Специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека
Автор: Малинкина Анна Владимировна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.12.2017
Статья просмотрена: 240 раз
Библиографическое описание:
Малинкина, А. В. Специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека / А. В. Малинкина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13417/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматривается проблема формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления. Актуальность выбранной темы обуславливается целым рядом факторов, в т. ч.: необходимостью более глубокого изучения принципов развития интеллектуальных способностей; важностью исследования условий, определяющих успешность овладения интеллектуальными операциями; а также недостаточной научной разработанностью вопроса. Цель статьи — исследовать особенности формирования интеллектуальных операций в рамках возрастной периодизации развития мышления человека. В заключении отмечается, что специфика формирования интеллектуальных операций тесно связана с возрастной периодизацией развития мышления человека, однако она не имеет четких границ, поскольку подчиняется «закону неравномерного и гетерохронного развития».
Ключевые слова: интеллектуальные операции, внутренний план действий, механизмы познания, познавательные процессы, развитие мышления человека
This article deals with the problem of the formation of intellectual operations in the development of thinking. The relevance of the chosen topic is determined by a number of factors, including: the need for a deeper study of the principles of the development of intellectual abilities; the importance of researching the conditions that determine the success of mastering intellectual operations; as well as inadequate scientific elaboration of the issue. The purpose of the article is to investigate the features of the formation of intellectual operations within the framework of the age periodization of the development of human thinking. In conclusion, it is noted that the specifics of the formation of intellectual operations is closely related to the age periodization of the development of human thinking, but it has no clear boundaries, since it obeys the «law of uneven and heterochronous development».
Keywords: intellectual operations; internal plan of action; mechanisms of cognition; cognitive processes; development of the individual's thinking
Одним из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов в области психологической науки является вопрос специфики формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека. Обуславливается это, прежде всего: необходимостью более глубокого изучения принципов развития интеллектуальных способностей личности [10, с. 25–36]; важностью исследования условий, определяющих успешность овладения интеллектуальными операциями (с какого возраста обучать, на каком материале, в какой последовательности и т. д. [5, с. 3–6]); а также недостаточной научной разработанностью вопроса и, соответственно, признанием необходимости комплексного анализа.
Характеризуя степень научной разработанности, следует отметить, что вопросы, связанные со спецификой формирования интеллектуальных операций активно исследовались многими отечественными и зарубежными авторами. В частности, они рассматривались в работах О. Зельца [2], Ливио Антонио да Сильвы [5], С. Л. Рубинштейна [6], Л. В. Черемошкиной [7], Е. В. Шороховой [11] и др. Особый интерес вызывают работы В. Д. Шадрикова [8; 9; 10], где ученый разрабатывает так называемую теорию способностей, согласно которой развитие способностей человека можно представить в виде процесса обучения интеллектуальным операциям.
Однако, с точки зрения комплексного анализа, особенности формирования интеллектуальных операций рассмотрены недостаточно полно, что приводит к целому ряду трудностей на уровне определения подходов и методов изучения данных вопросов. Все это и определяет предмет настоящей статьи — специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека. Цель статьи — исследовать особенности формирования интеллектуальных операций в рамках возрастной периодизации развития мышления человека.
Итак, интеллектуальные операции (англ. cognitive operations) представляют собой осознанные психические действия, направленные на познание и разрешение задач, которые стоят перед человеком [8, с. 3–15]. Изначально данный термин был предложен швейцарским психологом и философом Ж. Пиаже, который отмечал, что интеллектуальные операции могут быть сформированы при условии наличия внутреннего плана. При этом лишь умственные действия могут быть перестроены: только в уме возможно представление процесса, который способен одновременно включать в себя как прямые, так и обратные действия [3, с. 490–496]. Реальная жизнь не предполагает такого рода обратимости, в плане представления же есть возможность возвращения к исходному состоянию.
Таким образом, в более узком смысле термин «интеллектуальные операции» подразумевает действия, перешедшие во внутренний план и ставшие обратимыми за счет взаимодействия с другими умственными действиями, находящимися в одной и той же структуре группы, которая, в свою очередь, подчиняется определенным законам целого [1, с. 327–337]. В основе интеллектуальных операций находятся познавательные процессы, включающие в себя [8, с. 3–15]:
а) функциональные механизмы (восприятие, память и др.);
б) операционные механизмы («познавательные действия» и др.).
Специфика формирования интеллектуальных операций обусловлена возрастной периодизацией развития мышления человека. Однако, по мнению В. Д. Шадрикова, вопрос возрастной периодизации имеет весьма неоднозначный характер [8, с. 76–85]. Так, одни авторы утверждают, что процесс развития мышления человека включает в себя отдельные, качественно отличающиеся периоды. Например, И. М. Кондаков выделяет [4, с. 212–227]:
1) Сенсомоторный период (от рождения до 2-х лет);
2) Период дооперационального мышления (от 2-х до 7-ми лет);
3) Период конкретных операций (от 7-ми до 11-ти лет);
4) Период формальных или пропозициональных операций (от 11-ти до 15-ти лет).
Другие авторы полагают, что развитие мышления не может иметь четких границ, поскольку данный процесс подчиняется «закону неравномерного и гетерохронного развития» [8, с. 76–85]. В частности, Шадриков выделяет следующие периоды развития интеллектуальных операций [там же]:
1) Период распознавания сенсорных сигналов (новорожденный);
2) Период овладения собственным телом, развития сенсомоторного интеллекта, формирования привязанностей и представлений о постоянстве объекта (от 0 до 15-ти месяцев);
3) Период формирования специфических сенсорных эталонов речи, овладения языком (от 3-х месяцев до 30-ти месяцев);
4) Период сенсорного различения, установления значений, развития сенсомоторного интеллекта, появления мысленных представлений о тех или иных объектах, появления предпосылок абстрактно-символического мышления и т. д. (от 15-ти до 30-ти месяцев);
5) Период дальнейшего овладения собственным телом, развития важнейших психических процессов, установления значений и смыслов, накопления знаний о мире, первичного понимания различий между реальным и воображаемым и т. д. (до 3-х лет);
6) Период овладения навыками мысленных представлений, мысленного манипулирования с ограниченным набором идей, усвоения социальных норм поведения и т. д. (от 2-х лет до 7-ми лет);
7) Период развития навыков мыслительных операций, появления предпосылок абстрактного мышления, формирования нравственной ответственности (от 7-ми до 11-ти лет);
8) Период развития способностей к оперированию абстрактными понятиями, понимания сущности явлений, развития понятийного мышления и т. д. (с 11-ти лет до 17-ти лет).
На наш взгляд, вторая точка зрения более состоятельна, поскольку она строится на утверждении, что развитие мышления человека базируется на двойной детерминации: природной и социальной [8, с. 3–15]. Так, в основе природной детерминации лежат, уже ранее упомянутые, функциональные механизмы интеллектуальных операций; соответственно, в основе социальной детерминации — социальный опыт. Кроме того, данная точка зрения предполагает, что познавательные способности человека необходимо рассматривать в рамках определенных мыслительных процессов [5, с. 33–48], осуществляемых за счет интеллектуальных операций, и мы с этим полностью согласны.
Таким образом, специфика формирования интеллектуальных операций тесно связана с возрастной периодизацией развития мышления человека, однако она не имеет четких границ, поскольку подчиняется «закону неравномерного и гетерохронного развития». Также следует отметить, что раскрывается специфика интеллектуальных операций за счет реализации целого ряда психологических компонентов: обучения, развития, контроля и т. д.
Литература:
- Блейхер В. М., Крук И. В. (ред.). Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: «МОДЭК», 1995. — 640 с.
- Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. // Сборник «Психология мышления». — М.: «Астрель», 2008. — с. 47–49.
- Карвасарский Б. Д. (ред.). Психотерапевтическая энциклопедия (3-е изд.). — СПб.: «Питер», 2006. — 944 с.
- Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. — М.: «Прайм-Еврознак», 2003. — 512 с.
- Ливио Антонио да Сильва. Развитие рефлексии как условие овладения интеллектуальными операциями // Диссер. … кандид. психолог. наук. — М., 2010. — 187 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: «Питер», 2000. — 712 с.
- Черемошкина Л. В. Психология мнемических способностей // Диссер.... докт. психолог. наук. — Ярославль, 2000. — 587 с.
- Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции // Монография. — М.: «Логос», 2006. — 108 с.
- Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. — М.: «Аспект Пресс», 2007. — 328 с.
- Шадриков В. Д. О системе интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта // Акмеология, 2014. — № 1. — С. 25–36.
- Шорохова Е. В. (ред.). Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. — М.: «Наука», 1966. — 298 с.
Ключевые слова
интеллектуальные операции, внутренний план действий, механизмы познания, познавательные процессы, развитие мышления человекаПохожие статьи
Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения
Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...
Развитие произвольного внимания у младших школьников
В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В рамках данной темы, также рассматриваются вопросы: что такое произвольное внимание, какова его структура, виды...
Анализ основ формирования психологического климата в педагогическом коллективе
В статье рассмотрены основные определения психологического климата применительно к функционированию образовательной организации и её педагогического коллектива. Особое внимание уделено процессу формирования психологического климата через разрешение о...
Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте
Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....
К вопросу о соотношении социального и биологического в личности преступника
В данной работе поднимается одна из наиболее дискуссионных тем криминологической науки — соотношение социального и биологического в личности преступника. С одной стороны, биологическая природа человека — обязательное условие формирования и развития л...
Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников
В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...
Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа
В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...
Состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях
В стaтье обосновывается необходимость переосмысления, адаптации к новым условиям, реструктурированию накопленного к настоящему времени педагогического опыта по проблеме активизации познавательной сферы дошкольников. Проведен детальный анализ научной ...
Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности
В статье рассматриваются проблемы реализации интеллектуальных операций в процессе познавательной деятельности человека. Приводятся основные понятия интеллектуальных операций, а также классификации, в частности, обозначаются следующие блоки: а) интелл...
Изучение процесса формирования личности человека
Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...
Похожие статьи
Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения
Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...
Развитие произвольного внимания у младших школьников
В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В рамках данной темы, также рассматриваются вопросы: что такое произвольное внимание, какова его структура, виды...
Анализ основ формирования психологического климата в педагогическом коллективе
В статье рассмотрены основные определения психологического климата применительно к функционированию образовательной организации и её педагогического коллектива. Особое внимание уделено процессу формирования психологического климата через разрешение о...
Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте
Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....
К вопросу о соотношении социального и биологического в личности преступника
В данной работе поднимается одна из наиболее дискуссионных тем криминологической науки — соотношение социального и биологического в личности преступника. С одной стороны, биологическая природа человека — обязательное условие формирования и развития л...
Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников
В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...
Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа
В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...
Состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях
В стaтье обосновывается необходимость переосмысления, адаптации к новым условиям, реструктурированию накопленного к настоящему времени педагогического опыта по проблеме активизации познавательной сферы дошкольников. Проведен детальный анализ научной ...
Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности
В статье рассматриваются проблемы реализации интеллектуальных операций в процессе познавательной деятельности человека. Приводятся основные понятия интеллектуальных операций, а также классификации, в частности, обозначаются следующие блоки: а) интелл...
Изучение процесса формирования личности человека
Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...