Роль учебной практики в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мжельская, Т. В. Роль учебной практики в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков / Т. В. Мжельская, В. А. Спесивцева, А. О. Доронина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 118-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13702/ (дата обращения: 26.04.2024).



Среди видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, осваивая программу бакалавриата, предусмотренных ФГОС 3+ высшего образования по направлению педагогическое образование, профиль история, является исследовательская. В данном документе также можно выделить несколько компетенций, формирование которых позволит будущему учителю истории проводить самостоятельную научную работу или руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся [1].

Остановимся на анализе группы компетенций, которые определяют умения и навыки научно-исследовательской деятельности. Так, будущий историк должен быть способен использовать основы философских и социо-гуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1). Он также должен быть способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2), обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6). Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими исследовательской деятельности, на которую ориентирована программа бакалавриата. Среди них: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) [1].

Хотя ФГОС разных направлений и профилей имеет различные формулировки компетенций, суть одна — формирование навыков исследовательской деятельности, которая имеет дело с несколько иным содержанием образования — под ним понимается не определенный объем предметной информации, а функциональные навыки мышления, развиваемые средствами учебного исследования [2, с. 144].

Приемы формования исследовательских компетенций достаточно разнообразны. Для историков важно умение работать с разнообразными историческими источниками, примеры работы с ними преподаватели показывают практически на каждом занятии, показывают, как происходит историческое исследование. Преподаватели Института истории, гуманитарного и социального образования постоянно проводят собственные научные исследования, систематически публикуют свои труды [3, 4, 5, 6, 7]. Показ результатов своих исследований является одним из способов формирования навыков исследовательской деятельности, что приобретает особую важность при подготовке будущих профессионалов. Все это помогает успешно реализовывать современные образовательные требования, принципа системности и компетентностного подхода [8].

Одним из основных направлений в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков, является прохождение ими учебных практик. В данной статье речь пойдет о прохождении археологической практики и близких к ней культурно-просветительской и музейной. Учебный план по направлению педагогическое образование, профиль история предусматривает прохождение на 1 курсе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (археологическая). В случае, если по медицинским показаниям студент не может выезжать в полевые условия, он проходит практику на базе музея. Ранее планом предусматривалась культурно-просветительская практика и в течение нескольких лет был накоплен определенный опыт ее проведения.

В требованиях к содержанию и организации археологической практики определяются ее цели и задачи. Кроме прочих особо отметим следующие: приобретение практических навыков работы с архивными источниками при проведении исторических исследований и написании исследовательских работ; приобретение навыков практического использования археологических находок в исследовательской деятельности и в преподавании истории в школе; использование археологического материала в исследовательской работе историка и преподавании истории в школе.

Неоценимый вклад в организацию и проведение практики внесен д. и. н., проф. Т. Н. Троицкой. Она руководила ею с 1972 по 1986 годы. Благодаря Татьяне Николаевне были сформированы основные традиции и принципы ее проведения [9].

Полевая археологическая практика появилась в учебных планах педагогических институтов еще в 1965 году. Студенты за период этой практики должны были получить общее представление о методике археологических исследований. В ходе практики они должны были понять, для чего существует общий генплан раскопа, хотя бы один раз взглянуть в нивелир, знать, что такое стратиграфия раскопа и каковы принципы проведения археологических работ. Одним словом, они должны были осознать, что осуществление раскопок требует конкретных специфических знаний и умений, без которых археологические исследования превращаются в обычный грабеж самого памятника [10].

Учитывая значение археологии и археологической практики в учебной программе, можно следующим образом определить ее основные задачи. Во-первых, главная задача археологической практики − углубить знания студентов по археологии, закрепить полученный на лекциях и семинарских занятиях материал, показать все многообразие археологических источников.

Во-вторых, выработать у студентов-практикантов профессиональные навыки и ознакомить с организацией труда в полевых условиях. Обязательным является обучение методике археологических исследований, ведению документации, первичной камеральной обработке материалов, знакомство с основными принципами реставрации и интерпретации полученных данных.

В-третьих, постановка научной задачи перед практикантами, заинтересованными в изучении археологических памятников, позволяет выработать профессиональные навыки, которые способствуют становлению их как самостоятельных исследователей. Это важный этап в формировании научных интересов. Студенты начинают заниматься научной работой, выступая на студенческих научных конференциях различного уровня, работая над темами курсовых и дипломных сочинений, публикуя статьи по материалам археологических экспедиций.

Много лет назад сложились традиции тесного сотрудничества НГПУ с Институтом археологии и этнографии СО РАН. Особо следует подчеркнуть роль доктора исторических наук В. И. Соболева, который впервые организовал проведение учебно-производственной практики НГПУ совместно с ИАиЭ СО РАН. Благодаря этой инициативе в 70-х−80-х гг. XX века студенты НГПУ принимали участие в раскопках всех наиболее значительных памятников Барабы, например, таких комплексов как Туруновка, Преображенка, Сопка и др. В последние годы сложились традиции тесного сотрудничества с Институтом археологии и этнографии СО РАН. В результате практика НГПУ вливается в академические экспедиции, сформированные ИАиЭ СО РАН. В экспедициях студенты видят уникальные примеры служения науки, что важно для формирования будущего профессионала.

В последние годы студенты-практиканты включаются в состав академических экспедиций, сформированных Институтом археологии и этнографии СО РАН. С 2006 г. большая часть из них работает в Западносибирском и Барабинском отрядах Североазиатской комплексной экспедиции (руководитель − академик В. И. Молодин). Преимущества такой организации практики проявляются в нескольких аспектах:

– работы проводятся с применением передовых методик полевых исследований, используется новейшее оборудование (с некоторыми разработками студенты знакомятся на стадии тестирования);

– результаты проектов научно-образовательного характера оперативно внедряются в учебный процесс педагогического университета;

– в экспедициях практиканты работают с учёными мирового уровня, иностранными специалистами, имеют возможность ознакомиться с разными направлениями археологической науки [11].

Студенты, проявляющие интерес к археологии во время обучения в вузе, пишут рефераты, курсовые и дипломные работы, посещают спецкурсы и спецсеминары, готовят доклады и выступают на конференциях разного уровня — от вузовской до международной. Как правило, итогами подобной деятельности являются публикации материалов конференции или статьи в различных сборниках. Личная заинтересованность студентов в подобной деятельности определяется и полученными результатами. У них есть возможность участвовать в конференциях разного уровня, публиковать тезисы выступлений. В случае удачного выступления можно получить диплом лауреата. Сбор данных в портфолио увеличивает шансы для поступления на следующий уровень образования — в магистратуру.

Как правило, эти студенты являются членами археологического клуба. Эта организация начиналась в форме научного студенческого кружка в 1956−1957 годах. Его организатором и идейным вдохновителем была Татьяна Николаевна Троицкая. В кружок, а сейчас в клуб, приходят студенты после практики: и те, кто заинтересовался археологией как наукой, и те, кого привлекает романтика полевой жизни. Накопленные студентами в процессе работы научные материалы на последнем курсе являются основой для написания выпускной квалификационной работы. Многие студенты к окончанию вуза имеют несколько публикаций [11, c. 12–19].

В последние годы сложилась традиция, когда исследования студентов проходят в двух разных направлениях: как в традициях классических исследовательских работ по археологии, так и в рамках междисциплинарного подхода, когда археологические материалы привлекаются только в качестве аргументов для интерпретации фольклорных источников. Выполнение подобных работ способствует формированию определенных научно-исследовательских компетенций будущих историков.

В том и другом случае студенты занимаются исследованием оригинальных исторических источников. В музее изучаются архивные материалы, в археологической экспедиции — вещественные свидетельства прошлого. После прохождения музейной практики студенты должны в обязательном порядке написать исследовательскую работу. Она является необходимым условием получения зачета.

В процессе подготовки докладов студенты получают навыки исследования приобретенных в экспедициях материалов, применения специфических археологических методов. В дальнейшем те, кто более глубоко занимается археологическими изысканиями, получают возможность участвовать в региональных, всероссийских, международных конференциях. Одним из основных направлений после экспедиционной деятельности является индивидуальная работа со студентами — обучение основам научной деятельности. Одним из основных результатов исследовательский работы студентов является представление ее результатов. Они выступают с докладами на конференциях разных уровней. Первый опыт они получают в процессе участия в полевых конференциях, на которых обобщается и доводится до студентов весь полученный научный материал. Проведение подобного мероприятия необходимо, так как при длительных стационарных работах на одних и тех же памятниках за один полевой сезон в разное время работает несколько групп практикантов. Как следствие, без подобного мероприятия ни одна из групп не будет иметь представления о результатах работы экспедиции в полном объеме.

Как правило, те же студенты публикуют результаты своих исследований либо в виде тезисов, либо в виде статей в различных сборниках.

Те студенты, кто не может по состоянию здоровья жить и работать в полевых условиях экспедиции, проходят практику в многопрофильном музее НГПУ или на других базах.

Студенты, проходившие культурно-просветительскую практику в многопрофильном музее НГПУ, занимались изучением различных материалов, которые стали основой сборника очерков, рассказывающих о преподавателях и сотрудниках, работавших в разные годы в НГПИ−НГПУ.

Необходимость проведения подобной работы обусловлена определенными условиями функционирования музея НГПУ. Многопрофильный музей НГПУ состоит из трёх залов: истории вуза, археологии и этнографии. В течение многих лет в музее проходила работа по сбору и накоплению материала (записи воспоминаний, сбор экспонатов). Работа проводилась по разным направлениям: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, бывшими и действующими преподавателями и сотрудниками вуза, работа с документами из архива университета. Сотрудники музея, работая с документами из личных дел архива НГПУ, постоянно выявляют новые данные и сведения, редактируют материалы, представленные на выставочных стендах. Постоянно выявляются «белые пятна», расхождения и нестыковки в полученных данных и датах. Таким образом, постоянно идет восстановление полной истории института-университета. В связи с этим при организации музейной (для специалистов), а затем культурно-просветительской (бакалавров) практик, студенты ИИГСО работают с личными делами преподавателей из архива НГПУ. Отрабатывают книги приказов по институту, книги ППС (профессорско-преподавательского состава), уточняют номера приказов, даты и восстанавливают последовательность и хронологию, кто и когда возглавлял факультет или кафедру.

По документам (автобиографии, приказы, характеристики) из личных дел они составляют в строгой хронологии биографические очерки преподавателей, которые в разное время были деканами факультетов или заведующими кафедрами, что позволяет составить более полно историю факультета, кафедры, института-университета.

Студенты во время практики получают навыки научно-исследовательской работы, обрабатывая документы, хранящиеся в фондах музея и архиве педагогического университета. Сами очерки в будущем могут стать источниками для написания разных работ: докладов, курсовых, ВКР, статей [12].

Таким образом, учебные практики обладают значительным потенциалом по формированию исследовательских компетенций у студентов-историков. Одной из основных задач, решаемых в процесс проведения археологической, музейной и культурно-просветительской практик, является формирование исследовательских компетенций у студентов-историков.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 1426 [электронный ресурс] // Консультант плюс URL: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/24–44.03.01.pdf (дата обращения 25.01.2017).
  2. Ширяева Н. А. Специфика реализации исследовательской деятельности в организации образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 144–148.
  3. Спесивцева В. А. Семинары, олимпиады и конференции как пути формирования исследовательской компетенции у бакалавров-историков // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 501–503.
  4. Спесивцева В. А. Формирование исследовательской компетенции у бакалавров-историков в ходе семинарских занятий // Молодой ученый. — 2017. — № 20. — С. 467–469.
  5. Спесивцева В. А. Предпосылки формирования исследовательской компетенции у бакалавров-историков при изучении курса «Источниковедение» // Молодой ученый. — 2017. — № 34. — С. 118–120.
  6. Мжельская Т. В., Спесивцева В. А. Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков // Молодой ученый. — 2018. — № 1. — С. 138–140.
  7. Мжельская Т. В., Спесивцева В. А., Доронина А. О. Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 88–91.
  8. Умбрашко К. Б. Гуманитарное образование в школе и вузе:традиции и инновации // Вестник педагогических инноваций. 2014. № 3 (35). С. 14–19.
  9. Троицкая Т. Н. Полевая археологическая практика и научный кружок в подготовке будущего учителя к краеведческой работе. — Новосибирск, 1980. — 12 с.
  10. Троицкая Т. Н. Полевая археологическая практика // Археологическая и музейная практики в образовательном процессе ИИГСО: сборник студенческих исследовательских работ. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. — С. 7–11.
  11. Дураков И. А., Мжельская Т. В. Археологическая практика НГПУ: прошлое, настоящее, перспективы будущего (к сорокалетнему юбилею проведения археологической практики в НГПУ) // Археологическая и музейная практики в образовательном процессе ИИГСО: сборник студенческих исследовательских работ. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. — С. 12–19.
  12. Михайловская Н. В., Мжельская Т. В. Поисково-исследовательская деятельность студентов как фактор решения основных задач музейной практики // Археологическая и музейная практики в образовательном процессе ИИГСО: сборник студенческих исследовательских работ. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. — С. 55–58.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, археологическая практика, исследовательская деятельность, работа, Институт археологии, культурно-просветительская практика, материал, многопрофильный музей, направление, формирование.

Похожие статьи

Научно-исследовательская работа студентов-музыкантов во...

студент, археологическая практика, исследовательская деятельность, работа, направление, многопрофильный музей, материал, культурно-просветительская практика, Институт археологии, формирование.

Использование памятников археологии в организации...

Археология — наука о древности. Археологическая культура — это комплекс

Подробно экскурсионная практика работы со школьниками в ходе изучения памятников

В настоящее время богатый археологический материал передан в Саткинский краеведческий музей.

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика.

музей, культурно-образовательная деятельность, музейная аудитория, музейная информация, музейная деятельность, музейная коммуникация, музейная работа, профиль музея...

Культурно-образовательная деятельность музея...

Понятие «культурнообразовательная» деятельность музея появилось в

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное

Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший элемент музейной.

Роль Казанского районного краеведческого музея имени...

История, теория, практика: Учеб.

Археология — наука о древности. Археологическая культура — это комплекс.

В настоящее время богатый археологический материал передан в Саткинский краеведческий музей.

Археологическое прошлое в настоящем регионального...

Востребованность археологического материала в регулярной музейной просветительской деятельности нашла отражение в разработке специального маршрута по дюнным объектам парковой зоны.

В целом экскурсионная практика 2009–2013 гг. показала перспективность...

Научно-исследовательская, музеографическая...

Научно-исследовательская, музеографическая и культурно-образовательная деятельность Томского областного краеведческого музея (1990–2010 гг.)

Значительные перемены в научной работе музея повлияли и на такое направление музейной деятельности, которое в...

История изучения археологического памятника «Гермонасса...»

Музей, не имевший средств на раскопки, ставил задачи сбора материалов по истории местных раскопок, запись

Раскопки, без малого, прекратились на 21 год и только в 1952 г. начались систематические раскопки Таманского городища Институтом археологии АН СССР под...

Проектная деятельность в воспитательной работе на примере...

Во время летней практики в г. Краснодаре перед воспитателями и

Исследовательская деятельность обучающихся ведется мною по двум направлениям. Организация работ по созданию музея «Духовно- исторической памяти» на базе МБОУ СОШ № 9.

Похожие статьи

Научно-исследовательская работа студентов-музыкантов во...

студент, археологическая практика, исследовательская деятельность, работа, направление, многопрофильный музей, материал, культурно-просветительская практика, Институт археологии, формирование.

Использование памятников археологии в организации...

Археология — наука о древности. Археологическая культура — это комплекс

Подробно экскурсионная практика работы со школьниками в ходе изучения памятников

В настоящее время богатый археологический материал передан в Саткинский краеведческий музей.

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика.

музей, культурно-образовательная деятельность, музейная аудитория, музейная информация, музейная деятельность, музейная коммуникация, музейная работа, профиль музея...

Культурно-образовательная деятельность музея...

Понятие «культурнообразовательная» деятельность музея появилось в

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное

Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший элемент музейной.

Роль Казанского районного краеведческого музея имени...

История, теория, практика: Учеб.

Археология — наука о древности. Археологическая культура — это комплекс.

В настоящее время богатый археологический материал передан в Саткинский краеведческий музей.

Археологическое прошлое в настоящем регионального...

Востребованность археологического материала в регулярной музейной просветительской деятельности нашла отражение в разработке специального маршрута по дюнным объектам парковой зоны.

В целом экскурсионная практика 2009–2013 гг. показала перспективность...

Научно-исследовательская, музеографическая...

Научно-исследовательская, музеографическая и культурно-образовательная деятельность Томского областного краеведческого музея (1990–2010 гг.)

Значительные перемены в научной работе музея повлияли и на такое направление музейной деятельности, которое в...

История изучения археологического памятника «Гермонасса...»

Музей, не имевший средств на раскопки, ставил задачи сбора материалов по истории местных раскопок, запись

Раскопки, без малого, прекратились на 21 год и только в 1952 г. начались систематические раскопки Таманского городища Институтом археологии АН СССР под...

Проектная деятельность в воспитательной работе на примере...

Во время летней практики в г. Краснодаре перед воспитателями и

Исследовательская деятельность обучающихся ведется мною по двум направлениям. Организация работ по созданию музея «Духовно- исторической памяти» на базе МБОУ СОШ № 9.