Задача нравственного воспитания решается организацией целенаправленной системы учебной и внеучебной работы.
Нравственное формирование будущего учителя в педагогическом вузе — многогранный и сложный процесс. Обеспечить его эффективность может только четкая система воспитания, способная исключить дублирование в работе, противоречивые влияния на студентов, оказать комплексное воздействие на личность.
Одной из основных причин малой эффективности воспитательной работы в высшей педагогической школе следует признать отсутствие стройной продуманной системы нравственного воспитания. В педагогических институтах нередко преобладает случайность в определении содержания задач, в отборе форм и методов нравственного воздействия на студентов. Воспитательная работа в таких коллективах сводится к проведению различных групповых, факультетских и общеинститутских разрозненных и не всегда эффективных мероприятий, в которых, как правило, участвуют наиболее активные студенты.
Во многих педагогических институтах не изучаются вопросы этики учителя. Даже у выпускников нередко обнаруживаются разрозненные знания норм и требований педагогической морали. Работа по формированию нравственных качеств будущего учителя часто проводится изолированно, а не как целостная система по формированию идейно-политических, профессионально-педагогических и нравственных качеств личности будущего учителя. Отсутствие системы нравственного воспитания приводит к тому, что в ряде педагогических вузов не используется весь арсенал имеющихся средств и методов в их взаимосвязи, недостаточно учитываются возрастные и индивидуальные особенности студентов.
Все это нередко ведет к снижению качества воспитательной работы. Количество затраченных усилий коллективом вуза, общественными организациями не всегда оправдывается результативностью нравственного воспитания студенческой молодежи.
Разработка системы нравственного воспитания будущего учителя в педагогическом вузе поможет определить основные направления и содержания воспитательной работы. Она будет способствовать обеспечению преемственности в воспитательной работе со студентами разных курсов, обеспечит достижение единства педагогических требований к студентам, учет уровня нравственного развития и индивидуальных особенностей юношей и девушек.
Нравственное формирование будущего учителя в педагогическом вузе осуществляется не под влиянием одних каких-либо универсальных методов и средств, а под влиянием совокупности разнообразных средств и методов, различных видов деятельности.
Как отмечает Н. К. Гончаров, «система воспитательной работы включает множество взаимосвязанных структурных элементов, выполняющих определенные функции… Система — связанное целое, обусловленное взаимоподчинением и согласованностью составляющих ее частей и элементов, подчиненное целям формирования активного строителя коммунизма. Система включает и возможность управления процессом воспитания».
Система как единое целое обладает соответствующим составом — определенными компонентами. Компоненты системы существуют не изолированно, а в определённой связи. Связи — это воздействие элементов, компонентов друг на друга, за счёт которых последние объединяются в систему. Компоненты, части системы воспитания имеют прямую и обратную связь.
Характерной особенностью системы нравственного воспитания в педагогическом вузе являются то, что в основу определения задач, содержания и организации нравственного воспитания студентов положены этика советского учителя, вытекающая из особенностей педагогического труда и требований морального кодекса строителя коммунизма.
В системе нравственного воспитания важную роль играют организационные формы, методы и методические приёмы. Содержание нравственного воспитания воплощается в соответствующие формы. Система нравственного воспитания предлагает сочетание богатство содержания и многообразия, гибкости, эстетической выразительности организационных форм. Известно, что недооценка форм воспитательной работы, их однообразие носят серьёзный ущерб эффективности воспитательного влияния, снижают силу воздействия на сознание и чувства студентов даже в том случае, если содержание ценно в идейном и научном отношении.
Формы нравственного воспитания будущего учителя, диалектически взаимодействуя с содержанием, отражая цели воспитания и внутренние закономерности педагогической деятельности, в свою очередь органически взаимосвязаны с методами и приёмами учебно-воспитательного процесса.
Содержание нравственного воспитания воплощается в жизнь не только через формы, но и через методы-неотъемлемые элементы педагогического процесса. Однако нельзя считать понятия «формы» и «метод» равнозначными, а также неправомерно противопоставлять их, не видеть между ними диалектического единство. Организационные фирмы воспитания реализуются в методах и приемах. Формы и методы воспитания органически взаимопроникают и не редко могут изменяться. Они подвижны и порой их разграничение в известной меры условно. Вот почему в некоторых учебных пособиях такие понятия, как конференции, этические беседы, диспуты, экскурсии, и др. в одних случаях относят к формам работы, в других — к методам. Все названные группы форм воспитательной работы органически взаимодействуют, дополняют друг друга.
Система нравственного воспитания будущего учителя предполагает высокую эффективность различных форм воспитательной работы, которая зависит от соблюдения определенных педагогических условий.
В зависимости от структурных единиц изменяется качественный состав системы, т. е. изменяется содержание самого понятия. По мнению И. С. Марьенко, системы нравственного воспитания могут составить только те части и компоненты, которые касаются задач воспитания, видов деятельности и способах их осуществление, развития и становления личности.
Нравственное воспитание будущих учителей в высшей педагогической школе осуществляется в неразрывной связи с их профессиональным воспитанием. Профессионально-педагогическая направленность студентов на всех курсах должна быть нацелена на формирование знаний, навыков и умений, воспитание убеждений в высоком назначении учителя в социалистическом обществе. Эта задача решается всеми кафедрами и общественными организациями института в тесной связи со школой и органами народного образования.
С этой целью в институте и на факультетах систематически проводится встречи с лучшими учителями, классными руководителями, директорами школ, организаторами вне классной и внешкольной работы, организуются научно-методические конференции студентов, молодых учителей и др.
Каждый студент обязан принимать участие в общественно полезном труде: сельскохозяйственной, строительной работы, в компаниях по благоустройству и озеленению территории института, общежития и города, спортивно-оздоровительных мероприятиях. Во время педагогической практики студенты приобретают навыки определения уровня трудового воспитания классного коллектива и отдельных учащихся, планирования и организации общественно полезного труда учащихся.
Студенты должны уметь подготовится и выступить перед родителями с докладом и лекции по трудовому воспитанию. В процессе профессионально направленной деятельности у будущих учителей воспитывается нетерпимое отношение к нарушителям трудовой дисциплины, формируется и укрепляются дисциплинированность, организованность, ответственность и д. важнейшие нравственные качества.
В системы нравственного воспитания студентов важное место занимает вовлечение юношей и девушек в коллективную жизнь, и разнообразную общественную деятельность. ВУЗ, семья, преподаватели, родители, общественные организации- не единственные воспитатели студенческой молодежи. На нравственное формирование будущих учителей оказывает серьезное влияние окружающая среда. В огромной мере сферу воспитательного воздействия на студентов расширяют печать, радиовещание, телевидение, художественная литература, кино, театр и др. Виды искусства, спортивно-массовая работа.
Достижение такого единства во многом зависит от самого вуза, призванного обеспечить системы нравственного воспитания последовательность, силу, действенность.