Особенности подготовки студентов педагогического вуза к формированию действий нравственно-этического оценивания
Автор: Федосеева Ольга Юрьевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 30.04.2018
Статья просмотрена: 262 раза
Библиографическое описание:
Федосеева, О. Ю. Особенности подготовки студентов педагогического вуза к формированию действий нравственно-этического оценивания / О. Ю. Федосеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 54-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14157/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность проблемы подготовки студентов педагогических специальностей, обладающих нравственной культурой и действующих с точки зрения нравственно-этического оценивания поступков, явлений и событий, отражена в документах, регулирующих процессы в сфере образования.
Поскольку содержанием деятельности по формированию действий нравственно-этического оценивания (далее — ДНЭО) у младших школьников является педагогическим взаимодействием взрослого и ребенка, то и содержание подготовки должно является интерактивным взаимодействием, включающим в себя использование методов, форм и средств диалогического характера. Проявляя активность, человек добивается реализации сознательно поставленной им самим или принятой извне (от преподавателя) целей. Благодаря тому, что в процессе самопроектирования студентом осознаются смыслы его деятельности и оформляются в профессиональные ценности, его профессионально-педагогическая позиция приобретает конкретное очертание, структурируется, становиться более концептуальной [10].
Теоретическая модель подготовки будущего учителя к деятельности по формированию ДНЭО младших школьников в условиях становления их гуманистической профессиональной позиции рассматривается с учетом следующих компонентов:
осознание изначальной индивидуальной позиции — в жизни (в общем и в частности), в вопросах образования, воспитания;
осознание собственного отношения к детям, ученикам, воспитанникам;
обогащение и уточнение собственных нравственных и мировоззренческих концептов;
освоение активной позиции гуманизма, способности к диалогу и к стремлению в «поле смыслов», творчеству, активности, самостоятельности и открытости [6].
Говоря о подготовке студента к определенному виду педагогической деятельности, следует учесть, что готовность будущего учителя к формированию действий нравственно-этического оценивания у младших школьников — целостное интегративное образование его личности, которое соотносится с его потенциалами как субъекта педагогической деятельности: личностно-смысловым, гносеологическим, коммуникативным, аксиологическим, творческим. Следовательно, данная готовность реализует себя на мотивационном, теоретическом и практическом уровнях. В целях качественной подготовки студентов педагогических вузов к формированию ДНЭО следует учитывать ряд моментов — формировании личности будущего учителя в процессе его собственного образования и воспитания в сознании и самосознании обычно превалирует гносеологическая основа получений знаний, когда в выборе вариантов правильного ответа студент находит безошибочное решение. В то же время его свобода воли в осуществлении действия (бездействия) не руководствуется требованиями должного (ценностного) содержания. Парадигма образования исходит из того, что студентам предлагают особое внимание уделять выбору знаний, содержащих в себе моральное должествование. Чтобы привить моральные нормы, необходимо представить мораль первоначально в виде знаний. Если этические концепции общечеловечны, то нравственность всегда субъективна [9, с. 73]. Здесь же следует учитывать подготовку студентов в области формирования и развития УУД. Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащих оценке, включают: уровень (форму) выполнения действий, полноту (развернутость), разумность, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность [4].
На взгляд исследователей, приоритетами нового образования является развитие морально-нравственной сферы студентов, их способностей мыслить и взаимодействовать. Развитая положительная нравственность, особое мышление и навыки общения формируют целостную, подготовленную творчески решать социальные личные проблемы [9, с. 76]
При изучении уровня готовности студента к формированию ДНЭО у младших школьников можно использовать компонентную структуру: когнитивный, потребностно-мотивационный, эмоционально-чувственный, поведенческо-волевой [5, с.116–117].
Когнитивный компонент включает в себя знания и представления об основных категориях философии, сформированные представления о моральных нормах; способность к нравственным суждениям и оценкам, т. е. умение оценивать поступок или действие человека и свое собственное с точки зрения моральных норм; способность к осознанию мотивов поступков. Развитие когнитивного компонента исследуемой готовности возможно средствами просвещения в области научных знаний философии и этики.
Потребностно-мотивационной компонент — сугубо индивидуальное образование, систематизированное образование потребностей, мотивов в общей программе поведения, т. е. умение определять ориентацию собственной личности относительно соблюдения или несоблюдения моральным нормам.
Эмоционально-чувственный компонент — характер эмоциональный переживаний относительно действий и поступков, отвечающих или не отвечающих требованиям морали и способствующий формированию таких чувств как сочувствие, жалость, доверие, эмпатия, стыд и другие. О развитом моральном сознании, нравственном чувстве, сформированном ценностном отношении студента можно судить лишь тогда, когда все перечисленное становиться внутренним регулятором взаимодействия с социумом. Результативность и качество деятельности будущего педагога в значительной степени определяется уровнем развития нравственных потребностей в познании, труде, творчестве, самореализации, достижении, признании, одобрении, доверии, социальной включенности, понимании и осмыслении собственного пути и так далее [5, с.117].
Поведенческо-волевой компонент выражает сформированность устойчивой программы поведения и организации взаимодействия на основе нравственно-этического оценивания поступков, событий и явлений в окружающей действительности. Данный компонент базируется на нравственной устойчивости, саморегуляции, освоенных знаниях о моральных нормах.
Говоря о подготовленности студента к формированию ДНЭО у детей младшего школьного возраста, следует выделить способность студентов к ориентации в содержании ситуации. Такая способность рассматривается как определенный порядок, образ действий, направленный на выделение существенных, характерных признаков ситуации, ее искомого содержания, относящихся к определенной сфере деятельности и связанный с соответствующими типами нормативной регуляции [7, с.82].
Е. Ю. Жидкова предлагает следующую схему анализа ситуации студентами с целью формирования нравственного способа ориентации в содержании ситуации: определение общего характера ситуации; выделение социального контекста и субъектов взаимодействия, их позиций (учитель — ученик, учитель — коллеги, учитель — родители); выделение нравственного содержания ситуации (противоречия, конфликт) на основе содержания этических понятий в системе своих связей, выражающихся в задаче в виде моральных норм, задачи нравственного содержания могут включать несколько этических понятий и выражаться в различных позициях участников, следовательно, иметь различные пути разрешения ситуации. Здесь важно выявить все этические понятия, включенные в задачу; преобразования ситуации в соответствии с требованиями моральных норм (при ее нарушении), опираясь на существенные признаки задействованного этического понятия. В ситуации, когда норма соблюдена необходимо сформулировать аргументированное подтверждение нравственной траектории поведения участников дилеммы, рассмотрение ситуаций, включающих аналогичную этическую норму в моральных сферах. Возможность переноса схемы анализа ситуаций данного типа на другие сферы социального взаимодействия [7 с.86].
Будущему педагогу необходимо осознание последовательной структуры поступка: определение потребностей и интересов, выбор мотива (цели) и способа реализации, прогнозирование последствий, принятие решения о выполнение поступка, непосредственно сам акт совершаемого действия, оценка последствий поступка, планирование на основе оценки других поступков, исходя из определенных потребностей и интересов. Поступок сам по себе не существует, он является моментом морального выбора и выступает некой целостностью, отражающую в сжатом виде всю процедуру морального выбора [11].
Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок поступков [8].
Повышению качества подготовки будущих педагогов к формированию ДНЭО способствует широкое применение на занятиях методов, приемов и технологий практического и творческого характера (драматизации, дискуссии, дебаты, защита проектов, анализ и моделирование воспитательных ситуаций, разработка нестандартных форм воспитательной работы, мозговой штурм и др.). В работе со студентами мы делаем акцент на выработку умений отслеживать проявление поведенческих актов и ситуаций в общей картине повседневной жизни класса, овладение методами формирования опыта поведения — игра, педагогическая ситуация, игровое упражнение, приучение. Значительным воспитательным потенциалом обладает групповая и парная формы организации обучения. Задачи, решаемые данными формами, многообразны: активизация студентов, развитие способности делать самостоятельные выводы, умений сотрудничать, высказывать свою точку зрения, формулировать выводы и др. На занятиях по методике воспитательной работы студенты, объединившись в группы, разыгрывают ситуации, обсуждают предложенные преподавателем вопросы, находят выход из конфликтной ситуации, разрабатывают серии игровых упражнений по выработке у младших школьников культурных навыков. Возможно успешное применение таких форм, как диалоговое общение, коллективный анализ фрагментов художественно-публицистических произведений, а также обсуждение притч, концентрирующих в себе многовековой духовный опыт человечества и приобщающих к мудрости. Это способствовало актуализации проблем нравственно-этического оценивания, формированию ценностной позиции студентов, стимулировало проявление рефлексии, обращение к своим внутренним переживаниям.
Нравственная готовность студента — это состояние личности, включающее устойчивые профессиональные мотивы, знания, навыки, умения и опыт, направленные на поведенческую активность студента и обеспечивающие положительное отношение к педагогической деятельности (А. А. Деркач, Е. А. Климов, К. К. Платонов). Формирование нравственной готовности студента является важным элементом профессионального становления личности в единстве таких качественных характеристик как профессионализм (компетентное выполнение профессиональных функций), интеллигентность, благородство и добропорядочность (система нравственных установок в отношении к окружающим и самому себе).
В этой связи нормативная этика, учение о должном, нормах поведения в обществе является базисом формирования нравственной готовности студента педагогического вуза. Формирование нравственной готовности студента должно стать не просвещением (ознакомление с этическими нормами) или выработкой навыков морального поведения (тренировка), а включением его в сферы активности, деятельности в целях проявления субъектности. Данный процесс рассматривается в трех его аспектах (социальное явление, процесс и деятельность), отражающих три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное, индивидуальное и сопричастное бытие вместе со значимым Другим. В этических учениях этим трем аспектам соответствует мораль, нравственность и духовность. Самоопределение, самостановление, самореализация требуют и саморегуляции, стержнем которой является нравственность, а человек оценивается с точки зрения его уникальности, неповторимости, что выражает индивидуальность человека как его «выделенность» из окружения. В то же время смысловая сфера человека проявляется в характере его общения с окружающим миром как способе обмена информацией. Так определилась значимость формирования нравственной готовности студента как осознанной установки на индивидуально-личностное развитие, обусловленное высоким уровнем осознания своего предназначения, сознательно избираемых отношений к себе и окружающим людям. Анализ сущностных характеристик нравственной готовности студента к педагогической деятельности и ее значения в индивидуально-личностном развитии позволяет в качестве основных выделить функции самообразования (накопления знаний о профессии и детях), самопознания (углубления интересов и отношений, связанных с будущей педагогической деятельностью), самореализации (выявление, раскрытие своих сущностных сил, расширение диапазона педагогического опыта) [12].
Готовность студентов к формированию действий нравственно-этического оценивания, как и нравственная готовность тесно связана с понятием профессиональной этики. По мнению А. В. Шарова, она является совокупным показателем личностно-профессиональной компетентности специалиста, определяет наиболее приоритетные способы осуществления профессиональной деятельности, отражает гуманистическую направленность и проявляется во внутреннем (культура мышления, эмоциональная культура, культура рефлексии) и во внешнем (культура общения, культура проявления эмоций, культура поведения, культура профессиональной деятельности, культура внешнего вида) планах, определяя ценностное отношение специалиста к профессиональной деятельности на основе интериоризации моральных норм [13, с. 12].
Следует помнить и о такой особенности как нравственное сознание учителя, в механизмах функционирования которого заложены способы принятия педагогических решений в ситуациях морального выбора, затрагивающего интересы и потребности обучающихся; способы оценивания результатов собственной и деятельности школьника по критериям его морального развития; способы организации и регуляции действий. Подготовку будущего учителя следует сопровождать этическим и моральным знанием, теорией педагогической морали и специальными педагогическими знаниями. Каждый раз, когда учитель решает этическую ситуацию или моральную проблему, формулируя оценки или рекомендации, применяемые ко всем ситуациям или проблемам, то он решает конкретную в универсальном смысле [1].
Становление этической позиции через переживание стыда, совести и сопереживание обеспечивается соблюдением следующих принципов: рефлексивности, интерактивности и самореализации. [3, с. 19–21].
Следует отметить и такую особенность профессиональной готовности как морально-нравственная зрелость, представляющая собой совокупность сформированных качеств, обеспечивающих ответственное, профессионально и гражданско-ориентированное поведение в профессиональных ситуациях, требующих морального выбора. Здесь же можно опираться на теоретические положения о моральной ответственности будущего учителя, содержание которой образуют отношения к себе (ответственность за себя и перед собой), отношение к другому (ответственность за действия или поступки, касающихся интересов других людей), отношение к миру и человечеству.
Таким образом, готовность студента к формированию ДНЭО подразумевает не только методологическую готовность, но и нравственную готовность, в состав которой входят знания в области нравственности и этики, потребность в проявлении нравственных чувств и активное проявление нравственных качеств, стабильность морального выбора [5, с.118]
Основой готовности студента к формированию ДНЭО у младших школьников являются следующие характеристики: устойчивая способность студента к нравственному поведению как системы осознанно реализуемых поступков, следованию чувству долга и совести; овладение способностью к моральному суждению, анализу поведения по критерию нравственности, анализу поступков и действий и их оценке, умением разрешать моральные противоречия, используя в качестве критериев моральные нормы и личностные нравственные суждения; обладание системой ценностей и смыслов; способность к моральному творчеству [2].
Нравственно-этический компонент профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов реализуется как составная часть профессиональной подготовки, но, как мы видим, должна служить базисом формирования профессиональной компетентности. Следовательно, формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза основывается на интегративной совокупности интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности, с приоритетом нравственно-этического компонента как базового в ходе профессиональной подготовки. В особенностях подготовки прослеживаются аспекты профессиональной деятельности, которые строятся на основе требований нравственно-этического характера к себе как субъекту деятельности; формируется собственная философская концепция, активизируется альтруистическая направленность личности; вырабатывается стратегия самореализации в служении обществу. В основании этих особенностей положены убеждения личности (мировоззрение и стремление к его реализации), которые объединяют эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферу личности при учете интегративной характеристики личностных убеждений — национальной ментальности.
Подготовка студентов педагогического вуза к формированию ДНЭО, как и любой образовательный процесс имеет ряд особенностей. Первая — формирование и развитие совокупности общекультурных и профессиональных компетенций и умений, основанных на нравственном воспитании студентов. Как известно, организация процесса нравственного воспитания студентов реализуется в большей степени в методически верном организованном воспитательном пространстве образовательной организации и во время специально организованного воспитательного процесса. Следующей особенностью является требования нормативной базы к подготовке студентов. Данные требования отражены в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где нравственное воспитание и развитие выделяется как цель образования. Соответственно данная цель нашла отражение в профессиональном стандарте педагога начальной школы как требования к результатам освоения образовательной программы. В общих и частных трудовых функциях выделены те действия, которые в наибольшей степени способствуют подготовке к формированию ДНЭО как у самих студентов, так и у младших школьников. Среди них методическая, теоретическая и практическая подготовка к трудовым функциям: воспитательная деятельность, развивающая деятельность, педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ. Особенности реализации профессионального стандарта отражены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлению «Педагогическое образование» в виде совокупности общекультурных и профессиональных компетенций. Формированию данных компетенций способствует освоение дисциплин гуманитарного, социального и экономического циклов. Среди профессиональных компетенций выделим следующие: готовность проектировать содержание учебных дисциплин (ПК-10); готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11); способность применять современные методики и и технологии образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным общеобразовательным программам (ПК-1); готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4).
Освоению содержания дисциплин способствует использование методов, форм и средств диалогического характера взаимодействия в системе преподаватель-студенты-студент и студент-младший школьник. Подготовка студентов педагогического вуза к формированию ДНЭО определяется и таким понятием как «готовность» — интегративное образование в структуре личности студента на основе потенциалов профессиональной деятельности: личностно-смысловой, гносеологической, коммуникативной, аксиологической и творческой. В первую очередь следует учитывать гносеологическую составляющую, где выбор знаний, содержащие моральные нормы и принципы и актуализирующие направленность на развитие морально-нравственной сферы и сознание студента.
Следующей особенностью подготовки является способность студентов к ориентации и анализу содержания в нравственно-этической ситуации. С этой целью необходимо рассматривать и практически осваивать способы и схемы моделирования и анализа ситуаций морального выбора, осознавать структуру нравственного поступка на основе морального выбора и учетом моральных норм и принципов. Этому способствует разнообразие применяемых на занятиях методов, приемов, форм и технологий творческо-практического характера. Здесь особую роль приобретают анализ и оценивание содержания нравственно-этических ситуаций, воспитательных ситуаций этического характера и моральных дилемм.
Далее следует выделить, нравственная готовность студента к профессиональной деятельности, включающая в себя профессиональное становление на основе системы нравственных установок по отношению к окружающему миру, другим людям, себе. Нравственная готовность студента взаимосвязана с профессиональной этикой, направленной на развитие нравственного сознания и обеспечивающую готовность студента к решению нравственно-этических ситуаций, их анализу и оцениванию. Таким образом, происходит не только развитие нравственного сознания, но и становление этической позиции, как личности, так и профессионала на основании нравственных чувств стыда, совести и сопереживания.
Учет данных особенностей позволяет понимать процесс подготовки студентов. Процесс подготовки основывается на системно-деятельностном подходе в структуре учебного процесса и внеаудиторной работы. Важное значение приобретает деятельность преподавателя вуза по нескольким направлениям: формирование нравственно-этических знаний, формирование нравственного опыта, организация нравственно ориентированной практики. Общими принципами подготовки студента являются принцип антропоцентризма, принцип культуросообразности, принцип диалектического единства интеграции и дифференциации. Частными принципами подготовки студентов являются принцип единства педагогической морали и нравственной практики, принцип взаимодополняемости, принцип интеграции этического и педагогического знания, принцип морально-этической рефлексивности направленности процесса обучения студента в педагогическом вузе, принцип морального выбора.
Процесс подготовки студентов к формированию ДНЭО основывается на качественной методической подготовке учебных занятий преподавателями вуза различных дисциплин, позволяющих овладеть не только нравственно-этическими знаниями и представлениями, но и способствующих систематическому их использованию в реализации собственной деятельности, а также личностно-развивающими методами обучения и воспитания младших школьников. Следовательно, целесообразно использовать модель подготовки студентов к формированию действий нравственно-этического оценивания, включающую в себя компоненты: этико-образовательный, компетентностный, культурно-этический, методический и диагностический.
Готовность студента к формированию действий нравственно-этического оценивания у младших школьников может определяться различными показателями — наличием определенных профессиональных и личностных качеств, взглядами и убеждениями, опытом и ценностным отношением. Содержание готовности может рассматриваться в таких составляющих как интеллектуальная, оценочно-эмоциональная, поведенческая и рефлексивная.
Литература:
- Бездухов В. П. Морально-этическая рефлексия учащегося/ В. П. Бездухов, О. К. Позднякова// Известия Самарского научного центра РАН — 2010-№ 3 Т.12 — с. 575–577.
- Бичурина С. У. Проблема подготовки студентов педвузов к работе по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2012.- № 4. — с. 114–118.
- Борытко Н. М., Соловцова И. А. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед.вузов/ Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Из-во ВГИПК РО, 2006. — 96 с.
- Буравлева Н. А. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения/ Н. А. Буравлева, Н. К. Грицкевич// Вестник ТГПУ — 2014 — № 1 — с.21–24.
- Волкова МА. Измерение и оценивание нравственной культуры студентов в ходе учебно-педагогического взаимодействия/ М. А. Волкова// Вестник Южно-Уральского государственного университета — 2013 — № 3 — т 5 — с.114–120.
- Долматова, Н. В. Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к этическому воспитанию младших школьников/ Н. В. Долматова// Дис…канд.пед.наук 13.00.01 — М. — 2008–127 с.
- Жидкова Е. Ю. Формирование нравственного способа ориентации в профессионально-педагогических задачах у студентов вуза/ Е. Ю. Жидкова// Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири — 2014 — с. 82–89.
- Новикова В. И. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации/ В. И. Новикова// Автореф.дисс…докт.пед.наук 13.00.01 — Ростов-на-Дону — 2004–42с.
- Новикова, Л.И., Соколовский, М. В. Воспитательная пространство как открытая система (Педагогика и синергетика)/Л. И. Новикова, М. В. Соколовский// Общественная науки и современность. — 1998. — № 1. — с. 132 -143.
- Пархоменко, И. А. Социально-педагогические ресурсы повышения качества подготовки студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию младших школьников/ И. А. Пархоменко // Автореф.дис…канд.пед.наук 13.00.08 — Челябинск — 2009–25 с.
- Сафина Г. М. Поступок как «ядро» нравственного выбора народной философии/ Г. М. Сафина// Вестник ПАГС — 2010 — с. 194–199.
- Харчева И. С. Мотивы как основа становления эмотивно-аксиологической сферы субъекта/ И. С. Харчева// Сибирский педагогический журнал — 2011 — № 8 — с. 254–267.
- Шаров А. В. Формирование профессиональной этики специалиста в условиях вуза/ А. В. Шаров// Дисс…канд.пед.наук 13.00.08 — Новокузнецк, 2010. — 217 с.