Актуальные направления системы повышения квалификации в контексте современной модели образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Климбей Л. В. Актуальные направления системы повышения квалификации в контексте современной модели образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 8-9. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12984/ (дата обращения: 19.06.2018).



Главная задача современного образования — не просто дать слушателю знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию. Систему повышения квалификации характеризуют:

‒ сжатые сроки обучения

‒ большой объем получаемой информации

‒ серьезные требования к реализации полученной информации на практике

Задача преподавателя — обеспечить на занятии такую деятельность, чтобы слушатель проявил самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. Мы думаем, ни для кого не является открытием, что в настоящее время очень остро стоит проблема несоответствия методов и приемов обучения, применяемых учителями, современным требования. Причем проблема эта нарастает и причиной является сохранение неэффективных методов профессионального обучения. В связи с этим еще больше увеличивается разрыв между профессиональным образованием и профессиональным трудом. Для решения данной проблемы необходимо внедрение инновационных подходов в систему повышения квалификации учителей. Одним из таких подходов является использование активных форм и методов обучения, интерактивные технологии. Включение интерактивных форм и методов в учебный процесс позволит решить ряд задач: активизировать взрослых слушателей использовать их знания и практический опыт при обучении, содействовать раскрытию потенциала участников, выработать практические навыки в решении конкретных задач, оценить степень усвоения учебного материала. Для достижения этой цели предстоит активизировать и методически обеспечить самостоятельную работу слушателей, сделав ее важнейшей составляющей образовательного процесса. В учебном процессе должна повыситься роль семинарских и практических занятий, лабораторных работ. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Учитель, приобретая знания и навыки, создает тем самым базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Данная особенность находит свое отражение как в отборе содержания образования, реализуемого в рамках технологии интерактивного обучения, так и в подходах к отбору конкретных технологий интерактивного обучения.

Интерактивное обучение — я как тренер? преподаватель применила в этом году на курсах повышения квалификации в рамках по предметам начальных классов. Это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все слушатели оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет слушателям не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие, активность педагога уступает место активности слушателей, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы преподавания не только позволяют проявиться способностям каждого слушателя, но и активно способствуют их формированию и совершенствованию. В частности, они дают возможность создать ситуацию, в которой бы учащиеся самостоятельно открывали и конструировали знания. Ценность такого сформированного умения в процессе овладения будущей профессией и в социальной практике не вызывает сомнения.

Продуктивная мыслительная деятельность, учебно-познавательный интерес формируются в результате реализации парадигмы личностно-ориентированного, развивающего обучения, внедрения интерактивных методов и форм его организации: лекция вдвоем, лекция-брифинг, лекция-дискуссия, лекция-консультация активизирует процесс принятия материала, способствует более глубокому его пониманию. Интерактивные методы обучения весьма эффективны при проведении семинарских занятий. Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.

Метод Case-study предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности подходу. Это один из самых испытанных в немецкой практике метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем. Цель этого метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации. Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным и позволяет работать в «зоне ближайшего развития». Продуктивная мыслительная деятельность, учебно-познавательный интерес у студентов формируются в результате реализации парадигмы личностно-ориентированного, развивающего обучения, внедрения интерактивных методов и форм его организации. Обычные формы учебной работы имеют несколько ограниченные возможности в активизации позиции студента, так как он всегда находится в состоянии обучаемого и обучающегося. Напротив, чем разнообразнее выполняемые слушателем роли и занимаемая им в деятельности позиция, тем разнообразнее развивается личность специалиста, его мыслительная деятельность приобретает системный характер, формируется творческий, заинтересованный подход к учебно-познавательной деятельности, вырабатывается гибкость мышления и действий. Значение использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения заключается, прежде всего, в повышении качества подготовки специалистов. Смысл данных приемов состоит в следующем: инициировании самостоятельной мыслительной деятельности; развитии творческого потенциала личности; создании условий для формирования профессионально-значимых личностных качеств и др.

Литература:

  1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
  2. Макарова Е. Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса // http://www.smtueco.ru/en/items/interactive-forms-of-learning



Основные термины (генерируются автоматически): интерактивное обучение, специальная форма организации, учебный процесс, познавательная деятельность, образовательный процесс, метод обучения, интерактивный метод обучения, учебно-познавательный интерес, учебный материал, продуктивная мыслительная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос