Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 24.03.2017

Статья просмотрена: 430 раз

Библиографическое описание:

Пискунова Е. Н., Самсоненко И. В. Воспитание экологической культуры в ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 536-539. — URL https://moluch.ru/archive/146/40924/ (дата обращения: 20.08.2018).



Природа для нас — кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу — значит охранять Родину.

М. М. Пришвин

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания. Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед нами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.

Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ».

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

‒ формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

‒ воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Всю работу по экологическому образованию мы осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Свою работу начинали с детьми 2–3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. В этом возрасте нужно давать детям информацию понемногу, используя игры, забавы. И возвращаться по нескольку раз к одним и тем же объектам, и явлениям.

Во второй младшей группе работу продолжили. Мы привлекали ребят к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т. д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Вместе с родителями делали кормушки и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к труду, разумному природопользованию, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношения к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

Самое главное — в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Исходя из опыта работы, мы считаем, что наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия мы относим экскурсии, прогулки, наблюдения, экспериментирование.

Для получения экологических знаний и последующего их применения необходимо создать условия. Для осуществления задач по экологическому воспитанию, мы в своей работе используем следующее:

  1. Создаем предметно-развивающую среду, обеспечивающую разработку экологических знаний дошкольников:

‒ организовываем «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными, а мы личным примером демонстрируют им правильное отношение к объектам природы;

‒ собираем демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации, альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; слайды).

  1. Осуществляем ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
  2. Регулярно планируем и проводим тематические прогулки, экскурсии, походы, помогающие детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; учим видеть красоту окружающего мира.
  3. Активно используем развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности.
  4. Осуществляем интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т. е. включаем элементы экологических знаний в другие занятия.
  5. Проводим просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя различные ее формы: беседы, лекции об экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т. д.

В группе мы оборудовали экологический центр, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.

На территории дошкольного учреждения мы создали опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы наши детки могли проводить опытно-исследовательскую деятельность. Они очень любят наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

В своей работе мы используем различные экологические проекты и акции, которые помогают нам сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора в парке, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросовых материалов, разработку Красной книги природы родного края, и др.

Названия акций и проектов могут быть следующие:

‒ «Чистый город»;

‒ «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

‒ «Наши домашние питомцы»;

‒ «Птичья столовая»;

‒ «Природные богатства нашего края»;

‒ «Реки нашего города».

Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать:

‒ создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;

‒ написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;

‒ разработку презентаций, фоторепортажей и др.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одно из крайне важных и наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения-это экологическое образование (просвещение) родителей. Наша задача — привлечь взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. В дошкольном возрасте ребенок сам стремится к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Мы считаем, что семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Именно в период раннего детства в семье закладывается фундамент нравственного воспитания,

В работе с родителями мы используем традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т. д. Информацию по экологическому воспитанию размещаем в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, мы также активно используем инновационные формы и методы работы:

  1. Круглый стол «Система экологического воспитания в детском саду»;
  2. Тематические выставки: фотовыставка «Домашние животные», «Мой любимый питомец», «Удивительные комнатные растения».
  3. Выставка рисунков «Мы спасем планету!», «Кто, если не мы», «Мой чистый город».
  4. Семейные экологические встречи: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево», «Вырасти цветок».
  5. Конкурс семейных талантов: «Чудесные превращения овощей», «Мой любимый цветок», «Птичья столовая».

Работу с родителями мы проводим постепенно и поэтапно. Это непрерывный процесс, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, является лично значимой для них. Сотрудничеству взрослого и ребенка способствует их совместная деятельность, в результате чего происходит эмоциональное, психологическое сближение.

Развитие экологического сознания невозможно без осознания своего единства с природой. Поэтому весь обучающий процесс мы построили в форме игры. В результате у детей повысился интерес к исследовательской познавательной деятельности. Через беседы у ребят формируются экологические знания, побуждающие к размышлению. Мы учим детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываем эмоциональную отзывчивость, развиваем наблюдательность дошкольников.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Также необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Мы считаем, что в результате проделанной нами работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, есть положительная динамика. Цели и задачи, поставленные в начале нашего пути, достигнуты. У дошколят сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Приятно осознавать, что твои старания и усилия не прошли даром. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

Литература:

  1. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
  2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — (Библиотека воспитателя).
  3. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Год: 2009
  4. Аксенова П. В заповедном лесу: Экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2009.
  5. Детский сад — эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. — 2004.
  6. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.


Похожие статьи

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

Природа — мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Особенности формирования экологической культуры...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Проблема экологического воспитания дошкольников...

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда...

Формирование у детей основ экологической культуры

Экологическое воспитание — это воспитание духовности, интеллекта, нравственности, и его нужно начинать с самых маленьких.

Именно поэтому уделяется большое внимание воспитанию экологических знаний в дошкольном возрасте, и оно наиболее продуктивно.

Формирование экологической культуры детей старшего...

...экологическая сказка, Николаев, экологическое воспитание дошкольников, экологическое образование воспитанников, экологическая культура

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

Природа — мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения...

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Особенности формирования экологической культуры...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Проблема экологического воспитания дошкольников...

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда...

Формирование у детей основ экологической культуры

Экологическое воспитание — это воспитание духовности, интеллекта, нравственности, и его нужно начинать с самых маленьких.

Именно поэтому уделяется большое внимание воспитанию экологических знаний в дошкольном возрасте, и оно наиболее продуктивно.

Формирование экологической культуры детей старшего...

...экологическая сказка, Николаев, экологическое воспитание дошкольников, экологическое образование воспитанников, экологическая культура

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Задать вопрос