Коллекционирование как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Муталлапова Е. Г., Шебаршева А. Е. Коллекционирование как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 74-77. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13517/ (дата обращения: 16.12.2018).



Коллекционирование — одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи. В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, т. е. связь с образовательной деятельностью по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, коммуникативной деятельностью, сенсорным развитием.

Другой немаловажной причиной занятий с детьми с общим недоразвитием речи коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в нашей группе встречаются дети с гиперактивным поведением, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Потому в нашей группе для детей 5–7 лет с ОНР возник проект по коллекционированию «Чудо пуговица».

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: воспитатель, учитель-логопед, дети 5–7 лет с ОНР, родители воспитанников.

Срок реализации: краткосрочный

Цель проекта: формирование у детей естественно — научных представлений о предметах окружающего мира.

Задачи проекта:

‒ заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;

‒ сформировать у детей представления о роли пуговиц в жизни человека, о многообразии пуговиц; — развивать познавательные процессы, коммуникативные навыки и мелкую моторику рук у детей;

‒ организовать работу по взаимодействию с родителями в рамках проекта.

Этапы реализации проекта:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

Подготовительный этап:

  1. Обсуждение темы проекта
  2. Сбор информационного материала
  3. Анализ художественной литературы, музыкального репертуара
  4. Подбор материала для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;
  5. Проведение консультации «Коллекция пуговиц — как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
  6. Изготовление костюмов для выступления агитбригады
  7. Подбор методической познавательной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме;
  8. Создание необходимых условий для реализации проекта.

Основной этап:

Формы работы с детьми:

Познавательно-исследовательская деятельность:

  1. Посещение интернет-музея пуговицы. Дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос.
  2. Рассматривание пуговиц под лупой.
  3. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.

Коммуникативная деятельность:

‒ Составление описательных рассказов о пуговицах;

‒ Придумывание сказок и историй;

‒ Словесные игры и речевые упражнения: «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи», «Сосчитай», «Узнай по описанию», «Один-много».

Восприятие художественной литературы и фольклора

‒ Загадки о пуговице;

‒ Стихи о пуговице;

‒ Пословицы и поговорки о пуговицах;

‒ Приметы о пуговицах

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету», «Умные шнурочки», «Собери пуговицу», «Отгадай на ощупь геометрические фигуры и цифры», «Сосчитай пуговки», «Выложи букву из пуговиц», «Выложи фигуру из пуговиц». Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».

Изобразительная деятельность:

  1. Рисование: «Нарисуем пуговицу»
  2. Лепка из соленого теста «Мы дизайнеры», составление из пуговиц узоров на пластилине «Бабочка», «Кошка»
  3. Коллективная аппликация «Лебеди»

Музыкальная деятельность:

‒ Разучивание частушек;

‒ Прослушивание песен;

‒ Разучивание танца;

Двигательная деятельность:

Подвижные игры: «С пальца на палец», «В рассыпную», «Еще дальше», «Кто больше соберет пуговиц», Пуговичный массаж, Эстафета «Веселые пуговки».

Формы работы с родителями:

‒ Беседы с родителями о важности данной проблемы.

‒ Консультация для родителей: «Волшебные пуговицы».

‒ Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.

‒ Привлечение родителей к пополнению загадок, стихов, поговорок, пословиц, примет о пуговицах.

Заключительный этап.

  1. Представление «Музей пуговиц».
  2. Оформление выставки выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц.
  3. Представление проекта «Чудо пуговица» на педагогическом совете.

Результативность:

‒ повысился интерес детей к коллекционированию;

‒ сформированы у детей представления о роли пуговиц в жизни человека, о ее многообразии.

‒ повысился уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков и мелкой моторики рук у детей;

‒ активизация родителей как участников проекта.

Основные термины (генерируются автоматически): пуговица, ребенок, художественная литература, окружающий мир, общее недоразвитие речи, мелкая моторика рук, Привлечение родителей, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

ребенок, игра, палец, мелкая моторика, рука, ручная умелость, предметная деятельность, общее недоразвитие речи, легкая вибрация, хватательный рефлекс.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как... Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности...

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели.

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

мелкая моторика рук, духов шкаф, особенность развития, мелкая моторика, ребенок, художественная деятельность, лепка, пищевой краситель, заварное тесто, головной мозг.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, творчество, продуктивно-творческая деятельность. Abstract.

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна.

Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей?

Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи, развитие, мощное средство повышения работоспособности коры, игра, дошкольный возраст, речь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

ребенок, игра, палец, мелкая моторика, рука, ручная умелость, предметная деятельность, общее недоразвитие речи, легкая вибрация, хватательный рефлекс.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как... Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности...

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели.

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

мелкая моторика рук, духов шкаф, особенность развития, мелкая моторика, ребенок, художественная деятельность, лепка, пищевой краситель, заварное тесто, головной мозг.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, творчество, продуктивно-творческая деятельность. Abstract.

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна.

Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей?

Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи, развитие, мощное средство повышения работоспособности коры, игра, дошкольный возраст, речь.

Задать вопрос