Особенности школьного образования в рамках компетентностного подхода | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 16.10.2017

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Смородинова М. В. Особенности школьного образования в рамках компетентностного подхода [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13105/ (дата обращения: 26.09.2018).



В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в школьном образовании. Этот подход нацелен на развитие личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые являются основой в системе школьного образования. В учебном процессе данный подход предполагает совместную деятельность учителя и учащегося по достижению определенных воспитательных и образовательных целей.

Ключевые слова: школьное образование, компетентностный подход, качество образования, система, модернизация

The features of realization of educational approach in school education are considered in the article. This approach is aimed at development of personality, specifies and helps to track valuable reference points which are basis on system of school education. In educational process this approach is given joint activity of teacher and pupil by achievement of certain educational purposes.

Key words: school education, educational approach, quality education, system, modernization

Обращаясь к структуре и содержанию школьного образования для начала нам необходимо рассмотреть, что представляет собой понятие образование вообще. В том виде, в котором оно употребляется в настоящее время, было приобретено «в конце XVIII века, под влиянием Гёте, Песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей» [6, с.311]. В настоящее время в словарях русского языка можно найти следующие определение понятия образования. В энциклопедическом словаре понятие образование трактуется как: «усвоение общих и специальных знаний, умений и навыков и развитие на этой основе познавательных способностей учащихся; формирование их мировоззрения и подготовка к практической жизни» [7, с.527]. В «Толковом словаре русского языка» образование — это «совокупность знаний, полученных в результате обучения» [5, с.436]. Обобщая все выше сказанное, мы можем констатировать, что образование — это результат усвоения учащимися знаний, умений и навыков и применение их на практики (в жизни, труде, работе). Сам же процесс образования не начинается только в рамках учебного заведения, он намного шире: в семье, в обществе сверстников и взрослых, а также в любой другой деятельности.

Если рассматривать образование как процесс, то оно ориентированно на освоение знаний, на способ мышления и поведения. Для нас наибольший интерес представляет образование как система, в которой осуществляется учебный и воспитательный процесс. Образование — это процесс, способствующий вхождению в культуру и самоопределению в ней, к адаптации в условиях постоянно меняющегося социума, а также развитию собственной субъективности и творческого потенциала. Таким образом, образование следует рассматривать как целостную, органически единую и взаимосвязанную социальную систему. Мы будем анализировать образование с точки зрения школьного обучения.

Школа — это единая образовательная система, которая включает в себя образовательный процесс, цели и содержание образования, имеет свои условия и участников, т. е. учащихся, учителей и администрацию школы. Именно этот процесс определяет качество образования в целом. В педагогическом словаре мы нашли следующее определение понятия качество образования — это «определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями» [3, с.56]. Более глубоко понятие «качество образования» рассмотрел известный исследователь А. И. Субетто. Он полагает, что качество человека и качество образования имеют принцип однородности. А. И. Субетто выделяет внутреннее качество человека (его потенциал), которое трансформируется во внешнее качество в процессе деятельности при востребованности знаний и умений человека. Получается, что требования к человеку являются исходным материалом для формирования понятия качество образования. В педагогике качество образования все чаще применяется при рассмотрении различных аспектов педагогической деятельности. На государственном уровне качество образования — это соответствие социальным требованиям и нормам. Мы же, рассматривая качество школьного образования, полагаем, что эта деятельность должна быть эффективной, обеспечивать достижение высокого уровня. Её результатом будет являться формирование личности учащегося — «повышение уровня образованности, развития мышления, самосознания учащихся, их способности к саморазвитию» [1, с.26]. Важным составляющим качества образования является психологическая атмосфера в процессе обучения и пребывания ученика в школе, т. е. в процессе общения со сверстниками и учениками. Высокий уровень комфортности учащегося в школе отражается на работоспособности и заинтересованности учащегося в самом процессе обучения, так и наоборот. Можно сказать о том, что психологическая атмосфера в общении учеников со сверстниками и учителями является важной составляющей качества образовательного процесса.

Следовательно, мы выяснили, что при рассмотрении качества школьного образования в России большое значение придается содержанию, а также организационным условиям реализации образовательного процесса. Цели и задачи школьного образования принято описывать в образовательной программе, которые осуществляются в каждой школе и могут весьма различаться.

Если обратиться к истокам развития мировой цивилизации, то видно, что наибольшей ценностью для развития прогрессирующего общества является уровень его образования. В настоящее время мы можем наблюдать процесс серьезной модернизации содержания школьного образования. Связано это с Болонским процессом, в котором характер общества зависит от уровня развития образования, а знания являются двигателями прогресса.

Итак, в последнее десятилетие школьное образование претерпело множество изменений и реформ. Поэтому новое поколение невозможно обучать «по-старому», оно нуждается в новой системе образования, чему сопутствует полная модернизация системы школьного образования. По мнению Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунина, О. Н. Рыжовой модернизация — это «обновление и совершенствование действующей системы образования» [4, с.107]. В процессе модернизации российского образования происходит переосмысление оценки результатов образования, пересмотра основных понятий, например понятие образованность и подготовленность, переходят в понятия компетентность и компетенция, а способы деятельности в компетентностный подход.

Сегодня компетентностный подход представляется как естественный этап развития отечественной школы и педагогики на пути ее отделения от государственного аппарата и выявления собственных, внутренних смыслов и целей. Компетентностный подход не является новой тенденцией для российской школы. В этом направлении были созданы отдельные учебные технологии и учебные материалы. Следует отметить, что данное направление не являлось основным в школьном образовании, оно практически не использовалась при построении учебных программ, стандартов и т. д. Иными словами, была предложена идея самостоятельного образовательного результата, наравне со знаниями и умениями, которые только в последнее десятилетие начинают получать свое дальнейшее развитие.

В настоящее время компетентностный подход в системе школьного образования предполагает, что в процессе обучения учащиеся приобретут необходимые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение уделяется умениям, ведь с помощью них, возможно, действовать в новых, а порой и сложных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующих средств. Наша мысль подтверждается в исследовании Д. А. Иванова, который полагает, что в компетентностном подходе «понимание знания как наращивание суммы предметной информации противопоставляется знанию как комплексу умений, позволяющих действовать и добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях» [2, с.19]. Таким образом, компетентностный подход является своеобразной направленностью на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоконтроль, становление и развитие личности учащегося и еще многое другое.

На наш взгляд, компетентностный подход, позволяет сосредоточить внимание на результате школьного образования, а в качестве результата рассматривается не объем усвоенной учащимися информации, а их способность действовать в разнообразных трудно решаемых ситуациях.

Таким образом, можно говорить о том, что компетентностный подход является важным составляющим всего школьного образования, в том числе и основой в процессе формирования предметной компетенции. Однако, процесс внедрения компетентностного подхода в практику школьного образования идет пока еще медленными темпами. Понятие компетентностное образование часто воспринимается многими учителями как очередное правило по формальному изменению основной цели: вместо всесторонне и гармонично развитой личности — ключевые компетенции или компетентности, что в настоящее время является глубоким заблуждением.

Следовательно, компетентностный подход в системе школьного образования предполагает создание условий для формирования личности, способной к получению и реализации полученных знаний в дальнейшей жизни, а также активное применение форм обучения, использование современных технологий.

Литература:

  1. Бахмутский А. Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. — СПб.: КАРО, 2007. — 176 с.
  2. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
  4. Кузьменко Н. Е., Лунин В. В., Рыжова О. Н. О модернизации образования в России // Педагогика. — № 3. — 2007. — С. 107–116.
  5. Толковый словарь русского языка // Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. — М.: ИТИ Технологии, 2006. — 944 с.
  6. Философский энциклопедический словарь // Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 576 с.
  7. Энциклопедический словарь // Под ред. Б. А. Введенского. — М.: Большая советская энциклопедия, 1954. Том 2. — 719 с.
Основные термины (генерируются автоматически): школьное образование, качество образования, подход, образование, знание, образовательный процесс, процесс обучения, психологическая атмосфера, русский язык, последнее десятилетие.

Похожие статьи

Роль компетентностного подхода в системе школьного...

школьное образование, качество образования, подход, образование, знание, образовательный процесс, процесс обучения, психологическая атмосфера, русский язык, последнее десятилетие.

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются

Недостаточная методическая подготовка современного педагога, дефицит психологических знаний (учитель должен обладать такими качествами, как умение...

Проблема качества современного начального образования...

начальное образование, образовательная система, образовательный процесс, качество образования, оценка качества образования, оценка качества, педагогическая экспертиза, TIMSS, условие реализации...

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа, высокое качество...

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

технология обучения, образовательный процесс, полное усвоение, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая технология, основное общее образование, научное познание...

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению систематизированных знаний основ дисциплин. Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)...

Системный характер и специфика содержания школьного...

содержание образования, образование, образовательный процесс, учебный процесс, средство обучения, учитель, учащийся, воспитание, школьное образование, знание.

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная...

Средовый подход к образованию – дошкольному, школьному

Методологический статус средовый подход получил в последние десятилетия прошлого века, когда начала активно развиваться психолого-педагогическая концепция средо-ориентированного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль компетентностного подхода в системе школьного...

школьное образование, качество образования, подход, образование, знание, образовательный процесс, процесс обучения, психологическая атмосфера, русский язык, последнее десятилетие.

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются

Недостаточная методическая подготовка современного педагога, дефицит психологических знаний (учитель должен обладать такими качествами, как умение...

Проблема качества современного начального образования...

начальное образование, образовательная система, образовательный процесс, качество образования, оценка качества образования, оценка качества, педагогическая экспертиза, TIMSS, условие реализации...

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа, высокое качество...

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

технология обучения, образовательный процесс, полное усвоение, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая технология, основное общее образование, научное познание...

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению систематизированных знаний основ дисциплин. Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)...

Системный характер и специфика содержания школьного...

содержание образования, образование, образовательный процесс, учебный процесс, средство обучения, учитель, учащийся, воспитание, школьное образование, знание.

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная...

Средовый подход к образованию – дошкольному, школьному

Методологический статус средовый подход получил в последние десятилетия прошлого века, когда начала активно развиваться психолого-педагогическая концепция средо-ориентированного обучения.

Задать вопрос