Учебный диалог в процессе формирования деятельности первоначального чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.06.2015

Статья просмотрена: 2866 раз

Библиографическое описание:

Штец, А. А. Учебный диалог в процессе формирования деятельности первоначального чтения / А. А. Штец, Г. И. Шемигон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 829-831. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20276/ (дата обращения: 22.11.2024).

В статье рассматриваются различные подходы к определению содержания понятия «учебный диалог». Также делается акцент на отличие понятий «проблема» и «проблемная ситуация» и отмечаются характерные для учебного диалога методические особенности.

Ключевые слова: первоначальное чтение, учебный диалог, учебная задача, проблема, проблемная ситуация.

 

При обучении первоклассников деятельности первоначального чтения в данный момент особо актуальным является организация учебного диалога. Данная форма обучения позволяет увеличить познавательный интерес учеников, организовать активное обсуждение вопросов, по которым возникли затруднения или разногласия, формировать умение оценивания других и самооценки. В предметной области «Филология» ФГОС II поколения НОО [9] указано, что одной из основных задач реализации содержания является развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

Особую актуальность, в том числе и для усвоения первоначального чтения, имеет то, что в Примерной образовательной программе начального общего образования [10] в разделе «Коммуникативные универсальные учебные действия» отмечено, что выпускник научится:

-          формулировать собственное мнение и позицию;

-          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-          владеть диалогической формой речи.

Данные умения, определяющие коммуникативную грамотность школьника, также свидетельствуют о необходимости организации учебного диалога.

Следует отметить, что на данный момент не существует устоявшегося понятия «учебный диалог». Виноградова Н. Ф. [5] определяет его как «диалогическую форму обсуждения, целью которой является коллективное «открытие» истины».

Курганов С. Ю., Литовский В. Ф. [7] дают следующее определение: учебный диалог — это особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов. В основу логики обучения, формирующей личностное мышление человека, должна быть положена логика диалога; единицей такого обучения может быть урок особого типа, урок-диалог, на котором учитель и дети демонстрируют различные типы мышления и логики; в этом учебном диалоге в своеобразной форме воспроизводятся культурологические диалоги, характерные для определенных исторических эпох (античность, средневековье, Возрождение, новое время, современность).

Белова С. В. [2] рассматривает учебный диалог, как «особую форму обучения, с помощью которой обеспечивается движение участников к общему для всех познавательному результату».

Бахтин М. М. [3] в своих работах говорит о диалоге, как о возможности определить значение речи, ее содержание. Диалог по мнению ученого применяется для выяснения смысла высказывания. Бахтин М. М. говорит так: «Речь — любая речь, каждая речь может быть истинно понята лишь в контексте диалогических отношений. Элементарная единица речи — «высказывание», граница которого и смысл которого — начало «ответа» другого человека, другой личности. Высказывание все ориентировано на этот ответ или на новый вопрос, ко мне обращенный, таит в себе возможность и предвосхищение таких ответов, — вопросов, — сомнений».

Абрамкина О. Г. [1] в своем исследовании характеризует учебный диалог как «своеобразный вид целевой деятельности, включенной в процесс обучения и обладающий такими структурными компонентами, как учебные цели и задачи, соответствующие общим педагогическим четко поставленным целям обучения, содержание, субъекты и правила диалога, обеспечивающие усвоение как предметного содержания учебной дисциплины, так и норм социального поведения».

Мельникова Е. Л. [8] не дает точного определения понятию «учебный диалог», но утверждает, что на уроке осуществляется постановка учебной проблемы и поиск ее решения, для чего используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.

Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется — продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему или сочинить небольшое стихотворение).

С точки зрения влияния на формирование деятельности целесообразно опираться на определение Абрамкиной О. Г., так как только в нем диалог рассматривается как вид деятельности, то есть в рамках деятельностного подхода, как этого требует ФГОС.

Из определения важно то, что диалог определяется через наличие учебной задачи. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. [6] определяют учебную задача как «цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса». А учебная задача реализуется через проблему и проблемную ситуацию.

Следует сделать акцент на отличии проблемы от проблемной ситуации. В Большой психологической энциклопедии понятие «проблема» трактуется, как «осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта». Под проблемной ситуацией Брызгалова С. И. [4] понимает определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия. Необходимость обязательного применения проблемной ситуации обусловлена тем, что в начальной школе ученики еще не обладают культурой ведения дискуссий (определение точки зрения, выдвижение аргументов и т. п.).

По мнению Штеца А. А. [11] в 1 классе в основу учебного диалога должна лечь такая проблемная ситуация, как столкновение с неизвестным. Ученики определяют на базе пройденного материала, что очередная задача, поставленная учителем им незнакома, и самостоятельно ищут решение.

По мнению Ю. К. Бабанского для учебного диалога характерны следующие методические особенности:

-          наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;

-          наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;

-          возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения;

-          наличие цели организации диалога;

-          наличие обратной связи;

-          наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником.

Таким образом, следует отметить, что учебный диалог оказывает значительное влияние на формирование первоначального чтения. Он повышает осознанность позиционного принципа в структуре первоначального чтения, обеспечивает личностно-развивающий характер в процессе обучения грамоте, а также повышает уровень осмысленности первоначального чтения.

 

Литература:

 

1.         Абрамкина О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Г. Абрамкина. — Орел. — 2003. — 243 c.

2.         Библер В. С. М. М. Бахтин, или Поэтика культуры. — М.: Прогресс. — 1991. — 176 с.

3.         Белова С. В. Диалог — основа профессии педагога. — М.: АПКиПРО. — 2002. — 148 с.

4.         Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. — Калининград: 1998. — 91 с.

5.         Виноградова Н. Ф.. Учебный диалог — эффективный метод развития младших школьников.// Начальное образование. — 2010 — № 1.

6.         Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия». — 2003. — 176 с.

7.         Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение. — 1989. — 128 с.

8.         Мельникова Е. Л. Что такое проблемный диалог. // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — № 8. — С.3–8.

9.         М-во образования и науки Рос. Федерации Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М: Просвещение. — 2010.

10.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение. — 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

11.     Штец А. А., Сабодах Р. В., Исаева С. А. Обучение чтению и письму в букварный период (1–4). Программа. Методические рекомендации: Пособие для учителей начальных классов / Под редакцией А. А. Штеца. — М.: АРКТИ, Рольф. — 2002. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный диалог, проблемная ситуация, первоначальное чтение, учебная задача, ученик, особая форма обучения, осознание противоречия, процесс обучения, этап поиска решения, этап постановки проблемы.


Ключевые слова

проблема, проблемная ситуация, учебная задача, первоначальное чтение, учебный диалог, проблемная ситуация.

Похожие статьи

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»

В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.

К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины «Культура речи»

В статье рассматриваются разные подходы к построению учебной дисциплины «Культура речи» в зависимости от профиля обучения студентов.

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

К вопросу о методике работы с тестом на занятиях по филологическому анализу текста

В данной статье филологический анализ текста (ФАТ) рассматривается с точки зрения деятельностного подхода. Автором статьи определены понятия внутреннего и внешнего плана деятельности ФАТ и разработана методика анализа текста в аспекте деятельностной ...

Методические способы формирование читательского интереса

В данной статье предпринята попытка анализа методов и приёмов, способствующих активному формированию читательских умений. Ключевыми аспектами данной проблемы является развитие школьника как читателя и формирование желания к чтению.

Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования

В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов

В статье рассматривается понятие «организация», выделяются типы организации, дается определение конфликта в организации, рассматривается его специфика, виды и причины возникновения конфликтов. Особое внимание уделяется понятию «организационная культу...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Исследовательский урок диалогового обучения младших школьников первоначальному чтению

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения первоклассников первоначальному чтению на основе организации проблемных ситуаций. Данная педагогическая технология рассматривается сквозь призму структуры исследовательс...

Похожие статьи

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»

В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.

К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины «Культура речи»

В статье рассматриваются разные подходы к построению учебной дисциплины «Культура речи» в зависимости от профиля обучения студентов.

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

К вопросу о методике работы с тестом на занятиях по филологическому анализу текста

В данной статье филологический анализ текста (ФАТ) рассматривается с точки зрения деятельностного подхода. Автором статьи определены понятия внутреннего и внешнего плана деятельности ФАТ и разработана методика анализа текста в аспекте деятельностной ...

Методические способы формирование читательского интереса

В данной статье предпринята попытка анализа методов и приёмов, способствующих активному формированию читательских умений. Ключевыми аспектами данной проблемы является развитие школьника как читателя и формирование желания к чтению.

Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования

В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов

В статье рассматривается понятие «организация», выделяются типы организации, дается определение конфликта в организации, рассматривается его специфика, виды и причины возникновения конфликтов. Особое внимание уделяется понятию «организационная культу...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Исследовательский урок диалогового обучения младших школьников первоначальному чтению

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения первоклассников первоначальному чтению на основе организации проблемных ситуаций. Данная педагогическая технология рассматривается сквозь призму структуры исследовательс...

Задать вопрос