Автор: Климбей Лариса Васильевна

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 02.10.2017

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Климбей Л. В. Актуальные направления системы повышения квалификации в контексте современной модели образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 8-9. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12984/ (дата обращения: 18.12.2017).



Главная задача современного образования — не просто дать слушателю знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию. Систему повышения квалификации характеризуют:

‒ сжатые сроки обучения

‒ большой объем получаемой информации

‒ серьезные требования к реализации полученной информации на практике

Задача преподавателя — обеспечить на занятии такую деятельность, чтобы слушатель проявил самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. Мы думаем, ни для кого не является открытием, что в настоящее время очень остро стоит проблема несоответствия методов и приемов обучения, применяемых учителями, современным требования. Причем проблема эта нарастает и причиной является сохранение неэффективных методов профессионального обучения. В связи с этим еще больше увеличивается разрыв между профессиональным образованием и профессиональным трудом. Для решения данной проблемы необходимо внедрение инновационных подходов в систему повышения квалификации учителей. Одним из таких подходов является использование активных форм и методов обучения, интерактивные технологии. Включение интерактивных форм и методов в учебный процесс позволит решить ряд задач: активизировать взрослых слушателей использовать их знания и практический опыт при обучении, содействовать раскрытию потенциала участников, выработать практические навыки в решении конкретных задач, оценить степень усвоения учебного материала. Для достижения этой цели предстоит активизировать и методически обеспечить самостоятельную работу слушателей, сделав ее важнейшей составляющей образовательного процесса. В учебном процессе должна повыситься роль семинарских и практических занятий, лабораторных работ. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Учитель, приобретая знания и навыки, создает тем самым базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Данная особенность находит свое отражение как в отборе содержания образования, реализуемого в рамках технологии интерактивного обучения, так и в подходах к отбору конкретных технологий интерактивного обучения.

Интерактивное обучение — я как тренер? преподаватель применила в этом году на курсах повышения квалификации в рамках по предметам начальных классов. Это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все слушатели оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет слушателям не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие, активность педагога уступает место активности слушателей, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы преподавания не только позволяют проявиться способностям каждого слушателя, но и активно способствуют их формированию и совершенствованию. В частности, они дают возможность создать ситуацию, в которой бы учащиеся самостоятельно открывали и конструировали знания. Ценность такого сформированного умения в процессе овладения будущей профессией и в социальной практике не вызывает сомнения.

Продуктивная мыслительная деятельность, учебно-познавательный интерес формируются в результате реализации парадигмы личностно-ориентированного, развивающего обучения, внедрения интерактивных методов и форм его организации: лекция вдвоем, лекция-брифинг, лекция-дискуссия, лекция-консультация активизирует процесс принятия материала, способствует более глубокому его пониманию. Интерактивные методы обучения весьма эффективны при проведении семинарских занятий. Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.

Метод Case-study предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности подходу. Это один из самых испытанных в немецкой практике метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем. Цель этого метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации. Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным и позволяет работать в «зоне ближайшего развития». Продуктивная мыслительная деятельность, учебно-познавательный интерес у студентов формируются в результате реализации парадигмы личностно-ориентированного, развивающего обучения, внедрения интерактивных методов и форм его организации. Обычные формы учебной работы имеют несколько ограниченные возможности в активизации позиции студента, так как он всегда находится в состоянии обучаемого и обучающегося. Напротив, чем разнообразнее выполняемые слушателем роли и занимаемая им в деятельности позиция, тем разнообразнее развивается личность специалиста, его мыслительная деятельность приобретает системный характер, формируется творческий, заинтересованный подход к учебно-познавательной деятельности, вырабатывается гибкость мышления и действий. Значение использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения заключается, прежде всего, в повышении качества подготовки специалистов. Смысл данных приемов состоит в следующем: инициировании самостоятельной мыслительной деятельности; развитии творческого потенциала личности; создании условий для формирования профессионально-значимых личностных качеств и др.

Литература:

  1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
  2. Макарова Е. Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса // http://www.smtueco.ru/en/items/interactive-forms-of-learning



Основные термины (генерируются автоматически): организации познавательной деятельности, повышения квалификации, Интерактивное обучение, метод обучения, Интерактивные методы обучения, методов обучения, форма организации познавательной, процесс обучения, Продуктивная мыслительная деятельность, внедрения интерактивных методов, образовательного процесса, развивающего обучения, интерактивного обучения, специальная форма организации, реализации парадигмы личностно-ориентированного, результате реализации парадигмы, интерактивных методов обучения, методов профессионального обучения, интерактивных форм обучения, комфортных условий обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос