Модернизация начального образования требует глубоких изменений в подготовке бакалавров и предполагает её углубленное гносеологическое обоснование.
Значимость первого положения− гносеологического обоснования теории и методики воспитания − состоит в том, чтобы найти зависимость воспитания от общей структуры, этапов познания и свойственных ему противоречий. В связи с этим изучение основных понятий и категорий осуществляется в процессе систематизации конкретных чувственных образов с опорой на личный опыт обучающихся.
В процессе подготовки бакалавров выделяются этапы.
Этапсистематизации чувственного опыта бакалавров в вузе связан с получением знаний на основе конкретизации восприятий и личностного опыта. Правильная организация чувственного восприятия обеспечивает формирование отчётливых представлений об особенностях воспитательного процесса, которые приобретают эмоциональную окраску и начинают осознаваться с позиций высших духовных ценностей и нравственных идеалов.
Систематизация чувственных образов в процессе формирования основ мировоззрения, нравственной, экологической и эстетической культуры обеспечивает этап перехода мысли от чувственного к рациональному, от конкретного к абстрактному. Его реализация осуществляется в процессе изучения модульных программ бакалавриата. В соответствии с изменившимися требованиями к содержанию и практической реализацией основных положений воспитания информация подаётся таким образом, чтобы осуществить движение мысли от конкретного к абстрактному.
Этап развития абстрактного направлен на изучение закономерностей воспитательного процесса и овладение его содержанием в процессе изучения теоретических дисциплин. Переосмысление его сущности происходит через призму социальных взглядов и мировоззренческих идеалов обучающихся.
Этап движения мысли от абстрактного к конкретному опирается самоактуализацию личности. Происходит осмысление высших человеческих ценностей в соответствии с общественной жизнью и отношением студента к ней. На этом этапе осмысливается не только духовное содержание воспитания, но и нравственные символы, которые служат средством общения в соответствии с опытно-экспериментальной работой и практикой.
Этап определения конкретного как высшей формы познания в воспитательном процессе предполагает моделирование мировоззренческих основ в научно-исследовательской деятельности бакалавров. Реализация данной идеи акцентирует внимание на формирование всесторонне развитой личности, её внутреннего мира и предполагает поиск методически эффективного воздействия на внутренний духовный мир личности.
Второе положение − управление чувственным познанием в различных видах воспитания − определяется тремя факторами: качеством отражения действительности в чувственном образе, их количеством и мерой чувственного при отражении действительности. Эти факторы, в большей или меньшей степени, всегда проявляются в понимании основных тенденций воспитания и осуществляется в принципах и методах.Такой подход подготовки бакалавров к воспитанию обучающихся в начальной школе позволяет сформировать активную жизненную позицию.
Третье положение — организация воспитательного процесса на основе соотношения модели и оригинала, определяется гносеологическим обоснованием природы воспитания во взаимосвязи модели и оригинала.
Подготовка бакалавров к воспитательному процессу в начальных классах школы требует глубокого изучения методики, основывающейся на поэтапной деятельности студентов, в ходе которой изучаются вопросы формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), используются современные технологии и методики, раскрываются методические приёмы воспитания основных качеств личности. Этот процесс представляет собой систему закрепления основных понятий, умений, навыков, способов действий и компетенций, то есть модели.
Целью является познание закономерностей воспитания − модели, благодаря которой организуется познавательная деятельность студентов, а средством — оригинал, то есть, реальный объект, предмет процесс, явление воспитания, рассматриваемые во взаимоотношениях. Соотнося их в своём сознании, студент-бакалавр овладевает содержанием процесса воспитания при изучении теоретических положений, их практической реализации и исследовательской деятельности. Такое понимания данного феномена даёт возможность объединить тенденции воспитания в единый процесс.
Подготовка бакалавров к воспитательной работе в начальной школе базируется на алгоритме конструирования практической деятельности, который является предписанием для её осуществления. Он включает в себя: 1) осмысление концептуальных идей воспитания; 2) использование материалов по теории, методике воспитания младших школьников; 3) формирование универсальных учебных действий (УУД); 4) используемые технологии воспитания; 5) диагностику воспитанности будущего учителя и обучающихся.
Данные положения направлены на совершенствование подготовки бакалавров на основе теоретического осмысления и практической реализации современных методов и форм воспитания.
Материалы по подготовке бакалавров к воспитанию детей представлены содержанием основных положений гносеологического подхода, видов воспитания, ключевыми понятиями, описанием процессов и технологий с позиций реализации концептуальных идей.
Определение внутренней структуры воспитания обучающихся характеризуется: 1) целями и задачами воспитания; 2) концептуальными положениями; 3) закономерностями и принципами; 4) мотивацией; 5) функциями; 6) этапами, методами, формы и средства; 8) диагностикой результатов воспитания.
Моделирование воспитательного процесса в контексте гносеологического подхода нацелено на развитие УУД учащихся и создание условий для формирования основ российской гражданской идентичности, воспитания нравственных, экологических, эстетических чувств, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Содержание методики формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обеспечивается возможностью использования совокупности методов и организационных форм воспитания, которые представлены на основе гносеологического осмысления проблемы с позиций соотношения модели и оригинала.
Методы воспитания определяются нами в соответствии с тремя группами, предложенными С. П. Барановым: методами формирования модели,т. е. реальными процессами, ситуациями; методами изучения оригинала, т. е. реальными объектами воспитания; методами связи модели с оригиналом [1]. Они применяются на разных уровнях воспитания: 1) усвоения информации, необходимой для создания образа духовно-нравственной картины мира; 2) целостной формирования сознания личности, её ценностно-смысловых ориентаций; 3) организации деятельности и её направленности; 3) общения, предполагающего адекватное восприятие информации; 3) стимулирования поведения; 4) самовыражения и удовлетворения потребности в усвоении нравственных ценностей; 5) самооценки деятельности, поведения и поступка.
Методы соотношения модели и оригинала используются также при изучении группы методов самовоспитания. Так, методы изучения оригинала реализуются в методах самонаблюдения, самоконтроля, методы изучения модели — в методах самоубеждения, самоприказа; методы изучения связи модели с оригиналом предполагают самооценивание, самопоощрение.
В соответствии с гносеологическим обоснованием изучаемой проблемы его формы характеризуются целевым, содержательным процессуальным единством и выполняют: организационную; регулирующую и информативную функции воспитания
Средства воспитания — это объекты живой и неживой природы, материальные и духовные; виды деятельности; знаковые символы; приёмы коммуникации; мир жизнедеятельности; технические и компьютерные и информационные средства, игры. При их применении следует соблюдать следующие условия: 1) необходимо связывать с данным объектом информацию, раскрывающую внутренний мир личности воспитанника; 2) информация об объекте должна быть представлена с учётом соотношения модели и оригинала, в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией нужно включить в общение и совместную деятельность студента и детей.
Гносеологические аспекты подготовки бакалавров к воспитанию младших школьников реализовывались в логике личностно-ориентированных, ситуативных, альтернативных, интегрированных, информационных технологий, стратегические приоритеты которых соответствуют ценностям высоконравственной личности.
Таким образом представленная система подготовки бакалавров с позиций гносеологического подхода даёт возможность объединить в современном педагогическом познании различные тенденции становления личности младшего школьника, обогатить данный процесс современными исследовательскими методами инновационными формами и технологиями.
Литература:
- Баранов С. П. Гносеологический подход к начальному обучению.- София 2012.- 168 с.