Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Авторы: Гугуман Тамара Владимировна, Семерез Анастасия Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 29.10.2017
Статья просмотрена: 5519 раз
Библиографическое описание:
Гугуман, Т. В. Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста / Т. В. Гугуман, А. С. Семерез. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13184/ (дата обращения: 18.11.2024).
«Дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…» К. Д. Ушинский.
Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых.
В играх детей средства изображения предметов разнообразные в одних дети просто подражают звукам и движениям предметов, связанных с деятельностью взрослых, в других действуют с предметами, передают взаимоотношения взрослых в процессе труда. При этом дети подражают и процессу создания самих предметов. Поэтому значительное место в играх занимает сооружение построек как один из способов осуществления игрового замысла.
Иногда постройка предшествует игре: дети строят пароход, вокзал, мост, а затем развивают сюжет; а иногда процесс постройки является собственно игрой: дети строят, например, детский сад и берут на себя роль рабочих-строителей. Необходимость постройки может возникнуть и в процессе игры. В этом случае дети переключаются на стройку, а по окончании ее продолжают развивать сюжет.
Для строительных игр дети используют разнообразные материалы: песок, глину, камни, ветки деревьев, поленья; они превращают стулья, скамьи в самолеты, поезда, трамваи.
С развитием конструктивных способностей примитивное изображение не всегда удовлетворяет детей, и им хочется, чтобы сделанные ими постройки имели как можно больше сходства с настоящими.
Конструирование из строительного материала становится наиболее плодотворным, если при знакомстве с окружающими постройками и сооружениями воспитатель не только помогает детям понять их значение, выделить внешние признаки, но и учит вглядываться в их конструктивные качества, знакомит с этими качествами. Так, при рассматривании моста через реку нужно обратить внимание на то, что у него есть проезжая часть и своды (арки), которые красивы своим симметричным построением.
В играх со строительным материалом осуществляется развитие сенсорных способностей детей. Дети приобретают навыки не только конструировать отдельные предметы, но и умения целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.
В процессе развития сенсорных способностей формируется умение пользоваться общественно выработанными сенсорными эталонами (геометрические формы и тела, пространственные отношения, спектральные цвета).
Действия детей становятся осознанными. В связи с этим вырабатывается способность самостоятельно овладевать обобщенными способами выполнения ряда однородных построек, а не только отдельных, конкретных. Это позволяет легко ориентироваться в измененных условиях и сооружать знакомые постройки в новых вариантах. Условия эти определяются либо педагогом, либо диктуются игрой.
Педагогу при планировании совместной деятельности необходимо подумать, какими приемами наиболее целесообразно можно решить те или иные задачи, связанные с развитием личности ребенка, его умственной деятельностью, и какими техническими умениями он должен при этом овладеть.
Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, как: умение ставить цель, планировать работу, подбирать необходимый материал, критические оценивать результаты своей работы и работы сверстников, творчески подходить к осуществлению поставленной цели и т. д.
Свои постройки ребенок предназначает для практического использования в игре: гараж — для автомобилей, дом — для кукол. Практическое назначение постройки учит детей решать конструктивные задачи с учетом назначения постройки, количеством материала, его свойств. Все это возможно выполнить лишь при наличии определенных знаний, которые помогут предварительно рассчитать размер постройки, необходимое количество игрушек, помогут сделать постройку прочной. Эти знания ребенок приобретает в процессе совместной с воспитателем организованной деятельности.
При сооружении игровой постройки ребенок должен считаться с расположением ее в пространстве. Для определения направления в пространстве часто дети пользуются указательными наречиями (туда, сюда, здесь, там), вместо того чтобы точно указать направление (вверх, вниз, дальше, ближе). Иногда неправильно употребляют такие понятия, как высокий — низкий, большой — маленький и др., путают их, называя предметы маленькими. Это происходит потому, что в повседневной жизни внимание детей на таких понятиях фиксируется редко, кроме того, дети не упражняются в правильном употреблении их. Конструктивные игры дают возможность педагогу закрепить правильное употребление этих понятий у детей.
Конструируя, дети усваивают такие слова, геометрические названия (брусочек, пластина, кубик, пирамида и т. д.), которые в других видах деятельности почти не употребляются.
Строительные игры способствуют развитию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, обсуждают замыслы, мотивируют, отстаивают свои предложения, договариваются о совместной стройке. Речь обогащается новыми понятиями, терминами.
Кроме того, во время сооружения игровых построек, у детей воспитываются волевые качества, умение доводить работу да конца, преодолевать при этом трудности. Большое значение имеют для организации детского коллектива. Ведь ребята часто играют со строительным материалом микрогруппами и их деятельность направлена на достижение общей цели.
Необходимо систематически направлять взаимоотношения детей. В противном случае они могут сложиться на неправильной основе. Если отношения между строящими устанавливаются стихийно, более активные и самостоятельные дети берут инициативу в свои руки: диктуют тему стройки, выполняют творческую, созидательную работу, остальные же помогают воплощать замыслы более активных детей.
Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляет веру в свои силы, утверждает чувство собственного достоинства. Причем все это происходит в процессе игры, где дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев.
Знакомя детей с некоторыми сооружениями и постройками нашего времени, а также с доступными для их понимания архитектурными памятниками, педагог имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассмотрении красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны.
Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой постройки. Если педагог не руководит строительно-конструктивной деятельностью, то постройки выглядят примитивными, хотя игровые запросы детей они удовлетворяют. Как правило, дети не умеют выделить наиболее характерные признаки конструктивные особенности отражаемых в постройках предметов и передавать их в своих постройках. Замысел не всегда доводится до конца. Тема может остаться та же, но исполнение ее далеко от первоначально задуманного. Если же дети и осуществляют свой замысел, то к качеству постройки очень нетребовательны: не стараются передать в ней элементарное сходство с предметом, который строят. Детей интересуют игровые возможности их построек, с которыми они хотели бы производить те же действия, что и с настоящими предметами.
Таким образом, ребенок проявляет нетребовательность к конструкции своей постройки, его удовлетворяет любое выполнение, лишь бы можно было производить с ней игровые действия.
Неумение поставить перед собой конструктивную задачу и решить ее самостоятельно приводит к тому, что дети задерживаются на одних и тех же конструкциях, изображают по преимуществу одни и те же предметы.
Такое явление можно наблюдать у детей всех возрастных групп, если они представлены сами себе.
Не всегда повторение одних и тех же тем в стройке свидетельствуют о том, что они являются любимыми у детей. Чаще это означает, что ничего другого дети просто не умеют строить, не умеют создавать новые вариации однородных построек. Педагогу следует отличать однообразные тематики построек от таких случаев, когда постройки на одну и ту же тему постепенно совершенствуются.
В таких случаях не следует спешить переключать ребенка на новую тему. Наоборот, следует помочь ему, показав иллюстрации, познакомив с отдельными приемами стройки, дать нужный совет, подвести к овладению обобщенными способами действий.
Потребность в совместных строительных играх у детей старшей группы также велика. Особенно это обнаруживается, когда дети пользуются крупным строительным материалом. Умения строить у детей далеко не одинаковы. В группе всегда кто-нибудь выделяется более широким кругозором, наличием некоторых умений, большей смелостью, инициативой. Эти дети чаще всего и являются инициаторами стройки.
Очень часто, самостоятельно, без помощи педагога дети не могут договорить о характере постройки, о том, кто какую работу будет выполнять. Каждому хочется строить самому, а не подавать материалы другому. Выполняя одну и ту же постройку, каждый настаивает на своем варианте. На этой почве иногда возникают конфликты.
Для успешной организации конструктивно-строительной игры необходимо создать в группе соответствующие условия. Прежде всего, должно быть достаточное количество строительного материала, чтобы одновременно могли играть все дети или хотя бы половина группы. Материала должно быть больше, чем нужно для данной постройки, и по форме, и по количеству, чтобы приучать детей брать лишь необходимое. Помимо настольного строительного материала, необходимо иметь и крупный строительный материал, вмещающий не только игрушки, но и самих детей. Такой строительный материал можно выносить и на участок детского сада.
Разнообразие деталей в наборах, их размеры и количество должны соответствовать игровым замыслам детей. В строительных наборах должно быть достаточное количество мелких деталей, употребляемых детьми для окончательной отделки сооружений, для украшения их. В качестве дополнительных материалов могут быть использованы флажки, звезды и другой декор.
Желательно иметь в группах строительные уголки, где находились бы все наборы, а также разнообразный иллюстративный материал, мелкие игрушки, катушки, коробочки разных форм и размеров, кусочки картона, бумага различных сортов, лоскутки, цветные карандаши, клей и т. д. Все это необходимо для создания самодельных игрушек, способствующих развитию содержания игр.
Также желательно иметь альбомы с фотографиями построек в своем городе, мостов, различных видов транспорта.
Таким образом, совместная организованная деятельность по обучению детей строительно-конструктивным играм формирует такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу, способность анализировать, умение правильно ориентироваться в пространстве.
Литература:
- Бочарова Н. Б. Учимся конструировать. Конструирование из бумаги, разного бросового и природного материалов: Практические советы педагога. М.: «Школьная Пресса», 2009.
- Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада. Из опыта работы. М.: «Просвещение», 1990.
- Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд. 30е, доп. М.: «Просвещение», 1979.- 176с.