Использование образовательных событий с детьми старшего дошкольного возраста как средство формирования навыков безопасного поведения на дорогах | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Слапыгина, Н. Н. Использование образовательных событий с детьми старшего дошкольного возраста как средство формирования навыков безопасного поведения на дорогах / Н. Н. Слапыгина, А. М. Сечкарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/6030/ (дата обращения: 23.12.2024).



Событийный подход к построению образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста позволяет использовать образовательные события как эффективную форму формирования навыков безопасного поведения на дорогах.

Ключевые слова: научно-методологический подход в образовании, событийный подход в дошкольной педагогике, образовательное событие.

Изменения в российском образовании побуждают ученых и практиков искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. В педагогическом понятийном словаре научно-методологический подход объясняетсякак, определенная позиция по отношению к какой-либо проблеме или явлению, как теоретическое основание рассмотрения или проектирования объекта, а также как совокупность способов и приемов осуществления деятельности на основании какой-либо идеи или принципа [4, с. 344].

В настоящее время в теоретической педагогической науке описываютсянаучно-методологическиеподходы: возрастной, индивидуальный, личностный, деятельностный, антропологический, акмеологический, системный, средовой, событийный и др. [5]. Многие подходы уже прошли достаточно широкую успешную апробацию в практике отечественного образования.

Событийный подход в отечественной педагогике активно развивается в последние десятилетия. Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов [1].

В дошкольной педагогике этот подход связан с проблемами определения позиции ребенка в образовательном процессе и отношения к ребенку со стороны взрослых. Эти вопросы в практике дошкольных организаций решаются с опорой на педагогические принципы, указанные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей детей, при котором ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений [3].

Отсюда событийный подход рассматривается с точки зрения организации значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, построенных с учетом принципов дошкольного образования, использование которых способствует достижению целевых ориентиров, прописанных встандарте дошкольного образования.

Основным понятием событийного подхода является педагогическое или образовательное событие. Педагогическое событие в теоретической литературе определяется как развивающаяся целе — и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка, длящаяся в объективной реальности или в сознании субъекта [2].

Для дошкольной организации образовательное событие — это форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

В рамках события ребёнок занимается различными видами детской деятельности (игрой, рисованием, физической активностью и т. д.), которые связаны единым сюжетом. Результатомобразовательной деятельности является появление образовательного продукта: материального (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат выставки, мини — музеи) или нематериального (новое знание, образ, идея, отношение, переживание и т. п.).

В практике дошкольных организаций, в направлении деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах, наиболее интересными событиями являются:

 имитационные игры, связанные с героями детских художественных произведений;

 «театр ситуаций», в котором разыгрывается поведение человека в какой-либо дорожной ситуации;

 детские презентации (результатов коллекционирования, выставок поделок, рисунков, фотографий);

 дефиле (демонстрация украшений, атрибутов, костюмов);

 коллективное творческое дело (технология И. П. Иванова);

 социальныеакции «Безопасное кресло», «Мы за жизнь по правилам»; акция-шествие со скандированием и демонстрацией прохожим плакатов по ПДД,раздача листовок, памяток;

 фестиваль «Лето без опасности»;

 представление результатов работы творческой мастерской: «Подарки Светофорика», «Светоотражающие элементы», «Правила движения помни!»

В работе над подготовкой и проведением образовательных событий выделяются несколько этапов (Таблица 1).

Таблица 1

Этапы подготовки и проведения события в дошкольной организации

Этапы

Цель работы

Организация образовательной деятельности

1 этап

Определение тематики образовательных событий

Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы

2 этап

Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки

Педагог определяет цели и задачи образовательного события, его участников; дополнительные ресурсы, необходимые для проведение образовательного события (разрабатывается модель достижения цели, определяются средства, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию).

3 этап

Подготовка к образовательному событию.

Разрабатывается сценарий образовательного события. Воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов, оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике.

4 этап

Проведение образовательного события

5 этап

Рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

Участники делятся впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого события, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события. С учетом проведенного анализа вносятся коррективы в образовательный процесс.

Рассмотрим более подробно формы организации образовательной деятельности со детьми старшего дошкольного возрастапо подготовке и проведению события — дефиле «Чем ярче, тем безопаснее» (Таблица 2)

Таблица 2

Формы организации образовательной деятельности при подготовке и проведении дефиле «Чем ярче, тем безопаснее»

Этап

Формы образовательной деятельности

с воспитанниками

с родителями

с педагогами

1 этап

Беседа с детьми и предстоящем событии

Размещение на информационном стенде соответствующей информации

Включение темы события в комплексно-тематическое планирование

2 этап

Определение с детьми элементов на одежду для детей и форм их представления на дефиле.

Беседа о модели оформления события: длительность, оформление зала, приглашение гостей, оформления пригласительных билетов. Распределение обязанностей по подготовке события.

3 этап

Знакомство с музыкальным сопровождением события. Просмотр видеороликов подобных событий.

Рассматривание иллюстраций одежды со светоотражающими элементами

Подбор атрибутов для дефиле: костюмов и светоотражающих элементов

Написание сценария события.

Составление конспектов и сценариев мероприятий по подготовке

Изготовление пригласительных билетов, атрибутов, оборудования и материалов к событию и украшению зала

4 этап

Проведение образовательного события

5 этап

Организация опроса: «Что нового я узнал о светоотражающих элементах?». Анализ аудиозаписей на Совете родителей дошкольной организации

Размещение фотоотчета на сайте ДОО и в мессенджерах сети Интернет

Осуждение результатов события на методическом объединении детского сада

Итак, основа события — это совместная деятельность педагогов, детей, родителей, предполагающая определенные аспекты: включенность педагога в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации образовательного пространства); открытый временной конец (каждый работает в своем темпе).

А подготовка к образовательному событию — это творческий процесс, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных и коммуникативных качеств.

Литература:

  1. Веретенникова, В. Б. Современные подходы и принципы в системе дошкольного образования // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) № 6 (15), 2015. — С. 77–79
  2. Дрозд, К. В. Воспитательное пространство школы. Теория и практика: коллективная монография / К. В. Дрозд, Г. А. Лобанова, И. В. Плаксина. — Владимир: ВГГУ, 2009. — 337 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
  4. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова и др. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 456 с.
  5. Пургина, Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие / Е. И. Пургина; Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2015. — 275 с.

Ключевые слова

научно-методологический подход в образовании, событийный подход в дошкольной педагогике, образовательное событие

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников

В статье обоснована методическая работа, образующая благоприятную среду для эффективного формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которое зависит от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении м...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Особенности организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду

Описываются характерные особенности образовательного процесса патриотической направленности и практическая значимость исследования в разработке модели организации образовательного процесса патриотической направленности. Описаны условия реализации мод...

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников

В статье обоснована методическая работа, образующая благоприятную среду для эффективного формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которое зависит от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении м...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Особенности организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду

Описываются характерные особенности образовательного процесса патриотической направленности и практическая значимость исследования в разработке модели организации образовательного процесса патриотической направленности. Описаны условия реализации мод...

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Задать вопрос