Библиографическое описание:

Лаврентьева В. В. Роль валеологии в системе здоровьесберегающих технологий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 18-21.



Здравствуй!

Мы так привыкли употреблять это слово как приветствие, что не всегда вдумываемся в его смысл. А оно означает — будь здоров, не болей, желаю здоровья. Приветствовать людей пожеланием здоровья стало доброй традицией. Она как бы напоминает о том, что самое главное для каждого человека — здоровье.

Большинству из нас от рождения дается хорошее здоровье, но этот бесценный дар мы слишком часто принимаем как нечто само собой разумеющееся.

Мы не задумываемся и над тем, насколько здоровье зависит от нас самих, от того, какой образ жизни мы ведем.

С древних времен люди упорно ищут чудодейственные средства сохранения здоровья. С древних времен хорошо известна целебная сила естественных факторов природы — воздуха, солнца, воды — и физических упражнений.

«Отец медицины» — древнегреческий ученый Гиппократ, сам проживший 104 года, проповедовал, что для продления жизни необходимы разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки. Известный греческий писатель, и историк Плутарх называл движения «кладовой жизни».

Здоровье человека всегда было и будет актуальной темой, особенно если речь идет о здоровье дошкольника. Дошкольный возраст — это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Всё это делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.

Главная задача воспитателей детского сада — подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его заметному ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии — это:

‒ организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

‒ качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;

‒ технологическая база здоровьесберегающей педагогики.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий вдетском саду по ФГОС:

‒ сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

‒ создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;

обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Цель здоровьесберегающих технологий вдошкольном образовании:

Применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Что же такое валеология?

Валеология — это наука об индивидуальном здоровье человека. Она представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Выделение валеологии как науки о здоровье человека в качестве автономной области научных знаний обусловлено глобальностью проблемы. «Чтобы быть здоровым,- указывает академик Н. М. Амосов, — нужны собственные усилия, постоянные и значительные. И заменить их ничем нельзя.

Но как определить направления собственных усилий, как отобрать средства и узнать нужную меру индивидуальных воздействий, чтобы «Не навредить!».

Валеология, будучи рожденной медицинской наукой, быстро стала меганаукой, распространившись на другие отрасли знаний. Становление валеологии как учебной науки можно считать свершившимся фактом.

Важно, что к проблеме укрепления и сохранения здоровья общества серьёзно подключилась система образования. В обществе появилась новая социальная роль учителя здоровья и образовательные учреждения начинают выполнять новую функцию.

Цель курса — обеспечить возможности формирования и применения знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни. Для того, чтобы в дальнейшем, жизнь воспитанника была успешной, его внимание необходимо сосредоточить на его здоровье. Ему надо помочь расти здоровым и не болеть.

Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здорового образа жизни стали одним из направлений деятельности нашего детского сада. В ДОУ используются различные виды здоровьесберегающих технологий (медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, образовательные и др.)

Также широко используется программа по оздоровлению воспитанников. Содержание курса включает изучение и исследование основных положений и принципов, исходящих из разных областей жизни и здоровья человека. Оно включает следующие разделы:

«Я— человек»

«Мой путь кздоровью»

«Я вгармонии смиром»

Человек — это кто?

Строение человека.

Рост и развитие.

Какой он, здоровый человек?

Здоровье.

Что я должен делать, чтобы быть здоровым?

Я и окружающий мир (опасности, которые меня подстерегают).

Правила безопасного поведения.

Красота человеческого общения. Разрешение трудных и спорных вопросов.

Службы безопасности.

Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно — развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом. Так же предлагаем детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома. В центре сюжетно ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

С целью снижения заболеваемости составлен план лечебно оздоровительных мероприятий, в соответствии с которым проводятся: витаминизация, полоскание горла настоем из лечебных трав, морской водой, дети получают чай, в состав которого входят лечебные сборы, в зимние месяцы — лук, чеснок, в летние — зелёные салаты, проводятся закаливающие процедуры. Большое внимание уделяется соблюдению воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем воздухе, поддержанию температурного режима.

Формы, методы и приёмы работы самые разнообразные. Это комплексы утренней и бодрящей (после дневного сна) гимнастики, физкультминутки (динамические паузы), подвижные игры, дыхательная и пальчиковая гимнастики, физкультурные занятия, (которые проводятся согласно ФГОС три раза в неделю), спортивные мероприятия и праздники. А также целый комплекс дидактических и развивающих игр, сюжетно-ролевых игр, игровых упражнений, бесед и опытов (экспериментов), сказок, аудиозаписей, иллюстраций и книг, которые входят в программу по валеологии. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них.

Дидактическая игра «Моё лицо»

Задачи. Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, серые, карие, зелёные глаза). Закреплять представление о частях лица, активизировать словарь (глаза, рот, губы, нос, брови). Развивать тактильные ощущения.

Материал. Разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин,наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

Содержание. Используя различные материалы, дети составляют лицо человека, дают описательный рассказ о его форме, цвете и т. д.

Дидактическая игра «Чистые руки»

Задачи. Обучать последовательности действий процесса умывания. Активизировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал. Картинки с правилами, предметами туалета; мелкие игрушки, объёмные фигурки животных, предметы труда.

Содержание.

1-й вариант — воспитатель предлагает выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки и соответственно картинке найти объёмные предметы.

2-й вариант — воспитатель предлагает имитировать движения процесса мытья рук.

Дидактическая игра «Умею — не умею»

Задачи. Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги». «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

Дидактическая игра «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?»

Задачи. Активизировать знания воспитанников о превалирующем развитии того или иного органа чувств для людей разных профессий. Активизировать словарь: повар, разведчик, музыкант, парфюмер, фокусник.

Содержание. Каждый человек получает карточку с изображением человека определённой профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют её у себя (если она подходит к изображению на большой карточке, т. е. если этот орган чувств важен для представителя этой профессии), либо возвращают обратно. Например: парфюмер-нос. Игра заканчивается тогда, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки.

Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предположить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько карточек.

Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы»

Задача. Акцентировать внимание на том, что чем больше задействовано анализаторов, тем быстрее выполнишь задание.

Содержание. Воспитаннику предлагается сосчитать количество пуговиц на рубашке (кофте, платье) двумя способами: только на ощупь или ощупывая предмет и глядя на него. Ответить на вопрос: как быстрее?

Игровое упражнение «Поговорим без слов»

Задача. Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

Содержание. Воспитатель предлагает отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.), мимики (удивление, радость, злость и пр.) позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.). Затем даётся задание привести примеры использования различных жестов, изменения позы, мимики с целью понимания друг друга без слов.

Игровое упражнение «Послушаем свой организм»

Задача. Познакомить детей с элементарными приёмами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

Содержание. Воспитатель предлагает воспитанникам сесть или лечь, закрыть глаза, расслабиться (расслабить руки, ноги, все тело), прислушаться к себе, к тому, как работает сердце, пульсирует кровь, как мы дышим и т. п.

Опыт № 1

Цель. Сравнить температуру воды в нескольких ёмкостях.

Содержание. Взрослый предлагает ребёнку определить на ощупь температуру воды в каждом стакане и расставить их по порядку (от самой холодной до самой тёплой). Воспитанников подводят к пониманию того, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности кожи.

Опыт № 2

Цель. Доказать необходимость вдоха для определения запаха.

Содержание. Воспитатель кладет перед каждым участником матерчатый мешочек, внутри которого спрятаны туалетное мыло, флакончик из-под духов, кожура от мандарина и т. п. Воспитатель предлагает детям, не трогая мешочка, по запаху догадаться, что находиться внутри. После ответов воспитанников воспитатель уточняет: для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.

Это всего лишь некоторые варианты возможного применения дидактических игр, игровых упражнений и экспериментальных приемов на практике, но именно они позволяют познакомить воспитанников с собственным организмом, увлечь их и понять некоторые стороны физиологии человека. Выстроив сеть занятий по валеологии и помогая познать свой организм, надо постараться донести до ребят, что необходимо бережно относиться к своему организму, заниматься физкультурой, спортом, вести здоровый образ жизни. Яркие, интересные впечатления, связанные с играми и спортом в детстве, оставляют в памяти человека такой глубокий след, что об этом он с удовольствием вспоминает всю жизнь. А воспитать здорового и полноценного человека — самая главная задача нашего общества. Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить (высокая жизненная позиция), успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. Поэтому, в настоящее время, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Литература:

  1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства // Дошкольное воспитание. — 2004 г.- № 1.- С.114–117.
  2. Шитикова Г. «Если хочешь быть здоровым…» — Лениздат, 1978 г.
  3. Афонькин С. «Когда, зачем и почем?» — Санкт-Петербург, 1996 г.
  4. Баранчукова Г. А., Розанова Т. Л., Лагуткина Л. Н. Образовательная программа «Расти здоровым» — Санкт-Петербург: НМЦ Фрунзенского района СПб, 1999 г.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, здоровья детей, детского сада, Дидактическая игра, здоровье человека, сохранения здоровья, индивидуальном здоровье человека, физического здоровья детей, комплексы утренней, охраны здоровья детей, здоровья человека, образ жизни, здоровья воспитателей ДОУ, задачи здорового образа, культуры здорового образа, основ здорового образа, сохранение здоровья детей, ответов воспитанников воспитатель, людей пожеланием здоровья, здоровья воспитаннику детского.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос