Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по экологическому образованию дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 05.03.2018

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Семенова Е. В. Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по экологическому образованию дошкольников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 122-124. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13919/ (дата обращения: 24.09.2018).



В статье рассматриваются вопросы управления экологическим образованием детей в дошкольном образовательном учреждении, описывается модель управления экологическим образованием, которая позволила коллективу МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара добиться высоких результатов в экологическом воспитании и образовании воспитанников.

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, управление, развивающая предметно-пространственная среда, функции управления, управление качеством экологического образования.

Правильно построенная система управления экологическим образованием в детском саду формирует экологическое мышление педагогов, культуру видения и использования природы, поднимает уровень духовной, творческой активности. Реализация творческого потенциала педагогов в области экологического образования детей, по мнению С. Н. Николаевой, осуществляется через управление, которое ориентировано на индивидуальные особенности личности, её направленность, темперамент и способности [1].

С января 2016г. наше учреждение стало работать в cтатусе городской проектной площадки по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности».

Коллектив детского сада поставил перед собой цель: формирование у воспитанников начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам природы непосредственного окружения. Для её достижения были определены следующие задачи:

‒ создать условия для экологического образования дошкольников;

‒ формировать у воспитанников представления об объектах природы и её многообразии, целостности живых организмов, их потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни, основы безопасного поведения в природе, готовность к совместной деятельности;

‒ повысить эколого-педагогическую компетентность педагогов и родителей; -транслировать опыт работы педагогов ДОУ на городских, региональных, всероссийских семинарах, конференциях, форумах;

Для решения этих задач была выбрана программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Работа осуществлялась поэтапно.

Целью первого этапа внедрения программы экологического образования дошкольников стало создание условий для её реализации (январь –сентябрь 2016г.) Функция управления была направлена на анализ образовательной ситуации в детском саду, диагностику готовности педагогов и родителей к экологическому воспитанию дошкольников, распределение функциональных обязанностей членов коллектива, создание эколого-развивающей среды в группах и на участке детского сада.

Значимым в деятельности руководителя является создание материальных условий для оптимальной организации развивающей предметно-пространственной среды. Были организованы: экологические центры в каждой возрастной группе, экологическая лаборатория, где находятся материалы для познавательно- исследовательской деятельности, занимательные экологические игры, дидактические пособия. В группах были организованы мини-музеи «Кладовая земли», «Волшебный мир дерева», «Музей хлеба».

В холле оборудован зимний сад ««Жигулевские горы», где представлена информация по экологическому воспитанию для родителей, проходят тематические выставки для воспитанников. На территории ДОУ имеется экологическая тропа, выполняющая познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции, наиболее интересные объекты: огород с различными культурами, фито –аптека с лекарственными растениями(мать-и-мачеха, тысячелистник, подорожник, мята, ромашки), метеоплощадка, дорожка «Здоровья».

Наряду с созданием эколого- развивающей среды изучалась методика её включения в образовательный процесс, осваивались современные технологии работы с воспитанниками. С этой целью проводились открытые НОД; методические марафоны, педагогические Советы, в форме выпуска журнала «Бережное и сознательное отношение к природе»; квест-игры, смотры-конкурсы «Лучший центр по познавательно-исследовательской деятельности», «Лучший участок детского сада»

К числу современных образовательных технологий, используемых педагогами, можно отнести лэпбук. В старших группах воспитателями совместно с воспитанниками и родителями созданы лэпбуки «Комнатные растения», «Сказки В. Сутеева», «Красная книга Самарской Луки», «Мы — метеорологи», «Такие разные деревья».

Главный результат управления деятельности на данном этапе проявился в создании мотивации коллектива, определении цели и задач экологической работы с воспитанниками.

На втором этапе (сентябрь 2016- апрель 2017г.) управленческая деятельность была направлена на повышение эколого-педагогической компетентности педагогов и эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников.

Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог-новатор, педагог-исследователь, поэтому так необходимо включаться в активную инновационную деятельность и повысить свой статус и статус образовательной организации.

На мой взгляд, эффективная расстановка кадров — залог успеха работы учреждения. Штат укомплектован на 100 %, все педагоги имеет педагогическое образование по направлению «Дошкольная педагогика», с высшей квалификационной категории — 8 педагогов, с первой квалификационной категорией — 14 человек. Получить новые знания в области экологического образования дошкольников педагоги ДОУ смогли, участвуя: — в методическом марафоне в ДОУ «Организация специфических детских видов деятельности как эффективное средство в формировании экологических представлений у воспитанников», — в экологических акциях «День Земли», «Чистая планета начинается с чистого двора!», -проводя консультации: «Использование художественных техник в процессе создания выразительных образов животных», «Как организовать уголок природы», «Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста при организации наблюдений на прогулках».

Педагоги повышают свою профессиональную компетенцию через курсы повышения квалификации в ЦРО г. о. Самара, СИПКРО, участвуют в городских методических марафонах, конкурсах профессионального мастерства «Воспитатель года- 2015, 2017». За последние 3 года прошли курсовую подготовку по экологическому образованию воспитанников 4 педагога. Накопленный опыт экологического воспитания в детском саду позволил:

‒ поучаствовать в городском заочном туре регионального конкурса «ЭкоЛидер-2016» и получить 3-е место;

‒ организовать и провести в апреле 2017 года городской семинар «Развитие у детей дошкольного возраста основ экологической культуры»;

‒ поучаствовать в городском и региональном этапе всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета-2016, 2017» и получить 1-ое место;

‒ 2 педагога стали призёрами городского конкурса на лучшую методическую разработку образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет, номинация «Познаём мир вместе!», за образовательные маршруты «Самарская Лука», «Волшебный мир деревьев»;

‒ принять участие в XIII региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций в г. Отрадном (4 чел.).

Повышению экологической культуры родителей способствовало их непосредственное участие в различных мероприятиях экологической направленности: экологических КВНах, семинарах-практикумах, совместных акциях.

В марте 2017 года родители приняли участие во Всероссийской акции в защиту водных ресурсов Земли — флэшмоб «Голубая лента-2017».

В течение учебного года мы проводили конкурсы совместного творчества родителей и воспитанников на лучший букет из цветов, овощей, фруктов, конкурс совместного творчества родителей и воспитанников «Подарки из вторичного сырья», на которых конкурсанты проявляют выдумку, фантазию и нестандартный подход в оформлении поделок.

Доброй традицией стало проведение Театрального фестиваля, который ежегодно проводится в конце марта — начале апреля каждого года. С 2016 года фестиваль имеет экологическую направленность. На целую неделю весь детский сад превращается в настоящий театр. В постановках спектаклей задействованы педагоги, родители и воспитанники ДОУ: кто- то артист или режиссер, кто- то костюмер или декоратор, для каждого находится дело по душе. Использование театрализованной деятельности помогает дошкольникам на эмоциональном уровне развивать любовь и бережное отношение к природе, помогает детям быть более уверенными в себе.

На третьем этапе (май 2017–2018г.) целью управленческой деятельности стало внедрение экологического воспитания в образовательный процесс ДОУ. Этому способствовала разработка педагогами ДОУ совместных проектов по экологическому воспитанию «Комнатные растения», «Волшебные свойства соли», «Зелёная аптека», «Огород на подоконнике». Проект в старшей группе «Волшебные свойства соли», воспитатель Гаврилова О. В., стал победителем в городском фестивале детских творческих проектов «Я узнаю мир- 2017»., а проект в подготовительной к школе группе «В мире часов», воспитатель Максимова М. Ю., стал победителем городского фестиваля детских исследовательских проектов «Я узнаю мир- 2018».

Успешность реализации задач экологического воспитания в проектах обеспечивается творческим взаимодействием всех участников образовательного процесса: воспитателей, воспитанников, родителей (законных представителей), способствуя созданию творческой атмосферы в ДОУ.

Важным направлением деятельности заведующего по управлению качеством экологического образования воспитанников является сетевое взаимодействие с другими учреждениями и организациями, которые занимаются решением проблем экологического просвещения населения. Осуществляя управленческие функции, администрация ДОУ расширяла содержательные, взаимовыгодные связи с учреждениями дополнительного образования и другими социальными партнерами: администрация Промышленного района г. о. Самара, ТОС «Ладья», филиал детской библиотеки № 2 г.о. Самара, МБДОУ СОШ № 78 г.о. Самара, областной эколого- биологический центр, Молодежный центр «Самарский», Самарский государственный социально- педагогический университет, Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна, Самарский социально- педагогический колледж.

Воспитанники, педагоги и родители активно участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня:

‒ Городской фестиваль «Педагогический старт»;

‒ Городской фестиваль детских творческих исследовательских проектов «Я узнаю мир»;

‒ Региональная акция «День птиц», проходившая на базе эколого-биологического центра.

Таким образом, создание системы экологического образования в детском саду, экологизация всего образовательного процесса, профессионализм педагогов, эффективная работа с родителями и учреждениями социума позволили интегрировано решать задачи экологического образования.

Продуктивному сотрудничеству педагогического, родительского и детского сообщества способствует создание творческой атмосферы в детском саду, направленной на активизацию личности. Творческая атмосфера побуждает педагогов к собственному педагогическому поиску в экологическом воспитании воспитанников. Педагоги транслируют свой опыт работы в различных периодических изданиях.

Результатом системной целенаправленной работы по экологическому воспитанию стало постоянное участие педагогов в региональных, международных конференциях. За 2 года в конференциях приняло участие 12 человек.

Опыт детского сада показывает, что углубленная работа ДОУ по экологическому образованию воспитанников, её результативность — это итог скоординированного взаимодействия всех участников образовательного процесса! Качество экологического образования дошкольников зависит от качества управленческой деятельности.

Литература:

  1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников, М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 128 с.
  2. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: пособие для руководителей ДОУ, М., 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, экологическое воспитание, образовательный процесс, самар, экологическое образование, экологическое образование дошкольников, экологическое образование воспитанников, управленческая деятельность, творческая атмосфера, Городской фестиваль детских.

Похожие статьи

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, виды проектов, структура проекта.

В этот период были так же выделены требования к экологическому воспитанию и образованию дошкольников

Зимний сад в экологическом образовании дошкольников

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Задачи экологического образования в детском саду

детский сад, экологическое воспитание, образовательный процесс, самар, экологическое образование, экологическое образование дошкольников, экологическое образование воспитанников, управленческая деятельность...

Инновационные подходы в экологическом образовании детей...

Ключевые слова: экологическое образование, ФГОС, экологические акции, дидактические экологические игры.

Новые виды иформы экологического образования дошкольников. Дидактические экологические игры.

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

детский сад, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, ребенок, родитель, экологическое образование дошкольников, экологическая направленность, дошкольный возраст...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный процесс.

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм...

Современные подходы к экологическому воспитанию...

Формирование экологической культуры дошкольников через... Экологическое образование дошкольников— непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его.

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

...экологическая сказка, Николаев, экологическое воспитание дошкольников, экологическое образование воспитанников, экологическая культура. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, виды проектов, структура проекта.

В этот период были так же выделены требования к экологическому воспитанию и образованию дошкольников

Зимний сад в экологическом образовании дошкольников

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Задачи экологического образования в детском саду

детский сад, экологическое воспитание, образовательный процесс, самар, экологическое образование, экологическое образование дошкольников, экологическое образование воспитанников, управленческая деятельность...

Инновационные подходы в экологическом образовании детей...

Ключевые слова: экологическое образование, ФГОС, экологические акции, дидактические экологические игры.

Новые виды иформы экологического образования дошкольников. Дидактические экологические игры.

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

детский сад, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, ребенок, родитель, экологическое образование дошкольников, экологическая направленность, дошкольный возраст...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный процесс.

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм...

Современные подходы к экологическому воспитанию...

Формирование экологической культуры дошкольников через... Экологическое образование дошкольников— непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его.

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

...экологическая сказка, Николаев, экологическое воспитание дошкольников, экологическое образование воспитанников, экологическая культура. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Задать вопрос