Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Матвиенко Е. Н., Минаева О. Д. Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 68-71. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12847/ (дата обращения: 24.06.2018).



Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

В основу системы диагностики можно выделить следующие принципы [2]:

  1. Принцип комплексного подхода. При обследовании необходимо взаимодействие всех специалистов. Направление: медицинское, педагогическое и психологическое.
  2. Принцип системного подходаопирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение коммуникативных компонентов предполагает выявление всех нарушенных сторон речевой функциональной системы: (фонетики, фонематики, лексики, грамматики, синтаксиса).
  3. Онтогенетический принцип предполагает разработку обследования с учетом последовательности появления форм коммуникации и функций речи, а также видов деятельности в онтогенезе.
  4. Принцип учета ведущего вида деятельности. При проведении обследования детей с алалией, необходимо отталкиваться от эмоциональной включенности ребенка, соответственно все задания должны предъявляться в интересной игровой форме.
  5. Принцип этиопатогенетический предполагает структуру нарушения, причины, что первично, а что вторично?
  6. Принцип динамичности предусматривает изучение ребёнка.

Моторная алалиясистемное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [2].

Изучение праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией проводится по нейропсихологической методике Л. С. Цветковой [3].

Под неречевыми методами обследования подразумевается исследование двигательных функций: гнозиса и праксиса. Исследования неречевые методы можно выявить нарушения теменной доли, премоторных и заднелобных отделов, затылочных отделов.

Гнозис (gnosis) — (греч. происх.) узнавание [1]. При помощи чувственного (обоняние, зрение, вкус, осязание, слух) восприятия, человек способен к узнаванию окружающих предметов.

Термин праксис (praxis) — (греч. происх.) способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий [1]. Следует обратить внимание на то, что в данном случае говорится о целенаправленном движении (нервные тики и другие неврологические заболевания, проявляющиеся подёргиванием мышц, в эту группу не входят).

Изучение гнозиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:

Диагностическая система представлена в таблице.

Таблица 1

Система обследования гнозиса удошкольников смоторной алалией

Содержание методик

I

Изучение гнозиса

1

Восприятие предметных, реалистических изображений

Инструкция «Что здесь нарисовано?».

Важно отметить на этом этапе, ребёнок следит глазами снизу вверх и/или справа налево (вектора восприятия).

Далее к методике открывается рисунок и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные два, потом три изображения. Нами представлены несколько вариантов картинок, при исследовании используется вариант 1, 2, 3.

2

Перечеркнутые изображения

Инструкция «Что здесь нарисовано?»

3

Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).

Инструкция: «Что здесь нарисовано?».

Вариант 1. Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2,

4

Незавершенные изображения

Инструкция: «Что здесь нарисовано?»

5

Химерные изображения

Инструкция: «Что здесь нарисовано?»

Если ребенок не сразу замечает «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?»

Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2, 3.

6

Лицевой гнозис

Испытуемому предъявляется картинка, на которой изображены лица людей.

Инструкция: «Кто здесь изображен?»

Экспериментатор после перечисления задает более трудные вопросы: экспериментатор показывает «Чем отличаются эти люди?»; экспериментатор просит ребенка указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д.

Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи эксперементатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — выполняет задание после стимулирующей помощи, подсказок и наводящих вопросов;

3 балла — невыполнение задания.

Изучение праксиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:

Диагностическая система представлена в таблице.

Таблица 2

Система обследования праксиса удошкольников смоторной алалией

Содержание методик

I

Изучение кинестетического праксиса.

1

Праксис поз по зрительному образцу

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз:

— указательный и большой (безымянный, средний) пальцы сложены в колечко;

— рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед;

— рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т. п.

Обследуя правую и левую руку.

2

Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу.

3

Перенос поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

4

Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор выполняет следующие действия:

— улыбается, вытягивает губы в трубочку;

— надувает щеки;

— высовывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам;

— хмурится, поднимает брови и т. п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Дотянись языком до носа» или «Нахмурься». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т. п.

II

Изучение кинетического (динамического) праксиса

1

«Кулак— ребро— ладонь».

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор выполняет ряд движений:

— кулак, поставленный на ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь лежащая на столе;

— меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения.

Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом экспериментатор предлагает ребёнку выполнить упражнение в более быстром темпе.

Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами.

Поочередно обследуются обе руки.

2

Графическая проба «Заборчик»

Инструкция: Экспериментатор рисует ребенку образец:

Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги».

http://iemcko.ru/images/43114.jpg

3

Реципрокная координация рук.

Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я».

Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте. Экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом самостоятельно без помощи взрослого.

4

Оральный кинетический праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор, например:

— улыбается и хмурится;

— несколько раз щелкает языком, дважды свистит и щелкает языком;

— дотрагивается языком до левого, затем — правого угла рта, потом надувает щеки.

Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи экспериментатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — задание выполняет после стимулирующей помощи;

3 балла — невыполнение задания.

Обобщая результаты обследования, мы пишем заключение.

Литература:

  1. Лалаева, Р.И., Парамонова, Л.Г., Шаховская, С. Н. Логопедия в таблицах и схемах — М.: Парадигма, 2017–216 с.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
  3. Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей — М.: Когито-центр, 2008. — 128с.
Основные термины (генерируются автоматически): инструкция, экспериментатор, моторная алалия, вариант картинок, ребенок, рука, балл, диагностическая система, кинестетический образец, сам ребенок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос