Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2017

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Рагозина Е. В., Шкарупова О. В. Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №1. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/77/3033/ (дата обращения: 21.05.2018).



Статья посвящена изучению метода наглядного моделирования, используемого в развитии связной речи у старших дошкольников.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком его звуковым строем словарным составом, грамматическим строем.

Н. Алексеева

Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. ФГОС ДО выделяет «развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи» в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников.

В последнее время вопросы развития речи детей дошкольного возраста все чаще рассматриваются в аспекте коррекции речевого развития. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста, посещающих массовые группы ДОО, в той или иной степени нуждаются в специальной коррекционно-логопедической помощи.

Вопросы развития связной речи являются предметом изучения как в общей, так и в специальной дошкольной педагогике. В традиционной методике обучения основное внимание уделяется языковым — лексическим, фонетическим и грамматическим — недостаткам развернутой фразовой речи. Метод формирования описательно-повествовательной речи заключается в развитии навыка связного изложения через усвоение образцов связной речи путем имитации, интуитивного «схватывания» отдельных закономерностей построения связного сообщения.

Выстаивая собственную систему работы по развитию речи у старших дошкольников, изучая теоретическую и практическую учебно-методическую литературу по проблеме, я обратила внимание на активное использование авторами приемов наглядного моделирования. Наглядное моделирование как инструмент речемыслительной деятельности в последнее время приобрело широкую популярность в среде практикующих педагогов, учителей логопедов Т. В. Пятница, Т. В. Солоухина-Башинская и ряд других авторов рассматривают его как самостоятельный метод «сообщения детям разнообразных знаний, развития их умственных и речевых способностей». В основе метода лежит использование заменителя (модели) в роли которого могут выступать предметы, условные изображения пиктограммы, чертежи, схемы, планы. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойством предметов и может служить применительно к связной речи наглядным отражением как ее внутренней стороны языка.

В целях формирования моделирования, более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а потом уже построением.

Поэтому свою работу по развитию навыков связной речи у старших дошкольников я строю с учетом современных представлений о связной речи как речемыслительной деятельности в рамках традиционных практических, наглядных, словесных методов активно использую в работе наглядное моделирование. Основные этапы работы построены на базе инновационной методики В. К. Воробьевой как наиболее прогрессивной, отражающей суть процесса программирования связного высказывания, и проходят в рамках единого тематического плана, рассчитанного на два года. Основная форма обучения — индивидуально — подгрупповая, первичные речевые (произносительные) умения и навыки, полученные на занятиях, закрепляются, и дальнейшая работа по развитию самостоятельной развернутой фразовой речи. Особое внимание традиционно уделяется развитию связной монологической речи, на систему которая включает в себя три этапа:

Первый этап — подготовительный, или ориентировочный.

Второй этап — основной — формирование навыков связного говорения по правилам смысловой и языковой организации связной монологической речи.

Третий этап — закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи в различных речевых условиях.

Для адекватной передачи смысловой программы текстов детьми активно использую метод наглядного моделирования. В целях формирования моделирования дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением, поэтому для пересказа я использую готовую модель событий. На начальном этапе обучения служит реалистическое изображение предмета или события, в дальнейшем используется схематическое. Далее обучение рассказыванию провожу на линейную временную модель — серию картин по готовым и с установлением порядка серии. Они также способствуют формированию смысловой части связной повествовании речи. Параллельно применяю ассоциативные словесные игры с мнемотаблицами, которые помогают развивать у детей восприятие условно — символических изображений структурировать смысловую сторону — так называемые семантические поля.

На этапе закрепления правил смысловой и языковой организации связной речи использую:

‒ составление повествовательных рассказов цепной структуры по заданной предметно — графической модели на заданную тему.

‒ придумывание недостающего элемента предметно-графической программы с последующим составлением рассказов с элементами творчества,

‒ составление описательных рассказов лучевой структуры в условиях проблемной ситуации.

Помимо применения видов работы, предложенных В. К. Воробьевой, я параллельно развиваю у детей навыки линейного пиктографирования связных высказываний — готовых (загадки, стихи, рассказы) так и собственных. Создание детьми собственных условно — символических моделей можно считать основным результатом в овладении наглядным моделированием как основой общих умственных способностей и средством интеллектуальной и речевой деятельности.

Обязательно преобразована предметно-пространственная среда: наборы для моделирования русских народных сказок — аналог настольного театра, наборы предметных и сюжетных картинок, схем, таблицы, пиктограммы, наряду с маркерной и магнитной появилась интерактивная доска.

Спланирован и проводится цикл семинаров, практикумов для педагогов по вопросам использования метода наглядного моделирования. Проведены открытые занятия, развлечение педагогов и родителей, которые показали результативность работы с использованием наглядного моделирования.

Литература:

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. 2009
  2. Венгер А. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания 1986
  3. Воробьева В. К. Воображение и творчество в детском возрасте. 2006.
  4. Левина Р. Е. Изучение неговорящих детей.1997.
  5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник не говарит.1999.
  6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста 1999.
  7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): связной речи, наглядного моделирования, старших дошкольников, развитии связной речи, организации связной речи, речи детей дошкольного, связной монологической речи, развития речи детей, развернутой фразовой речи, метода наглядного моделирования, языковой организации связной, связной речи традиционно, развития связной речи, связной речи наглядным, образцов связной речи, навыков связной речи, целях формирования моделирования, связной повествовании речи, дошкольного возраста, формирования описательно-повествовательной речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос