Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2017

Статья просмотрена: 740 раз

Библиографическое описание:

Рагозина, Е. В. Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников / Е. В. Рагозина, О. В. Шкарупова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/3033/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена изучению метода наглядного моделирования, используемого в развитии связной речи у старших дошкольников.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком его звуковым строем словарным составом, грамматическим строем.

Н. Алексеева

Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. ФГОС ДО выделяет «развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи» в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников.

В последнее время вопросы развития речи детей дошкольного возраста все чаще рассматриваются в аспекте коррекции речевого развития. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста, посещающих массовые группы ДОО, в той или иной степени нуждаются в специальной коррекционно-логопедической помощи.

Вопросы развития связной речи являются предметом изучения как в общей, так и в специальной дошкольной педагогике. В традиционной методике обучения основное внимание уделяется языковым — лексическим, фонетическим и грамматическим — недостаткам развернутой фразовой речи. Метод формирования описательно-повествовательной речи заключается в развитии навыка связного изложения через усвоение образцов связной речи путем имитации, интуитивного «схватывания» отдельных закономерностей построения связного сообщения.

Выстаивая собственную систему работы по развитию речи у старших дошкольников, изучая теоретическую и практическую учебно-методическую литературу по проблеме, я обратила внимание на активное использование авторами приемов наглядного моделирования. Наглядное моделирование как инструмент речемыслительной деятельности в последнее время приобрело широкую популярность в среде практикующих педагогов, учителей логопедов Т. В. Пятница, Т. В. Солоухина-Башинская и ряд других авторов рассматривают его как самостоятельный метод «сообщения детям разнообразных знаний, развития их умственных и речевых способностей». В основе метода лежит использование заменителя (модели) в роли которого могут выступать предметы, условные изображения пиктограммы, чертежи, схемы, планы. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойством предметов и может служить применительно к связной речи наглядным отражением как ее внутренней стороны языка.

В целях формирования моделирования, более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а потом уже построением.

Поэтому свою работу по развитию навыков связной речи у старших дошкольников я строю с учетом современных представлений о связной речи как речемыслительной деятельности в рамках традиционных практических, наглядных, словесных методов активно использую в работе наглядное моделирование. Основные этапы работы построены на базе инновационной методики В. К. Воробьевой как наиболее прогрессивной, отражающей суть процесса программирования связного высказывания, и проходят в рамках единого тематического плана, рассчитанного на два года. Основная форма обучения — индивидуально — подгрупповая, первичные речевые (произносительные) умения и навыки, полученные на занятиях, закрепляются, и дальнейшая работа по развитию самостоятельной развернутой фразовой речи. Особое внимание традиционно уделяется развитию связной монологической речи, на систему которая включает в себя три этапа:

Первый этап — подготовительный, или ориентировочный.

Второй этап — основной — формирование навыков связного говорения по правилам смысловой и языковой организации связной монологической речи.

Третий этап — закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи в различных речевых условиях.

Для адекватной передачи смысловой программы текстов детьми активно использую метод наглядного моделирования. В целях формирования моделирования дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением, поэтому для пересказа я использую готовую модель событий. На начальном этапе обучения служит реалистическое изображение предмета или события, в дальнейшем используется схематическое. Далее обучение рассказыванию провожу на линейную временную модель — серию картин по готовым и с установлением порядка серии. Они также способствуют формированию смысловой части связной повествовании речи. Параллельно применяю ассоциативные словесные игры с мнемотаблицами, которые помогают развивать у детей восприятие условно — символических изображений структурировать смысловую сторону — так называемые семантические поля.

На этапе закрепления правил смысловой и языковой организации связной речи использую:

‒ составление повествовательных рассказов цепной структуры по заданной предметно — графической модели на заданную тему.

‒ придумывание недостающего элемента предметно-графической программы с последующим составлением рассказов с элементами творчества,

‒ составление описательных рассказов лучевой структуры в условиях проблемной ситуации.

Помимо применения видов работы, предложенных В. К. Воробьевой, я параллельно развиваю у детей навыки линейного пиктографирования связных высказываний — готовых (загадки, стихи, рассказы) так и собственных. Создание детьми собственных условно — символических моделей можно считать основным результатом в овладении наглядным моделированием как основой общих умственных способностей и средством интеллектуальной и речевой деятельности.

Обязательно преобразована предметно-пространственная среда: наборы для моделирования русских народных сказок — аналог настольного театра, наборы предметных и сюжетных картинок, схем, таблицы, пиктограммы, наряду с маркерной и магнитной появилась интерактивная доска.

Спланирован и проводится цикл семинаров, практикумов для педагогов по вопросам использования метода наглядного моделирования. Проведены открытые занятия, развлечение педагогов и родителей, которые показали результативность работы с использованием наглядного моделирования.

Литература:

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. 2009
  2. Венгер А. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания 1986
  3. Воробьева В. К. Воображение и творчество в детском возрасте. 2006.
  4. Левина Р. Е. Изучение неговорящих детей.1997.
  5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник не говарит.1999.
  6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста 1999.
  7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, наглядное моделирование, языковая организация, последнее время, развитие, ребенок, связная монологическая речь, цель формирования моделирования.

Похожие статьи

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями...

связная речь, монологическая речь, дошкольный период, речевое развитие, свободное общение, речевое развитие ребенка, развитие

связная повествовательная речь, системное недоразвитие речи, связная речь, ребенок, развитие, рассказ, формирование навыков...

связная речь, наглядное моделирование, языковая...

Роль наглядного моделирования в развитии связной речи... связная речь, наглядное моделирование, языковая организация, ребенок, развитие, цель формирования моделирования, последнее время, связная монологическая речь.

Ключевые слова: связная монологическая речь, современные...

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ...

Наглядное моделирование как эффективное средство развития...

Развитие связной речи — высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.).

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания: ‒ пересказа; ‒ составление рассказов по картине и серии картин

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как...

Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т. е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие...

Использование метода моделирования в процессе обучения...

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию...

Моделирование, как основа развития связной речи детей...

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и общением с окружающими людьми. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

формирование связной речи детей, – совершенствование грамматического оформления фразы

Монологическая речь. Начать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.

Похожие статьи

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями...

связная речь, монологическая речь, дошкольный период, речевое развитие, свободное общение, речевое развитие ребенка, развитие

связная повествовательная речь, системное недоразвитие речи, связная речь, ребенок, развитие, рассказ, формирование навыков...

связная речь, наглядное моделирование, языковая...

Роль наглядного моделирования в развитии связной речи... связная речь, наглядное моделирование, языковая организация, ребенок, развитие, цель формирования моделирования, последнее время, связная монологическая речь.

Ключевые слова: связная монологическая речь, современные...

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ...

Наглядное моделирование как эффективное средство развития...

Развитие связной речи — высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.).

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания: ‒ пересказа; ‒ составление рассказов по картине и серии картин

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как...

Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т. е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие...

Использование метода моделирования в процессе обучения...

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию...

Моделирование, как основа развития связной речи детей...

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и общением с окружающими людьми. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

формирование связной речи детей, – совершенствование грамматического оформления фразы

Монологическая речь. Начать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.

Задать вопрос