Культурно-образовательное событие – одна из форм включения обучающихся в информационно-просветительскую кампанию «Здоровье – путь к успеху» (из опыта работы МБОУ «Большереченская СОШ»).
Автор: Щербакова Елена Яковлевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 09.10.2017
Статья просмотрена: 1532 раза
Библиографическое описание:
Щербакова, Е. Я. Культурно-образовательное событие – одна из форм включения обучающихся в информационно-просветительскую кампанию «Здоровье – путь к успеху» (из опыта работы МБОУ «Большереченская СОШ»). / Е. Я. Щербакова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 97-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13056/ (дата обращения: 17.12.2024).
В реализацию идей здоровьесбережения в Омской области огромный вклад вносит региональная инновационная площадка (РИП) — инновационный комплекс (ИнКО) «Школа — территория здоровья». С 2012г МБОУ «Большереченская СОШ» является участником РИП — ИнКО «Школа — территория здоровья», а с 2016 года — региональным консультационным центром по теме «Подготовка и проведение сетевой информационно-просветительской кампания «Здоровье — путь к успеху!».
При проведении кампании в МБОУ «Большереченская СОШ» используются различные формы работы: информационно-познавательные программы, игры-тренинги, конкурсы спортивных танцев и комплекса утренней зарядки, спортивные и танцевальные марафоны, игры по станциям, групповые проекты, уроки здоровья и безопасности. Ведущая роль отводится культурно-образовательным событиям. Это «Безопасная дорога», «Не шути с огнём», «Я — спасатель». «Спорт. Молодость. Успех», «Россия. Спорт. ГТО».
Событие предполагает значимое, творческое действие людей. Академик Л. И. Новикова сравнивает событие с чем-то ярким, красочным, праздничным, нерядовым, незаурядным, впечатляющим, в противоположность серым будням повседневности.
Педагогической наукой предложено несколько определений понятиям «культурно-образовательное событие»:
событие — это способ жизнетворчества человека;
событие — это то, что развивает и то, что развивается;
событие — это значимое творческое действие;
событие — это открытие смысла происходящего для каждого участника;
событие — это уникально, его нельзя повторить;
событие — это то, что вместе создается, но индивидуально понимается;
это ситуация, которая переживается и осознаётся ребёнком как значимая (поворотная) в его собственном образовании.
Определены основные признаки событийной общности:
целевые ориентиры, сплочение участников вокруг общей значимой для всех цели;
принятие друг друга, взаимопонимание, духовная связь;
открытый тип отношений, равенство, диалог;
индивидуальная и групповая рефлексия.
Цель культурно-образовательных событий: усвоение учебных знаний через внеурочную деятельность.
Образовательные события осуществляются в 5 этапов:
1 этап— определение тематики образовательных событий.
Метод «Мозговой штурм». Название — краткое, броское, легко запоминающееся, по возможности оригинальное, отражающее суть КОС.
2 этап— определение целей изадач предстоящего культурно- образовательного события, планирование этапов подготовки.
Здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями, классным руководителем), также планируется их совместная деятельность.
3 этап— подготовка кобразовательному событию.
Это творческий процесс и совместная деятельность педагога, обучающихся, родителей, где каждый находит себе место. В процессе подготовки к образовательному событию обучающие получают знания, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, на которых изготавливаются атрибуты и реквизит к празднику. Готовится отличительная форма, название, девиз, кричалки. Выбирается капитан.
Организуется самообразование обучающихся — изучают тематические материалы, ребята готовят творческие работы. Оформляется место проведения события согласно тематике — яркая наглядность (выставки творческих работ).
4 этап— проведение образовательного события.
Сам сценарий события разрабатывается педагогом. Ведущим может быть сам педагог или подготовленные ученики. Приглашаются сотрудники организаций (пожарные, инспектор ГИБДД, МЧС, ГИМС, медицинские работники) для работы в жюри и для проведения конкурсов или эстафет.
Рассмотрим на примере КОС «Спорт. Россия. ГТО». Участниками стали обучающиеся 5–7 классов. Данное КОС проводится по типу игры по станциям. Построение проходит в актовом зале. Перед началом игры каждой команде выдается маршрутный лист, на котором указаны названия станций и маршрут передвижения. На каждой станции находится взрослый (педагог), он оценивает ответ, отмечает в маршрутном листе баллы. Все команды начинают маршрут одновременно по общему сигналу. Станции –
«Спортивный танец».
«Тест ГТО».
Синквейн «ЗДОРОВЬЕ».
Собери эмблему «Олимпийские кольца», «ЗОЖ».
«Сдай норматив».
После того как команда прибывает на финиш, капитан сдает маршрутный лист для подведения итогов. Поводятся итоги. Награждение.
5 этап— рефлексия образовательного события.
*По итогам образовательного события проводится анкетирование участников (ребят, родителей, педагогов) или устный обмен мнением об участии в событии, делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. Возможен вариант — голосование жетоном. И учащимся и педагогам предложено выразить свое отношение к событию жетонами двух цветов (да, нет). Ответить на вопросы:
Понравилось?
Не понравилось?
Стоит ли проводить такие мероприятия?
*Используется прием «Забор откровений».
Культурно-образовательное событие даёт возможность обучающимся проявить свои знания, умения в нестандартной ситуации, раскрыть свой потенциал, научиться конструктивно взаимодействовать с другими, научиться работать в команде.
События помогают создать такую среду, в которой школьникам комфортно и интересно существовать, изучать, придумывать, т. е. быть в деятельности.
В образовательном событии представлена целостная картина личностных качеств ребенка — это работоспособность, настойчивость, исполнительность, а также качества межличностного общения — это контактность, творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создаётся определённый продукт; затем — усиление этого действия через рефлексию. Культурно-образовательное событие является источником развития его участников.
Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой цели. КОС проводятся как на базе одного класса, так и на возрастной параллели, возможно объединение всех обучающихся начальной школы, среднего звена.
Культурно- образовательные события прочно вошли в деятельность нашей образовательной организации и на вопрос: «Нужны ли культурно-образовательные события в нашей школе и будем ли мы продолжать работу в этом направлении», педагоги школы, классные руководители говорят однозначно «да», потому что:
есть гарантия в получении новых знаний, не предусмотренных программой;
приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов;
это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;
ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;
ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;
каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.
К организации и проведению культурно-образовательных событий привлекаются специалисты ГИБДД МО МВД «Большереченский», МЧС, ЦРБ, волонтерский отряд «ЖЗЛ».
Проведение данной кампании в МБОУ «Большереченская СОШ» освещалось на сайте ОУ; мини-сайте старшей вожатой; сайте РИП — ИнКО «Школа — территория здоровья».
Литература:
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1991. 176 с.
- Волкова Н. В. Образовательная событийность: признаки и характеристики / / Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2010. Т. 7, № 1. С. 78–82.
- Геворкян А. А., Ревякина В. И. Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 8 (86). С. 54–58.
- Прозументова Г. Н., Малкова И. Ю. Проблема субъекта совместной деятельности в образовательном проектировании / / Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 170–174.
Похожие статьи
Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»
В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...
Похожие статьи
Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»
В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...