Современные подходы к уроку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, сентябрь 2016)

Дата публикации: 05.09.2016

Статья просмотрена: 1340 раз

Библиографическое описание:

Болховская, Е. В. Современные подходы к уроку / Е. В. Болховская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10961/ (дата обращения: 21.11.2024).



Достижению более высоких результатов на современном уроке при экономной затрате сил и времени способствует использование следующих методов: групповая дискуссия (побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию нового знания диалог). Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам зрения её участников; совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповую дискуссию использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором — это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Достижению устойчивых положительных результатов в организации образовательной деятельности способствует создание таких условий, где отношения «учитель-ученик», «ученик-ученик»построены на сотрудничестве и свободе выбора. А создание таких условий осуществляется в реализации системно-деятельностного подхода на уроках. Большим достижением учащихся является выполнение исследовательских работ изащита выполненных проектов. В ходе этой деятельности происходит: погружение и осознание проблемы; поиск, анализ и синтез необходимой информации; работа с компьютером; выбор посильных видов работы; умение работать в группе; использование своего жизненного опыта при обсуждении проблемных ситуаций; проведение самостоятельного исследования; умение проявлять творческую активность; умение отстаивать свою точку зрения.

Современный урок, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, включает в себя следующие структурные компоненты: постановка учебной задачи, принятие цели. Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что искать, «открывать»; предмет исследования позволяет сформулировать суть проблемы, скорее всего в виде проблемного вопроса. Этот вопрос становится основой той задачи, которую ученики будут решать на уроке; выбор плана действий, определить пути решения проблемы, ход дальнейшего действия; проведение собственного исследования, осуществление плана исследования; контроль, коррекция; оценивание; рефлексия.

Для достижения поставленной цели делаю акценты в структуре уроков введения нового знания на:

1) Самоопределение кдеятельности (организационный момент)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне. «Хочу, потому что могу». «Я— молодец! Уменя всё получится!»

‒ У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Комбинирую приёмы работы: предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех», «Вперёд, к новым открытиям!»)

2) Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

‒ Возникновение проблемной ситуации

3) Постановка учебной задачи

Цель этапа: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи; обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

‒ Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

4) Совместное исследование проблемы

Цель этапа: поиск решения учебной задачи.

‒ Способы: диалог, групповая или парная работа.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог.

5) Моделирование.

Цель этапа: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

‒ Способы: диалог, групповая или парная работа.

‒ Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

6) Конструирование нового способа действия. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель этапа: построение ориентированной основы нового способа действия; решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

‒ Способы: диалог, групповая или парная работа.

‒ Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Самым важным этапом урока являются — учебная ситуация, это эпизодическая часть урока, но, именно, вокруг неё разворачивается действие. Здесь закладывается фундамент развития творческого мышления младших школьников. На данном этапе ценным является научить ребёнка увидеть проблему, обозначить, поставить её. Для этого использую групповую дискуссию, создаю проблемные ситуации «с удивлением», «с затруднением», побуждающий диалог; подводящий диалог.

Образовательную деятельность необходимо организовать так, чтобы каждый учащийся испытывал необходимость в преодолении трудностей. Для этого необходимо комбинировать приёмы создания проблемной ситуации

тип проблемной ситуации

типпротиворечия

Приёмы созданияпроблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью выполнить задание учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

  • Комбинировать методы постановки учебной проблемы

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

‒ побуждение к созданию противоречия;

‒ побуждение к формулированию учебной проблемы.

2. Подводящий ктеме диалог:

‒ Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

‒ Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

3. Мотивирующие приёмы:

яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

  • Комбинировать методы решения учебной проблемы
  1. Побуждающий кгипотезам диалог
  2. Подводящий коткрытию знания диалог

Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

Побуждение косознанию противоречия

Побуждение кформулированию учебной проблемы

Прием 1.Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения?

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

Следующий метод учебной проблемы — подводящий диалог.

Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.

Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Системно-деятельностный подход — это то, что нужно современной школе для развития природных задатков детей. Ведь «…Трудных наук нет, есть трудное изложение материала» (А. И. Герцен).

Литература:

  1. Варламова Г. Г. Нетрадиционные формы учебных занятий как средство формирования познавательных интересов. //Начальная школа № 10, 2000 с. 34.
  2. Жердеева М. В., Кочеткова Л. Д. Привитие учащимся интереса к учебным занятиям // Начальная школа № 3, 2011. с. 8.
  3. Леонтьев А. А. Что такое «Школа2100?»//Начальная школа: плюс — минус», № 12, 1999
  4. Мельникова Е. Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя //Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2009 с.48–49.
  5. Савенков, А. И. Одарённый ребёнок в школе и дома. — Екатеринбург: Учебная литература, 2004–165с.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, диалог, учебная задача, учебная проблема, подводящий диалог, практическое задание, групповая дискуссия, парная работа, урок, шаг.