Экологическое образование в интересах устойчивого развития: шаг вперед
Авторы: Токарев Алексей Алексеевич, Федорова Галина Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 23.09.2017
Статья просмотрена: 2422 раза
Библиографическое описание:
Токарев, А. А. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: шаг вперед / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/12895/ (дата обращения: 17.12.2024).
На сегодняшний момент вероятность экологической катастрофы имеет первостепенное значение, поэтому уделяется особое внимание экологическому образованию младших школьников. Начальная школа относится к звену в непрерывном экологическом образовании. Сейчас это занимает приоритетное место в педагогической теории и практике. Все это связывается с ухудшающейся экологической ситуацией на планете Земля.
Ускоренный рост народонаселения, недостаточность обеспечения продуктами питания, предоставление промышленности минерального сырья, проблема энергетических ресурсов и, вследствие всего этого, загрязнение окружающей среды образовывает угрозу сохранения жизни на планете. В конце XX века люди поняли сущность отрицательного воздействия и бездумного «хозяйствования». Одной из ведущих проблем такого рода является экологическая неграмотность населения. Нежелание и неумение прогнозировать последствия данного вмешательства в окружающую среду. На основании этого международные организации, такие как ЮНЕСКО и ЮНЕП, высказываются о необходимости серьезного пересмотра сроков экологического образования для всех жителей.
Современная Россия переживает процесс формирования совершенно новой модели образования. Введение Федеральных стандартов третьего поколения различного уровня образования подтверждает это. И здесь огромную роль играет сам педагог, в том числе начального образования. И здесь экологическое образование в ее устойчивом развитии должно дать возможность формировать развивающее образование, которое будет направлено на комплексное развитие личности учащихся младшего школьного возраста на основе эколого-ориентированных нравственных ценностей. В результате российские ученые разработали концепцию экологического образования, цель которой состоит в том, чтобы создать условия для развития и самореализации субъектов образовательного процесса, определение экологически грамотного поведения на основании быстро меняющейся социоприродной среды в пределах экологической емкости естественных экосистем. В данной программе предусмотрены задачи, такие как формирование метапредметных и предметных знаний, главных образовательных компетентностей, УУД. Это реализовывается через концепции устойчивого развития и понимания законов экологии; увеличение психологической готовности к действиям, носящим безопасный характер в условиях природно-социальных рисков; развитие и личностный рост учащихся, родителей, учителей в области социально-значимой деятельности. Все вышеперечисленное должно быть направлено на повышение состояния природы и улучшения качества жизни.
Актуальность проблемы заключается в том, что в последнее время все больше уделяется внимание по формированию знаний об экологии у младших школьников в ее устойчивом развитии на основании обострения проблем, носящих планетарный характер.
Таким образом, непрерывность образования является ведущим фактором развития образовательного пространства. Поэтому столь важна преемственность образования дошкольного, начальной школы и среднего звена. В свете этого авторы педагоги Н. Н. Моисеев, И. Д. Зверев, В. М. Минаева, Б. Г. Йоганзен считают, что глобальные проблемы такую как, экологическую, победят не защитники окружающей среды, а экологическое образование. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования [1].
Л. П. Симонова считает, что абсолютно необходимо вести регулярные уроки этические об экологии. Она выделяет четыре аспекта содержания: научно-познавательный, ценностный, нормативный, практически — деятельностный. Первый направлен развитие интереса младшего школьника к тем проблемам, которые относятся к окружающей среде. Тем самым, как она подчеркивает, формируется целостное представление о научной картине мира. Раскрываются свойства предметов, их многообразие, определяются связи между ними. В этом возрасте детям безумно интересно узнавать об окружающей среде. Это дает возможность положительно формировать отношений детей к своему собственному дому — природно-социальному окружению. Другой аспект, как ценностный, определяется многогранностью изучаемых объектов и человека, и природы. Как утверждает автор, данный аспект является ведущим в экологическом образовании. Гуманистическое восприятие мира развивается через ценностное состояние личности.
К нормативному аспекту относится само содержания экологического образования, т. е. правила (запреты и предписания) поведения человека, как он ведет себя в социальном и природном окружении. Показателем культуры человека является следование общепринятым нормам морали в общественных отношениях, с природными факторами, к своему собственному здоровью. В России, надо отметить, особо уделяется внимание формированию экологической культуры, причем с раннего возраста. В дальнейшем это положительно влияет на формирование полноценной личности в процессе социализации. В начальной школе этот фактор продолжается и является важным компонентом развития [2].
К четвертому аспекту относится практически-деятельностный. Это очень важный компонент, т. к. является результатом формирующихся отношений, условием развивающегося сознания и чувств. В тоже время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с природой. Следует отметить, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать [3].
Вслед за Л. П. Симоновой авторы М. В. Аргунова, З. А. Шахмарданов, Г. А. Ягодин, Т. А. Плюснина указали важность развития экологического образования [4,5]. Для этого сформирована научно-методическая основа, состоящая из требований ФГОС, связанная с достижением учащимися личностных, метапредметных, предметных результатов; эколого-гуманистического подхода, основанного на интеграции личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов и эколого-ориентированных ценностях; принципе интеграции и метапредметности при отборе учебного содержания.
Литература:
- Васильева Т. В. Подготовка педагогов-экологов в условиях модернизации социокультурного типа: проблемы, подходы. Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования. // Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Вып.12. СПб, 2013. С.83–87.
- Кульневыч С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений / С.В Кульневыч, Т. П. Лакоценина — Воронеж, 2014. — 168 с.
- Симонова JI. П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / JI.П.- Симонова — М., 2011.-160 с.
- Шахмарданов З. А. Экологическое образование — фактор устойчивого развития общества // Астраханский вестник экологического образования. — Астрахань.- 2014.-№ 2.- С.112–114.
- Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Плюснина Т. А. Системность в отборе содержания общего экологического образования // Наука и школа.- М.- 2014.-С.31–39.