Организация нравственного воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 11.04.2018

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Шадманова, Н. Б. Организация нравственного воспитания / Н. Б. Шадманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49270/ (дата обращения: 19.10.2024).



Нравственное самовоспитание возможно при высокой требовательности человека к себе, вере в свои силы. Стремление к самовоспитанию возникает лишь при совпадении благоприятных внешних условий и внутренних предпосылок, тогда, когда юноша или девушка в результате целенаправленной учебно-воспитательной работы оказались подготовленными к нему, достигли определенного уровня развития сознания и самосознания. Нравственное самовоспитание студентов продолжает и углубляет нравственное формирование личности будущего учителя, которое происходит в ходе профессионально-педагогической подготовки.

Под нравственным самовоспитанием подразумевается сознательная, целеустремленная работа человека, направленная на совершенствование положительных и устранение отрицательных нравственных качеств в соответствии с личными и общественными потребностями.

Потребность нравственного самовоспитания у студентов вырабатывается в результате влияния объективных условий и воздействия системы воспитания. Для организации нравственного самовоспитания необходимо, чтобы юноши и девушки осознали свое место в обществе, профессиональную ответственность. Особенность нравственного самовоспитания заключается в том, что свою полную реализацию она получает в случае образования действенных внутренних саморегуляторов нравственного поведения личности, самосовершенствования человека.

Эффективность нравственного самовоспитания в значительной степени зависит от результатов самовоспитания, так как в этом случае появляется сознательное отношение к внешним воспитательным воздействиям на основании более глубокого осознания личностью своих нравственных качеств. Это сознательное отношение может усилить или, наоборот, ослабить воспитательное влияние в зависимости от характера направленности самовоспитания личности.

Нравственное самовоспитание студентов определяется объективным воздействием среды и системы нравственного воспитания в вузе. Это неотъемлемая часть процесса нравственного воспитания. Только субъектом и объектом его в данном случае оказывается личность студента.

Самовоспитание студентов продолжает, дополняет и углубляет нравственное воспитание, совершающееся в процессе учебно-воспитательной работы, повышает эффективность всей воспитывающей деятельности высшей педагогической школы. Тем не менее, как показали наблюдения, в отдельных педагогических вузах не уделяется должного внимания вопросам организации самовоспитания студентов. Это объясняется, прежде всего, недооценкой важности нравственного самовоспитания и незнанием методики его организации.

Студенты стремятся углубить свои профессионально-педагогические знания, овладеть методикой самостоятельной работы. Однако их стремления и возможности иногда остаются неиспользованными, нереализованными из-за отсутствия умений и опыта организации самостоятельной работы.

Нравственное воспитание не может протекать без серьезного и критического отношения человека к своим поступкам, привычкам и поведению, без умения оценивать последствия своих действий с точки зрения общественных интересов. Очень важно для студентов высшего педагогического учебного заведения умение прислушиваться к мнению и критическим замечаниям своих товарищей. Предложенная студентам программа нравственного самовоспитания состояла из двух частей: а) качества личности учителя, над формированием которых будет работать студент педагогического вуза;

б) видов деятельности, участвуя в которых, студент сможет выработать необходимые профессионально-нравственные качества.

В исследованиях педагогов и психологов раскрыта структура качеств личности учителя, которая включает в себя:

а) педагогическую направленность, проявляющуюся в осознании общественно-политической значимости профессии учителя, интереса к педагогической профессии и склонности заниматься ею;

б) педагогические способности: педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность как черта характера, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности, способность передавать знания детям;

в) волевые нравственные качества личности учителя, а также целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и терпение, чуткость и тактичность, скоромность и требовательность к себе.

Такие требования к личности предъявляет сама педагогическая деятельность. Над формированием высоких качеств будущего учителя необходимо настойчиво работать. Вместе с тем структура качеств, как бы обоснованно она ни была составлена, вооружает лишь конечным результатом, далекой перспективой, но не методикой работы над собой. Поэтому вторая часть программы представляет собой задания – перечень видов деятельности, участвуя в которых, студент сможет выработать у себя необходимые для педагога качества.

Один из важных стимулов самовоспитания ‑ понимание необходимости преодоления разрыва между способностью, возможностью студента педагогического вуза и требованиями педагогической деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное самовоспитание, нравственное воспитание, нравственное самовоспитание студентов, педагогический вуз, самостоятельная работа, сознательное отношение, студент.


Задать вопрос