Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников
Авторы: Емельянова Ирина Анатольевна, Куличенко Татьяна Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.04.2015
Статья просмотрена: 3641 раз
Библиографическое описание:
Емельянова, И. А. Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников / И. А. Емельянова, Т. В. Куличенко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7711/ (дата обращения: 21.11.2024).
В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, авторская технология и т. д.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях — проблемном обучении (И. А. Ильницкая, В. Т. Кудрявцев, М. И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, А. Т. Шумилин и др.) Е. Л. Мельниковой разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т. е. применима на любом предметном содержании и любой ступени.
Цели и этапы учебного процесса и методика их организации.
Общеизвестно, что основными образовательными целями учебного процесса являются: знания — понимаемая и воспроизводимая научная информация; умения — применяемые на практике знания; навыки — автоматизированные действия. Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия (например, на этапе устного счета или чистописания). [4]
Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, по моему мнению, организуются с помощью заданий — отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющегося в учебниках и дополнительных источниках набора и не представляет для учителя трудности.
Этап введения знаний организуется посредством методов — определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку. Возможно поэтому методы введения знаний (или методы обучения) являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий. [2]
Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение» (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др.), методы классифицировались в их связи с особенностями учебной (познавательной, творческой) деятельности учащихся. Дальнейшая разработка этой плодотворной идеи позволила предложить следующую классификацию методов обучения: постановки проблемы, поиска решения.
При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу. [4]
Технология постановки учебной проблемы
Учебная проблема существует в двух основных формах:
1. Как тема урока;
2. Как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Следовательно, поставить учебную задачу значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Подводящий к теме диалог
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т. к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. [4]
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Приведу пример сообщения темы с мотивирующим приемом.
Прием яркое пятно. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Дательный падеж».
Учитель: Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:
Такой падеж как...........
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно. Дательный падеж — тема нашего урока.
Таким образом, три основных метода постановки учебной проблемы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала, развивают у них творческие способности речь, мышление.
Поставив учебную задачу любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.
Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию.
Особенность использования проблемно-диалогической технологии на уроках чтения заключается в методике работы с текстом.
В отличие от традиционной методики программа «Чтение и начальное литературное образование» предлагает формировать у детей тип читательской деятельности, который представляет собой «...трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального) осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).».. Эта методика разработана Н. Н. Светловской и, на мой взгляд, ее применение способствует повышению интереса к урокам чтения у детей, а также, что самое главное побуждает их к самостоятельному домашнему чтению.
1. Работа с текстом до чтения.
Цель: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе слов.
2. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
3. Работа с текстом после чтения.
Цель: достижение понимания текста на уровне смысла. Постановка учителем проблемного вопроса, выполнение творческих заданий.
Очень нравятся нашим ученикам задания творческого характера: измените 4-ю часть сказки, как все могло бы закончиться («Царь-девица», чтение 2 кл.), оформи обложку книги, составь рассказ о Серебряном копытце, сочини волшебную сказку, нарисуй карту Муми-дола, нарисуй портрет понравившегося героя и расскажи о нем, подготовьте 2 вопроса к произведению, нарисуйте фантик с изображением любимого сказочного героя, слепите его, составьте ему пожелание, инсценирование и т. д.
Задача уроков чтения в начальной школе — не только в формировании и совершенствовании техники чтения, но и важно, чтобы ребенок читал выразительно и соблюдал правильную интонацию. Поэтому каждый урок мы начинаем с речевой разминки. Цель: постановка четкого правильного речевого дыхания, отработка произношения гласных, силы голоса (чтение стихов: шепотом, громко, беззвучно), интонационная отработка речи.
В результате этой работы дети высказали желание подбирать самим материал к разминке, а в последствии и проводить ее.
Прием «интеллектуальных разминок» мы используем на уроках: математики, информатики, окружающего мира, риторики. Учащиеся, самостоятельно и творчески подходят к подготовке разминки. Стоит отметить, что в процессе подготовки к ней ребята расширяют свой кругозор, знания других детей, учатся самостоятельно выделять главные моменты из большого количества материала по определенной теме. Этот вид заданий побуждает детей к творческому преподнесению материала (тест, викторина, загадка и т. д.).
Использование технологии в практике преподавания и организации познания на уроках окружающего мира имеет большое значение, так как позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности. В ходе реализации данных методов обучения в процессе познания окружающего мира младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляя характер и особенности предметов и объектов окружающей среды по их признакам и свойствам путём подготовки сообщений на тему (работа на опережение).
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов деятельностного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:
результативной — обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
здоровьесберегающей — позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
Данная технология обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» новые знания, что естественно способствует развитию познавательных способностей и активизации деятельности на уроке, формированию у детей умения общаться, рассуждать, анализировать, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умению самостоятельно ориентироваться в выполнении нестандартных заданий, логически мыслить, свободно высказываться, развивает творческие способности обучающихся.
Литература:
1. С. И. Брызгалова «Проблемное обучение в начальной школе» / Калининградский государственный университет, Калининград, 1998 г.
2. И. А. Ильницкая «Проблемные ситуации и пути их создания на уроке» / М., Педагогика, 1985.
3. А. М. Матюшкин «Актуальные вопросы проблемного обучения» / М., Педагогика, 1972.
4. Е. Л. Мельникова «Проблемный урок в начальной школе» // Начальная школа: плюс-минус, 1999 г., № 6, 7, 8.