Библиографическое описание:

Матвиенко Е. Н., Минаева О. Д. Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 68-71. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12847/ (дата обращения: 12.12.2017).



Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

В основу системы диагностики можно выделить следующие принципы [2]:

  1. Принцип комплексного подхода. При обследовании необходимо взаимодействие всех специалистов. Направление: медицинское, педагогическое и психологическое.
  2. Принцип системного подходаопирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение коммуникативных компонентов предполагает выявление всех нарушенных сторон речевой функциональной системы: (фонетики, фонематики, лексики, грамматики, синтаксиса).
  3. Онтогенетический принцип предполагает разработку обследования с учетом последовательности появления форм коммуникации и функций речи, а также видов деятельности в онтогенезе.
  4. Принцип учета ведущего вида деятельности. При проведении обследования детей с алалией, необходимо отталкиваться от эмоциональной включенности ребенка, соответственно все задания должны предъявляться в интересной игровой форме.
  5. Принцип этиопатогенетический предполагает структуру нарушения, причины, что первично, а что вторично?
  6. Принцип динамичности предусматривает изучение ребёнка.

Моторная алалиясистемное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [2].

Изучение праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией проводится по нейропсихологической методике Л. С. Цветковой [3].

Под неречевыми методами обследования подразумевается исследование двигательных функций: гнозиса и праксиса. Исследования неречевые методы можно выявить нарушения теменной доли, премоторных и заднелобных отделов, затылочных отделов.

Гнозис (gnosis) — (греч. происх.) узнавание [1]. При помощи чувственного (обоняние, зрение, вкус, осязание, слух) восприятия, человек способен к узнаванию окружающих предметов.

Термин праксис (praxis) — (греч. происх.) способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий [1]. Следует обратить внимание на то, что в данном случае говорится о целенаправленном движении (нервные тики и другие неврологические заболевания, проявляющиеся подёргиванием мышц, в эту группу не входят).

Изучение гнозиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:

Диагностическая система представлена в таблице.

Таблица 1

Система обследования гнозиса удошкольников смоторной алалией

Содержание методик

I

Изучение гнозиса

1

Восприятие предметных, реалистических изображений

Инструкция «Что здесь нарисовано?».

Важно отметить на этом этапе, ребёнок следит глазами снизу вверх и/или справа налево (вектора восприятия).

Далее к методике открывается рисунок и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные два, потом три изображения. Нами представлены несколько вариантов картинок, при исследовании используется вариант 1, 2, 3.

2

Перечеркнутые изображения

Инструкция «Что здесь нарисовано?»

3

Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).

Инструкция: «Что здесь нарисовано?».

Вариант 1. Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2,

4

Незавершенные изображения

Инструкция: «Что здесь нарисовано?»

5

Химерные изображения

Инструкция: «Что здесь нарисовано?»

Если ребенок не сразу замечает «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?»

Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2, 3.

6

Лицевой гнозис

Испытуемому предъявляется картинка, на которой изображены лица людей.

Инструкция: «Кто здесь изображен?»

Экспериментатор после перечисления задает более трудные вопросы: экспериментатор показывает «Чем отличаются эти люди?»; экспериментатор просит ребенка указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д.

Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи эксперементатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — выполняет задание после стимулирующей помощи, подсказок и наводящих вопросов;

3 балла — невыполнение задания.

Изучение праксиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:

Диагностическая система представлена в таблице.

Таблица 2

Система обследования праксиса удошкольников смоторной алалией

Содержание методик

I

Изучение кинестетического праксиса.

1

Праксис поз по зрительному образцу

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз:

— указательный и большой (безымянный, средний) пальцы сложены в колечко;

— рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед;

— рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т. п.

Обследуя правую и левую руку.

2

Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу.

3

Перенос поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

4

Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор выполняет следующие действия:

— улыбается, вытягивает губы в трубочку;

— надувает щеки;

— высовывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам;

— хмурится, поднимает брови и т. п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Дотянись языком до носа» или «Нахмурься». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т. п.

II

Изучение кинетического (динамического) праксиса

1

«Кулак— ребро— ладонь».

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор выполняет ряд движений:

— кулак, поставленный на ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь лежащая на столе;

— меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения.

Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом экспериментатор предлагает ребёнку выполнить упражнение в более быстром темпе.

Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами.

Поочередно обследуются обе руки.

2

Графическая проба «Заборчик»

Инструкция: Экспериментатор рисует ребенку образец:

Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги».

http://iemcko.ru/images/43114.jpg

3

Реципрокная координация рук.

Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я».

Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте. Экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом самостоятельно без помощи взрослого.

4

Оральный кинетический праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор, например:

— улыбается и хмурится;

— несколько раз щелкает языком, дважды свистит и щелкает языком;

— дотрагивается языком до левого, затем — правого угла рта, потом надувает щеки.

Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи экспериментатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — задание выполняет после стимулирующей помощи;

3 балла — невыполнение задания.

Обобщая результаты обследования, мы пишем заключение.

Литература:

  1. Лалаева, Р.И., Парамонова, Л.Г., Шаховская, С. Н. Логопедия в таблицах и схемах — М.: Парадигма, 2017–216 с.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
  3. Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей — М.: Когито-центр, 2008. — 128с.
Основные термины (генерируются автоматически): моторной алалией, Принцип комплексного подхода, Принцип учета ведущего, «Закрой глаза, Система обследования праксиса, Принцип этиопатогенетический, Принцип динамичности, Принцип системного, сторон речевой функциональной, ребенка вследствие недопонимания, эмоциональной включенности ребенка, нейропсихологической методике Л, неречевыми методами обследования, проведении обследования детей, компонентов речевой системы, порождения речевого высказывания, нарушения теменной доли, недоразвитие экспрессивной речи, сложной функциональной системе, Моторная алалия— системное.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос