Психолого-логопедическое обследование безречевых детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Базарова Н. А., Никитенко А. В., Фролова Е. А. Психолого-логопедическое обследование безречевых детей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8814/ (дата обращения: 15.11.2018).

Обследование безречевого ребёнка должно начинаться с обследования психологического статуса. Логопед должен иметь представление о состоянии различных видов восприятия: зрительного, тактильного, слухового.

1. Исследование восприятия.

а) зрительное восприятие:

Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приёмов. [1, стр.38–39]

Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребёнком от 2 до 5 картинок, предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку.

Предъявление контура. Ребёнку предлагается по контуру узнать изображённый предмет. Перед ребёнком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребёнка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребёнку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнаётся изображение, например, машина без колёс. Инструкция: «Покажи машину».

Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребёнком 3–4 изображения, перечёркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми.

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов. Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, ёлочку и яблоко. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел».

Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приёмы.

Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребёнком 6 квадратов с основными цветами. Инструкция: «Покажи красный (жёлтый, зелёный и т. д.) квадрат». Далее предлагается задание на подбор картинки к цветовому фону.

б) слуховое восприятие: [1, стр.39]

При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребёнка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.

Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребёнком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребёнка, ребёнок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребёнок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Ребёнок показывает игрушку.

2. Пространственный праксис. [1, стр.40]

При исследовании схемы тела логопед просит ребёнка показать правую, левую руку у себя, затем у логопеда. Это задание предлагается детям в возрасте от 5 лет и старше. Обследуя зрительную ориентировку ребёнка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами логопед просит положить один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.

3. Конструктивный праксис.

Логопед использует приёмы:

-          Складывание пирамидки;

-          Складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали.

-          Складывание фигурок из 2–4 палочек по образцу.

4. Динамический праксис

Применяется воспроизведение простых и сложных ритмов; проба: кулак — ребро — ладонь.

5. Исследование моторики

Исследуется состояние общей, ручной и пальчиковой моторики. Например.

Общая моторика: пройти по начерченной на полу линии; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой.

Ручная моторика: сжать кулаки, разжать, похлопать в ладоши, сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот.

Пальчиковая моторика: показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках; 2-й и 5-й пальцы; завязать бантик.

Отметить координацию движений рук, ног; чувство равновесия; объём движений; переключение движений; самостоятельность выполнения; сопутствующие движения.

6. Исследование зрительной памяти

Ребёнку предлагается запомнить 3–4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Логопед просит ребёнка показать те картинки, которые он ранее запомнил. Запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов.

Состояние интеллекта

1. Складывание пирамидки

Применяется для выявления состояния наглядно-действенного мышления. Необходимо иметь несколько пирамидок, состоящих из 4, 6, 8 колец и колпачка. [2, стр.113]

Ребёнку показывают пирамидку и предлагают: «Разбери», сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребёнок не приступает к работе, логопед сам разбирает пирамидку и предлагает ребёнку собрать её. Если ребёнок начинает действовать и собирает пирамидку в беспорядке, его не останавливают до конца работы, затем говорят: «Неправильно». Логопед снова разбирает пирамидку, выбирает самое большое кольцо и надевает его на стержень. Предлагает дальше действовать ребёнку. Если ребёнок неправильно выбирает следующее кольцо, логопед останавливает его, говорит: «Неправильно», берёт следующее, меньшее по размеру, кольцо, сам надевает его на стержень. Так действует до тех пор, пока не будет сложена вся пирамидка. Затем логопед ещё раз предлагает ребёнку самому разобрать и сложить пирамидку. В ход работы не вмешивается. Делается вывод, обучается ли ребёнок способу действия.

У детей с нормальным интеллектом уже с 4-летнего возраста складывание пирамидки не вызывает затруднений (пробы и примеривание допустимы). Дети старше 5 лет пользуются способом зрительного соотнесения. Хаотичные манипуляции с кольцами, выполнение задания методом «проб и ошибок» при повторном самостоятельном складывании пирамидки чаще всего свидетельствует о снижении интеллекта.

2. Складывание разрезных картинок

Применяется для выявления состояния наглядно — образного мышления. Используются разрезные картинки различной трудности. Основные факты логопед получает при анализе способа действия, который применяет ребёнок в процессе складывания картинки. Это могут быть хаотичные, не имеющие цели манипуляции, целенаправленные действия в наглядно — действенном плане (метод «проб и ошибок») и целенаправленное выполнение задания в наглядно — образном плане (зрительное соотнесение).

Дети с нормальным интеллектом легко справляются с вырезанными по контуру картинками из 5–6 частей, составляя рисунок, в основном путём предварительного зрительного примеривания частей друг к другу.

Неадекватный способ действия выражается в том, что ребёнок действует хаотично, без определённой цели подкладывая части рисунка без смысла, например, к голове животного приставляет хвост. И если ребёнок упорно не воспринимает помощь взрослого, если ему оказывается непосильным правильное складывание разрезанной картинки даже после неоднократного наглядного показа — это не может не вызвать сомнений в его интеллектуальном развитии. [2, стр.115]

3. «Почтовый ящик»

Этот метод широко используется при обследовании детей разного возраста, начиная с трёхлетнего. Он применяется для исследования наглядно-действенного мышления, позволяет выявить способность ребёнка к осмысливанию нового способа действия.

4. Наглядный счёт

Обследование состояния счёта имеет большое значение для характеристики детей с нарушениями речи.

Метод наглядного счёта не требует участия речи ребёнка, поэтому при обследовании безречевых детей удобен. Кроме того, этот метод может быть использован и для выявления состояния операций анализа и синтеза, логических умозаключений ребёнка. Выявляется, как ребёнок соотносит предметы по количеству, решает простейшие наглядные задачи. [2, стр.117]

5. Установление последовательности событий

Методика предназначена для выявления возможности устанавливать пространственно-временные связи по серии сюжетных картинок. Для проведения обследования необходимо иметь несколько серий, состоящих из 2–5 картинок. Это задание в большинстве случаев не вызывает значительных затруднений у детей, имеющих первично сохранный интеллект. При неправильной раскладке серии им бывает достаточно, как правило, небольшой помощи со стороны логопеда: указание на неправильную раскладку, выкладывание первой картинки, наводящий вопрос. Усвоив способ установления последовательности на примере одной серии, эти дети аналогичные задания выполняют самостоятельно, обнаруживая ясно выраженную способность к «переносу». Умственно отсталые дети в редких случаях самостоятельно справляются даже с лёгкими сериями картинок, с трудом используют помощь логопеда. Создав произвольный порядок, они не пытаются вдумываться в тот факт, что такой порядок противоречит содержанию картинок, считают работу выполненной, на критические замечания логопеда не обращают внимания. Такой характер работы говорит о некритичности мышления. [2, стр.118]

6. Классификация предметов

Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в распределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Дети с первично сохранным интеллектом в большинстве случаев после совместного разбора двух — трёх (иногда одной) картинок улавливают принцип классификации и дальше выполняют работу самостоятельно или с единичными ошибками.

7. Исключение предметов

Методика предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений.

Исследование импрессивной речи

Приводимые задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше. [3, стр.33–37]

1.         Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребёнку небольшой рассказ и проводит беседу; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок.

2.         Понимание распространённых предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку».

3.         Понимание различных грамматических форм: конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок («Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»); предложных конструкций с предлогами; дифференциация ед. и мн. числа существительных; дифференциация глаголов с различными приставками.

4.         Понимание сложноподчинённых предложений.

5.         Исследование пассивного словаря: понимание обобщающих слов с деталями; понимание названий детёнышей домашних и диких животных.

 

Литература:

 

1.        Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]/ Г. А. Волкова — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — с.35–49

2.        Власенко, И.Т., Чиркина, Г.В., Бессонова, Т. П. Методы обследования речи у детей [Текст]/ И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина, Т. П. Бессонова — М.: Республиканский институт повышения квалификации работников образования Институт коррекционной педагогики, 1992. — с.111–128

3.        Балобанова, В.П., Богданова, Л. Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова — СПб.: Детство-Пресс, 2001. — с.29–37

Основные термины (генерируются автоматически): логопед, картинка, ребенок, складывание пирамидки, левая рука, пирамидка, пальчиковая моторика, нормальный интеллект, наглядно-действенное мышление, зрительное соотнесение.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

2. Развитее графического навыка и зрительно- моторной координации.

Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

Библиографическое описание: Зиновьева Г. А. Изучение развития наглядно-действенного мышления детей с интеллектуальной

- задания на уровне зрительного соотнесения не выполняют вообще, а для использования проб им необходимо обучение [7,с. 79].

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Следовательно, стимулируя мелкую моторику руки — активируются соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом.

Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они...

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Пальчиковые игры и упражнения — это уникальное средство развития мелкой моторики рук и речи, пространственного и наглядно-действенного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного мышления, они расширяют словарь детей...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления.

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.

2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Стул».

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

Библиографическое описание: Тумашик Т. В. Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

2. Развитее графического навыка и зрительно- моторной координации.

Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

Библиографическое описание: Зиновьева Г. А. Изучение развития наглядно-действенного мышления детей с интеллектуальной

- задания на уровне зрительного соотнесения не выполняют вообще, а для использования проб им необходимо обучение [7,с. 79].

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Следовательно, стимулируя мелкую моторику руки — активируются соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом.

Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они...

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Пальчиковые игры и упражнения — это уникальное средство развития мелкой моторики рук и речи, пространственного и наглядно-действенного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного мышления, они расширяют словарь детей...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления.

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.

2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Стул».

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

Библиографическое описание: Тумашик Т. В. Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все...

Задать вопрос