Библиографическое описание:

Даргевичене Л. И., Леонова Е. В. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 41-44.

 

В настоящее время проблемам образования, поиску путей его совершенствования посвящено множество исследований, как ученых, так и учителей практиков. Все шире в школьную практику внедряются инновации, суть которых — пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся, реализация принципов педагогики сотрудничества. Однако развитие школы, ее обновление зависит не столько от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к школе педагогов, родителей, учащихся. Исследования психологов свидетельствуют, что особенности отношения к среде в значительной мере обуславливают характер и степень активности личности в этой среде. При этом отмечается, что важным является не реально, объективно существующая связь, сколько субьективное отражение этой связи, т. е. как эта связь воспринимается, оценивается и переживается человеком. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что недостатком при изучении среды, в которой находится человек, является то, «что мы изучаем ее в абсолютных показателях… изучать среду для ребенка прежде всего надо…, что она означает для него, какого отношение его к различным ее сторонам… среда определяет развитие ребенка через переживание этой среды… отношение к ней». [1, с.24]

На сегодняшний день существует актуальный ряд вопросов: как подготовить учащихся таким образом, чтобы по окончании учебного заведения они бы не только обладали обильным багажом знаний, но и были бы развиты как личности; какими способами добиться того, чтобы помимо ЗУН (знаний, умений, навыков) в определенных видах деятельности ученики, вступившие во взрослую жизнь, смогли бы успешно ставить и достигать цели и как пробудить интерес ученика к учебе.

Психологи, изучая особенности современных школьников, приходят к выводу, что дети сильно изменились за последние годы. Известный психолог Д. И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время у учащихся наблюдается дефицит патриотизма, поэтому необходимо интенсивно создавать условия для духовного становления личности. Автор подчеркивает, что «Именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность».

Фельдштейн обращает внимание на то, что реальные изменения исторической ситуации объективно обусловили качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка, поэтому:необходимо пересмотреть систему подготовки таким образом, чтобы ее ориентация была направлена не только на овладение учителем методикой преподавания учебных дисциплин, но и на овладение им знаниями в области психологии современного ребенка;особое внимание должно быть уделено духовно-нравственному воспитанию современных детей. [2, с. 10]

Для того чтобы выяснить, как ученики относятся к школе, а также каким они видят портрет современного педагога, была составлена структурированная анонимная анкета.    В исследовании приняли участие 90 студентов первого курса факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, а также 40 учеников десятых классов средней общеобразовательной школы № 80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района города Санкт-Петербурга.

Следует обратить внимание, что полученные данные опроса фиксировали субъективное мнение учащихся, а не реальное положение школьного образования. Результаты исследования — это скорее общая картина субъективных образов тех реальных образовательных учреждений, в которых они учились, обусловленная успешным или менее успешным индивидуальным школьным жизненным опытом, субъективным отношением (оценкой) бывшего выпускника к школе в целом. Реальный объективный анализ о роли школы в жизни детей и отношение к ней возможен лишь в результате оценок, которые сформируется в процессе их взрослой жизни и деятельности, успехов и неудач в ней.

Отметим, что исследуемые учились в разных городах, а также в различных общеобразовательных учреждениях (общеобразовательная школа, лицей, гимназия). Это позволяет констатировать о достаточной обьективности полученного материала.

  1. Учащимся было предложено закончить предложение: «Оценивая значимость школы в моей жизни, считаю, что…».

Таблица 1

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Школа дала мне знания

77

2.

В ней приобрел друзей

75

3.

Способствовала формированию навыков самообразования (поиска необходимой информации, работы с разным ее видами

54

4.

Приобрел навыки общения

47

5.

Научила разбираться в людях

43

6.

Способствовала развитию меня, как личности

40

7.

Помогла осознать свои права и обязанности как гражданина

33

8.

Способствовала развитию и раскрытию моих индивидуальных возможностей и способностей

30

9.

Помогла найти формы и способы проведения свободного времени

27

10.

Подготовила к преодолению трудностей

18

11.

Внесла значительный вклад в подготовке меня к «взрослой жизни» — научила решать бытовые проблемы

15

12.

Помогла понять себя

13

13.

Помогла выбрать профессию

9

 

Полученные данные свидетельствует о том, что большинство ответивших учеников осознают, что школа помогла им в приобретении знаний и друзей, но, к сожалению, не смогла подготовить учащихся к преодолению трудностей и решению бытовых проблем, а также не помогла познать себя, что может помешать правильному выбору будущей профессии.

  1. Отношение к школе неразрывно связано с отношением ученика к учителю. Какие же качества больше всего ценят в педагоге учащиеся? На основании анализа мнений выпускников ниже представлена таблица, отражающая суммарные данные отношений учащихся к наиболее важным качествам учителя.

Таблица 2

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Умение интересно, доступно преподавать свой предмет

97

2.

Знание психологии учеников, их внутреннего мира

93

3.

Умение видеть способности и индивидуальные особенности своих учеников, создавать условия для их развития

90

4.

Способность откликаться на все проблемы, которые волнуют ученик сейчас и теперь

90

5.

Знание предмета, который он преподает

84

6.

Уважительное отношение к ученикам, способность и желание их понять

81

7.

Справедливость, одинаковое отношение ко всем ученикам

77

8.

Общая эрудиция (общая осведомленность в литературе, в музыке…)

73

9.

Способность интересно и продуктивно организовывать поурочную жизнь своих воспитанников

64

10.

Требовательность

49

 

Ответы свидетельствуют, что сегодня для ученика идеальным является педагог, который умеет интересно и доступно преподавать свой предмет, имеет знание по психологии учеников, способен увидеть индивидуальные способности учащихся и помогать им в их развитии, а также приходить на помощь в решении трудных проблем. Неожиданным оказался тот факт, что такие качества педагога, как знание предмета, уважительное отношение к ученикам, справедливость для учащихся играют второстепенную роль, а эрудиция, требовательность и умение продуктивно и интересно организовать поурочную жизнь представляют наименьшую значимость по мнению большинства учащихся.

  1. Данные ответов, полученные на неоконченное предложение «Думая о школе, у меня осталось сожаление, что…» представлены в таблице 3:

Таблица 3

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Многие предметы преподавались поверхностно

68

2.

Получил (а) сумму знаний, но пока не вижу, как мне они в жизни пригодятся, помогут

66

3.

Меня плохо подготовила к жизни

63

4.

 

 

Учителя часто не пытались понять меня (нас)

63

5.

 

 

С учителем так и не сложились отношения доверия и понимания

61

6.

 

 

Школа не помогала мне находить пути решения для меня сложных проблем

57

7.

Было местом, куда мне не хотелось идти

29

8.

В школе я не «жил», вся моя жизнь протекала за ее пределами

21

9.

В школе так и не нашел настоящих друзей

15

10.

Большую часть школьного времени я потратил зря

11

 

Анализируя ответы выпускников, можно сделать вывод о том, что многие ученики оценивают преподавание предметов как поверхностное. При этом больше чем половина опрошенных отмечают, что они не знают, как применить в реальной жизни полученные в школе знания. Также, более половины опрошенных (63 %) отмечают, что учителя часто не старались понять своих учеников и между ними так и не сложились отношения понимания и доверия.

  1. Интерес представляет вопрос «Что препятствовало (препятсвует), по вашему мнению, успешной деятельности школы, учителей?»

Таблица 4

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Отсутствие необходимой поддержки со стороны государства

54

2.

Большая учебная нагрузка

47

3.

Сложность (относительно воспитания и обучения) части учеников

40

4.

Отсутствие необходимой технической оснащенности

20

5.

Отсутствие поддержки со стороны родителей

13

 

Не трудно заметить, что выпускники видят весь спектр трудностей, с которыми сталкивается сегодня учитель. Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей ученики придают государственным органам образования, способным, по их мнению, оказать, прежде всего, необходимую материальную помощь, регулировать соответствующими документами нагрузку как учителей, так и учеников.

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются:

  1. Недостаточная подготовка учащихся к взрослой жизни (школа недостаточно научила преодолевать трудности и решать бытовые проблемы, полученную сумму знаний ученики не знают, как применить на практике).
  2. Недостаточная методическая подготовка современного педагога, дефицит психологических знаний (учитель должен обладать такими качествами, как умение доступно и интересно преподавать учебные дисциплины, знание психологии учеников, умение увидеть индивидуальность каждого ученика и способность сердечно откликаться на проблемы, волнующие учащихся).
  3. Недостаточная поддержка системы образования со стороны государства

Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.

 

Литература:

 

  1. Выготский Л. С. Лекции по психологии. —СПб.: —1999. —88 с.
  2. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. —М.: МПСИ, 2011. —10 с.
Основные термины (генерируются автоматически): современного школьного образования, современного педагога, мнению большинства учащихся, учащихся к преодолению трудностей, Недостаточная подготовка учащихся, психологии учеников, оценки достижений учащихся, субъективное мнение учащихся, изменения современного, индивидуальные способности учащихся, мнению учащихся, данные отношений учащихся, проблемы современного школьного, волнующие учащихся, сумму знаний ученики, изменения современного ребенка, знание психологии учеников, портрет современного педагога, подготовка современного педагога, в области психологии современного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle