных компетенций. Во-вторых, анализируется, как сотрудники СП, являющиеся потенциальными работодателями для выпускников стоматологического факультета УГМУ, характеризуют сильные и слабые стороны студентов.

Цель исследованияпо результатам анкетирования базовых руководителей производственной практики оценить сформированность профессиональных компетенций студентов 4 курса стоматологического факультета.

Материал иметоды исследования.

Перед началом производственной практики базовые руководители в СП получили «Анкеты оценки готовности к выполнению трудовых функций студентов 4 курса стоматологического факультета». Всего было выдано 30 анонимных анкет.

При разработке анкеты сотрудниками кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии использованы 11 открытых вопросов и 3 закрытых вопроса о сформированности профессиональных навыков и качеств у студентов.

При разработке анкеты ставились следующие задачи:

− получить оценку сформированности у студентов профессиональных компетенций;

− получить оценку личностных характеристик студентов, важных для адаптации к будущей профессии врача;

− узнать мнение руководителей о сильных и слабых сторонах студентов;

− получить рекомендации руководителей о необходимости изменений в подготовке студентов.

Применена оценочная шкала «не развит(то) — средне развит(то) — отлично развит(то) — не было возможности оценить». Заполненные анкеты были предоставлены на кафедру по окончании производственной практики 15 февраля 2017 г.

Результаты исследования иобсуждение.

Результаты оценки базовыми руководителями производственной практики сформированности компетенций у студентов показал, что «отличное» развитие клинических навыков (расспрос, осмотр пациента, составление плана обследования, лечения, ведение медицинской документации) определено у 70–86,7 % студентов, «среднее» развитие этих навыков — у 13,3–26,7 % студентов, отсутствие навыка — у 3,3 % (табл. 1).

Таблица 1

Оценка работодателями сформированности профессиональных навыков икачеств устудентов

практически не развит (то)

средне развит(то)

Отлично развит(то)

Затрудняюсь ответить/не было возможности оценить

Правильно понимает содержание поставленной рабочей задачи (может самостоятельно провести расспрос и осмотр пациента)

0

13,3 %

86,7 %

0

Умеет самостоятельно предлагать методы решения поставленной задачи (может самостоятельно составить план обследования и лечения)

3,3 %

26,7 %

70,0 %

0

Может правильно заполнить медицинскую документацию

0

13,3 %

83,3 %

3,3 %

Умеет критически оценивать и переосмыслять свою деятельность, делать выводы из ошибок (может провести анализ выполненной работы)

0

10,0 %

86,7 %

3,3 %

Эрудирован и осведомлен о значимых проблемах специальности (знает причины, симптомы, методы лечения заболеваний)

3,3 %

13,3 %

83,3 %

0

Стремится к профессиональному и личностному развитию (использует дополнительную научную литературу, интернет-ресурсы в период практики)

0

3,3 %

86,7 %

10,0 %

Умеет адаптироваться и действовать в нестандартных ситуациях (способен оказать помощь пациенту при неотложных состояниях на стоматологическом приеме)

0

20,0 %

53,3 %

26,7 %

Умеет находить общий язык с пациентами и персоналом, коллегами в период прохождения практики, готов к командной работе

0

6,7 %

93,3 %

0

Способен грамотно излагать свои мысли устно и в письменной форме, вести дискуссию

3,3 %

6,7 %

86,7 %

3,3 %

Может провести правильно гигиеническую и хирургическую обработку рук

0

3,3 %

96,7 %

0

Соблюдает правила охраны труда (опрятный внешний вид, подстриженные ногти без лака, аккуратно прибранные волосы, средства индивидуальной защиты, сменная обувь на низком каблуке)

0

3,3 %

93,3 %

3,3 %

Результаты оценки базовыми руководителями производственной практики сформированности компетенций у студентов показал, что умение анализировать, владение теоретическими знаниями, стремление к профессиональному развитию на «отлично» развиты у 83,3–86,7 % студентов, «средне» развиты у 3,3–13,3 % студентов, не развиты у 3,3 % студентов (табл. 1).

Хирургическая обработка рук, применение индивидуальных средств защиты, соблюдение правил охраны труда «отлично» сформировано у 93,3–96,7 % студентов, «средне» сформировано у 3,3 % студентов.

Способность действовать в нестандартной ситуации на «отлично» развито у 53,3 % студентов, «средне» развито у 20,0 % студентов. Затруднились это качество студентов оценить при прохождении производственной практики 26,7 % опрошенных базовых руководителей (табл. 1).

Личные качества студентов (коммуникабельность, грамотная речь) на «отлично» развиты у 86,7–93,3 % студентов, «средне» развиты у 6,7 % студентов, не развиты у 3,3 % студентов.

К сильным профессиональным качествам студентов, проходивших производственную практику, руководители отнесли: ответственность, дисциплинированность, аккуратность (36,7 %), эрудированность, осведомленность в проблемах специальности, теоретическая подготовленность (30,0 %), коммуникабельность (6,7 %), рвение к практической работе (3,3 %).

Оценивая слабые стороны студентов, 53,3 % базовых руководителей практикой отметили, что слабых сторон нет. Другие руководители (20,0 %) затруднились их назвать. Остальные руководители отнесли к слабым сторонам студентов: практические навыки, неуверенность, плохая организованность.

Таким образом, ответы базовых руководителей производственной практикой демонстрируют достаточно хорошую сформированность некоторых клинических навыков и умений, личностных и когнитивных компетенций. По оценкам потенциальных работодателей можно отметить, что практические аспекты работы врача неотделимы от теоретической подготовки и личных качеств.

Заключение.

Профессиональная компетенция — это интеграция знаний, умений, навыков, полученных при изучении учебных дисциплин, прохождении производственной практики в рамках образовательной программы [1]. Оценивание компетенций может быть проведено методами социологических исследований (анкетирование, опрос) на основе самооценки, взаимооценки, экспертной оценки [3]. Освоение профессиональных компетенций достаточно просто оценить на этапах промежуточного контроля (зачеты, экзамены), при прохождении производственной практики и при итоговой государственной аттестации выпускников согласно шкале «освоена — не освоена».

Такой подход позволяет выполнить требования ФГОС по контролю освоения студентами компетенций, составить положение о разработке оценочных средств, проводить промежуточные оценки качества обучения студентов.

Оценка сильных и слабых сторон при прохождении производственной практики позволяет внести коррекции в образовательный процесс на кафедре для подготовки будущих врачей-стоматологов.

Литература:

  1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / Под ред. В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 536 с.
  2. Костина И. Н., Шестакова А. А. Производственная практика студентов по хирургической стоматологии: изучение мнения внешних потребителей образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Красноярск, 2009. — С. 88–90.
  3. Костина И. Н. Удовлетворенность студентов 4 курса стоматологического факультета производственной практикой в качестве помощника хирурга-стоматолога // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Красноярск, 2010. — Ч. 1. — С. 142–146.
  4. Мартынюк О. И., Медведев И. Н, Панькова С. В., Соловьева О. И. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования / Под общей ред. Н. А. Селезнёвой. — М., 2006. — 35 с.
Основные термины (генерируются автоматически): производственной практики, прохождении производственной практики, стоматологического факультета, курса стоматологического факультета, базовых руководителей производственной, профессиональных компетенций, руководителей производственной практики, производственной практики сформированности, руководителями производственной практики, слабые стороны студентов, практики сформированности компетенций, базовыми руководителями производственной, профессиональных компетенций студентов, производственной практикой, Продолжительность производственной практики, выпускников стоматологического факультета, производственной практики базовые, окончании производственной практики, Цель производственной практики, Прохождение производственной практики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос