Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тумашик Т. В. Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 153-156. — URL https://moluch.ru/archive/181/46655/ (дата обращения: 25.05.2019).



Статья посвящена эффективным методам познания дошкольниками закономерностей и явлений окружающего мира – мнемотехнике и моделированию, с успехом, применяемых во всех образовательных областях.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливает требования к структуре и к результатам основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области.

Как показали исследования психологов, важнейшее направление развития образного мышления и воображения в дошкольном возрасте – это овладение способностями к замещению и наглядному моделированию. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например, метод обучения дошкольников грамоте (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, понимания сущности природоведческих понятий, формировании представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции (Н. И. Ветрова, Е. Л. Агеева и др.), формировании представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л. И. Цеханская, Ю. Ф. Гаркушина), в конструировании (Л. А. Парамонова). Модели и схемы можно использовать при выполнении детьми физических упражнений. В общем, методы моделирования и мнемотехники, при достаточном их изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях.

Методы моделирования и мнемотехники используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Они обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с их помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть модель и схема могут сделать любой объект доступным познанию [4, 17].

Моделирование (моделирующая деятельность) этосовместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.

Актуальностьметодов наглядного моделирования и мнемотехники

 помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса;

 облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

 учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением [5, 15]. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию. Освоение детьми операции замещения начинается в конце раннего детства, когда один предмет используется в качестве заместителя другого, например, в игровой деятельности, где камешек становится конфетой, а песок – кашей для куклы. Независимо от вида деятельности педагогами учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Мнемодорожки помогают понимать, запоминать и воспроизводить скороговорки, крылатые выражения, пословицы и поговорки. Дети, декодируя информацию по мнемотаблице, вспоминают и рассказывают содержание сказки, рассказа. Использование мнемотаблиц дает положительный результат. Анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, речь.

Образовательная область «Познание» – экология

Практически во всех науках о природе, живой и неживой, о человеке и обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели [2, 17]. Кроме моделирования закономерных процессов природы с детьми можно изготовлять целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Полезна демонстрация моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира – защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели и мнемотаблицы. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Образовательная область «Познание» – математика

Создаются ситуации, требующие воссоздания и дополнения детьми освоенных моделей. Например, в игре «Разместим жильцов на этажах» возможно создание модели-схемы дома с несколькими этажами и использование заместителей-«жильцов» для моделирования условия задачи; в ситуации «Какая кошка сидит выше?» используются модель-схема «дерева» и заместители «кошек»; в ситуации «Кто из детей самый высокий, если...» применяются полосы разной высоты для моделирования отношений; в ситуации «Как посадить три цветка у треугольной башни, чтобы у каждой стены росло по два?» используются модель башни — треугольник и фишки — заместители цветков. Дошкольники моделируют условие на предметах (элементах модели) и «перебирают» варианты решения. В процессе усвоения количественных отношений и представлений о числе организуются игры и упражнения с различными эквивалентами, наглядными моделями («Домики чисел», с целью освоение состава числа), «Дроби» М. Монтессори, палочки Кюизенера. При упорядочивании и группировке предметов по различным свойствам используют схемы-символы к блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера.

Используются методы и приемы, активизирующие самостоятельное применение моделей и моделирование отношений, зависимостей. Например, в ходе развития пространственных представлений воспитатель предлагает детям продумать вариант перестановки мебели в группе. В ходе обсуждения дошкольники подводятся к возможности моделирования перестановки на плане; определяются способы создания плана, предметы, которые будут представлены на нем; организуется проектная деятельность детей.

Образовательная область «Художественно-эстетичсекое развитие» – конструирование

В процессе конструирования возможно использование игр и упражнений, способствующих выделению пространственных свойств деталей, — рисование схем построек (их структуры и видов «спереди», «сверху», «сбоку»).Аналогично активизируется моделирование в процессе игр «Составим план комнаты с помощью необычных фигур» (используются более условные заместители, например, круги разного размера; ребенок вынужден ориентироваться на пространственные отношения, а не на форму заместителя). В ходе конструирования возможно сопоставление схемы объекта и постройки: для организации сравнения используются: постройка (например, крепость) и две схемы (адекватная и «провокационная» — с некоторыми сходными, но и яркими отличительными признаками). В процессе моделирования закрепляются умения анализировать, сравнивать, обследовать объект и модель.

Образовательная область «Речевое развитие»

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В этом нам помогают модели. На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа произведения (сказки, рассказа), особенно в рифмованной форме [3, 25]. Именно эти наблюдения и подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей развивать память через приёмы опосредованного запоминания и метод наглядного моделирования при обучении связной речи.Построение наглядных моделей для всех видов связных высказываний: пересказа, составления рассказов по картине и серии картин, описательного рассказа, творческого рассказа, позволяет более эффективно осуществлять работу по развитию связной речи детей. Во время занятий по развитию связной речи используются схемы для составления описательных и сравнительных рассказов, придумывания загадок.Метод наглядного моделирования очень эффективен при ознакомлении с термином «предложение». Дети подбирают схемы к словам, к предлогам («маленьким словам»), располагают их в нужной последовательности, ограничивая начало и конец предложения, исправляют деформированные фразы, дополняют предложения в соответствии с предложенной схемой.

Интеграция образовательных областей «Познание» (математика, экология), «Речевое развитие»

Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями органического и неорганического мира с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов, загадок ставилась задача: помочь в усвоении и применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении. Важно, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Модели помогают передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. В этом помогали схемы, символы, модели.

Образовательная область «Физическое развитие»

Модели и схемы можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на ней).Онииспользуются для повышения интереса, активизации внимания детей во время занятий, при проведении пальчиковых гимнастик и физминуток.

Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами. С их помощью реализуются задачи:

 формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях;

 развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми;

 воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Использование приемов наглядного моделирования и мнемотехники помогает детям:

 задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную;

 добывать информацию, делать сравнения, проводить исследование, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

 формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Наглядное моделирование и мнемотехника как способы развития воображения помогают обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы, развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Они являются теми специфическими средствами, которые позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления, учат анализировать, выделять существенное, учат наблюдательности и любознательности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155.
  2. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2010.
  3. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Спб., 2015.
  4. Современные технологии обучения дошкольников /авт. – сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.
  5. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, ребенок, образовательная область, модель, схема, дошкольный возраст, мнемотехника, связная речь, связная речь детей, дошкольное образование.


Похожие статьи

Наглядное моделирование как эффективное средство развития...

10. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, вид деятельности, ребенок, модель, связная речь, коррекционный процесс...

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей...

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, предметно-схематическая модель, устная речь, мнемосхема, мнемотехника

Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных...

Роль наглядного моделирования в развитии связной речи...

связная речь, наглядное моделирование, языковая организация, ребенок, развитие, цель формирования моделирования, последнее время, связная монологическая речь.

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями...

Актуальность темы. В настоящее время все чаще появляются дети, которые имеют трудности в формулировании и изложении своих мыслей. Всему виной служит плохо развитая и недостаточно сформированная связная речь.

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как...

Таким образом, наглядное моделирование облегчает детям среднего возраста овладение связной речью; использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.

Консультация для педагогов дошкольных образовательных...

Библиографическое описание: Кыртынмай И. М. Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...

Использование метода моделирования в процессе обучения...

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию...

Похожие статьи

Наглядное моделирование как эффективное средство развития...

10. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, вид деятельности, ребенок, модель, связная речь, коррекционный процесс...

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей...

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, предметно-схематическая модель, устная речь, мнемосхема, мнемотехника

Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных...

Роль наглядного моделирования в развитии связной речи...

связная речь, наглядное моделирование, языковая организация, ребенок, развитие, цель формирования моделирования, последнее время, связная монологическая речь.

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями...

Актуальность темы. В настоящее время все чаще появляются дети, которые имеют трудности в формулировании и изложении своих мыслей. Всему виной служит плохо развитая и недостаточно сформированная связная речь.

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как...

Таким образом, наглядное моделирование облегчает детям среднего возраста овладение связной речью; использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.

Консультация для педагогов дошкольных образовательных...

Библиографическое описание: Кыртынмай И. М. Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...

Использование метода моделирования в процессе обучения...

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию...

Задать вопрос