Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (160) июнь 2017 г.

Дата публикации: 29.06.2017

Статья просмотрена: 584 раза

Библиографическое описание:

Матвиенко Е. Н., Минаева О. Д. Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией // Молодой ученый. — 2017. — №26. — С. 169-170. — URL https://moluch.ru/archive/160/44987/ (дата обращения: 22.10.2019).



В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети дошкольного возраста, речевое развитие

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.

Моторная алалия рассматривается как сложный комплекс языковых и неязыковых расстройств [7]. К неязыковым расстройствам В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Н. Н. Трауготт, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская и другие исследователи относят недоразвитие высших психических функций (зрительного восприятия, памяти, внимания и др.), нарушения общей и мелкой моторики.

Алалия — системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением центральной коры головного мозга (патология центрального генеза). Алалия временная функция задержки развития, системное полиморфное нарушение: словарь, грамматика, связная речь, фонетика (просодика), фонематика [6].

Моторная алалия является результатом: центрального органического поражения в перинатальный, натальный или ранний постнатальный периоды. При моторной алалии есть трудности по типу лицевой и оральной апраксии. Во всех случаях имеются несформированность навыков общения, нарушение речевой и неречевой деятельности. Наиболее ярко алалия проявляется в дошкольном возрасте [7].

Р. А. Белова-Давид [6], выделила афферентную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии наблюдаются кинестезии (ощущение) неумение в нужный момент выполнить нужное упражнение. В непроизвольном плане доступно, а по заданию не в состоянии, так как незрелые клетки — импульсы не идут. Преобладает нарушения слуховой и звуковой структуры слова. При моторной эфферентной алалии страдает кинетика, переход от одной артикуляции к другой это влияет на слоговую структуру слова.

Систематическая коррекционно-логопедическая работа моторной алалии направлена, но восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению [3].

В работе используются разные приемы и методы, имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии.

Можно выделить три этапа направления содержания работы при моторной алалии:

– коррекционно-педагогическую работу по формированию звуко-слоговой структуры слова;

– коррекционно-педагогическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи;

– коррекционно-педагогическую работу по формированию связной речи.

Формирование слоговой структуры слова — одно из необходимых условий коррекционно-педагогической работы, которое представляет собой значимую проблему совершенствования логопедической практики. Данной проблеме посвящены работы Ковшиков В. А., Маркова А. К., Левина Р. Е., Усанова О. С. и мн. др. [7].

С педагогической точки зрения Маркова А. К. [8], указывала, что в структуре нарушения алалии тесно будут переплетаться нарушения звуко-слоговой структуры слова, могут «тесно взаимосвязаны». Целесообразно работать параллельно, как над звуковой структурой слова, так и над слоговой структурой слова.

Маркова А. К. отмечает, что при алалии важно работать над словом в целом, подбирать доступные слова и параллельно расширять значение слова, сначала в пассивном словаре, а потом в активном словаре, необходимо наращивать словарь.

Развитие связной речи происходит от звукоподражания к слову и предложению и опирается на поэтапность развития речи в онтогенезе [4].

Широкое применение игровых приемов, используя артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой Р. Г. Бушлякова [2], одновременно действуя руками и артикуляционным аппаратом.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. [5], артикуляционная, пальчиковая гимнастика, сопровождаем речь с движениями чётко под счёт, отрабатываем все движения. При моторной алалии у детей страдает не только произношение звуков (то есть не формируются артикулемы), но страдает еще и способность переключаться (переходить) со звука на звук, необходимо достижение чистоты произношения звука.

Агранович З. Е. [1], работа на неречевом материале, подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов, на этом закладываются основы речеслухового восприятия слова и речедвигательных навыков. Используются игры, которые могут привлечь внимание ребёнка, а потом проводится работа над ритмом (отхлопать, протопать, отпрыгать, и т. д.). Работа над гласными звуками первого ряда А, О, У, Э, Ы, а также работа над звукоподражанием.

Работа над слоговой структурой слова: односложными слова и обогащением словаря, например: мак, лак, бак и т. д.; двусложными словами например: рана, Зина, Нина, луна Можно отметить, что по ходу работы над слоговой структурой, также параллельно включаем работу над грамматическими формами. Содержание работы при различных речевых уровнях: I уровень — СГС, ГС, СГ, СГ+СГ, СГ+ССГ; II уровень — СГ+СГС, СГ+СС, СС+ГС, СГ+СГ+СГ, СГ+СГ+ССГ: III уровень — более сложные конструкции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что моторная алалия — это тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное центральным органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы. Без специально организованного коррекционно-логопедического воздействия ребенок, страдающей моторной алалией, может остаться на самом низком уровне речевого воздействия.

Литература:

  1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей: коррекционная педагогика — Спб.: Детство-Пресс, 2008–48 с.
  2. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — Спб.: Детство-Пресс, 2011–240с.
  3. Деревяго, Т. Н. Система организации логопедической работы с детьми с диагнозом ОНР-I-IV, обусловленным алалией: логопед в детском саду. — 2013. — № 1. — 28–29 с.
  4. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления: учебное пособие для студентов, — СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.
  5. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В., Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: Практическая логопедия, — М.: Гном 2017–16 с.
  6. Лалаева, Л.Г., Парамонова, Л.Г., Шаховская, С. Н. Логопедия в таблицах и схемах: специальная коррекционная педагогика, — М.: Москва. 2012–215 с.
  7. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской, — М.: ВЛАДОС, 2009.
  8. Солдатова, О. А. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи: логопедия. Режим доступа: http://logoportal.ru/ 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): моторная алалия, коррекционно-педагогическая работа, слоговая структура слова, связная речь, звуко-слоговая структура слова, центральное органическое поражение, речевое развитие, коррекционно-логопедическая работа, дошкольный возраст, звуковая структура слова.


Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)...

Алалия. Основные направления и содержание...

В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Содержание, организационные формы, методы коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей-билингвов.

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Успешность овладения слоговой структурой слова напрямую зависит и от состояния фонематического восприятия, и от его артикуляционных возможностей. Поэтому коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов включает развитие...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей...

Аграмматизм, различные расстройства поиска слов, определенные сложности в выборе фонем, нарушения слогового строя слова, трудности в установлении порядка слов в предложении — это типичные

Дети с моторной алалии характеризуются очень низкой активностью речи.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Коррекционно-логопедическая работа по формированию звукопроизношения с дошкольниками с ОНР III уровня проходила в три этапа

Лексический материал подбирался разнообразный и включал не только изолированное произношение звука, но и слоговые...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Речь детей данной группы кажется окружающим малопонятной вследствие того, что нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов [15].

Преодоление расстройств произносительной стороны речи...

Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры (односложные слова, двусложные с открытыми слогами, трёхсложные слова с открытыми слогами, четырёхсложные с открытыми слогами, двухсложные слова с одним закрытым слогом...

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Формирование предпосылок развития слоговой структуры слов. Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)...

Алалия. Основные направления и содержание...

В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Содержание, организационные формы, методы коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей-билингвов.

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Успешность овладения слоговой структурой слова напрямую зависит и от состояния фонематического восприятия, и от его артикуляционных возможностей. Поэтому коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов включает развитие...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей...

Аграмматизм, различные расстройства поиска слов, определенные сложности в выборе фонем, нарушения слогового строя слова, трудности в установлении порядка слов в предложении — это типичные

Дети с моторной алалии характеризуются очень низкой активностью речи.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Коррекционно-логопедическая работа по формированию звукопроизношения с дошкольниками с ОНР III уровня проходила в три этапа

Лексический материал подбирался разнообразный и включал не только изолированное произношение звука, но и слоговые...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Речь детей данной группы кажется окружающим малопонятной вследствие того, что нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов [15].

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Формирование предпосылок развития слоговой структуры слов. Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи...

Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры (односложные слова, двусложные с открытыми слогами, трёхсложные слова с открытыми слогами, четырёхсложные с открытыми слогами, двухсложные слова с одним закрытым слогом...

Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)...

Алалия. Основные направления и содержание...

В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Содержание, организационные формы, методы коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей-билингвов.

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Успешность овладения слоговой структурой слова напрямую зависит и от состояния фонематического восприятия, и от его артикуляционных возможностей. Поэтому коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов включает развитие...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей...

Аграмматизм, различные расстройства поиска слов, определенные сложности в выборе фонем, нарушения слогового строя слова, трудности в установлении порядка слов в предложении — это типичные

Дети с моторной алалии характеризуются очень низкой активностью речи.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Коррекционно-логопедическая работа по формированию звукопроизношения с дошкольниками с ОНР III уровня проходила в три этапа

Лексический материал подбирался разнообразный и включал не только изолированное произношение звука, но и слоговые...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Речь детей данной группы кажется окружающим малопонятной вследствие того, что нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов [15].

Преодоление расстройств произносительной стороны речи...

Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры (односложные слова, двусложные с открытыми слогами, трёхсложные слова с открытыми слогами, четырёхсложные с открытыми слогами, двухсложные слова с одним закрытым слогом...

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Формирование предпосылок развития слоговой структуры слов. Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)...

Алалия. Основные направления и содержание...

В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Содержание, организационные формы, методы коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей-билингвов.

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Успешность овладения слоговой структурой слова напрямую зависит и от состояния фонематического восприятия, и от его артикуляционных возможностей. Поэтому коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов включает развитие...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей...

Аграмматизм, различные расстройства поиска слов, определенные сложности в выборе фонем, нарушения слогового строя слова, трудности в установлении порядка слов в предложении — это типичные

Дети с моторной алалии характеризуются очень низкой активностью речи.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Коррекционно-логопедическая работа по формированию звукопроизношения с дошкольниками с ОНР III уровня проходила в три этапа

Лексический материал подбирался разнообразный и включал не только изолированное произношение звука, но и слоговые...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Речь детей данной группы кажется окружающим малопонятной вследствие того, что нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов [15].

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Формирование предпосылок развития слоговой структуры слов. Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи...

Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры (односложные слова, двусложные с открытыми слогами, трёхсложные слова с открытыми слогами, четырёхсложные с открытыми слогами, двухсложные слова с одним закрытым слогом...

Задать вопрос