Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания для развития речи детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.12.2015

Статья просмотрена: 924 раза

Библиографическое описание:

Канунникова И. М. Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания для развития речи детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 958-960. — URL https://moluch.ru/archive/104/24404/ (дата обращения: 20.11.2018).



 

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию, которое оказало влияние на повышение уровня всех виды связной речи и логического мышления детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:связная речь, словарный запас, грамматический строй, схемы и знаковые модели, моделирование.

 

В контексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) возникает необходимость использования в работе по обучению старших дошкольников рассказыванию — схем и знаковых моделей, поскольку моделирование позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активность ребенка.

Актуальность использования схем и знаковых моделей в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, дети дошкольного возраста учатся выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

О. С. Ушакова рассматривала язык и речь «как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций».

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Исследованиями Н. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др. установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, установлению отношений между условными заместителями. Это составляет ориентировочную основу сложных действий кодирования, моделирования и схематизации.

Ребенок с детских лет привыкает говорить о том, что видит перед собой непосредственно, мыслит образно, конкретно. Использование богатой зрительной памяти дошкольников — залог успешного обучения на любом возрастном уровне. Именно это положено В. Ф. Шаталовым, педагогом-новатором, в основу технологии интенсификации обучения на основе знаковых и схемных моделей учебного материала, который разработал и воплотил на практике систему учебной деятельности, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке [16, с.35].

На основе этой технологии были выделены основные критерии обучения рассказыванию средствами схем и знаковых моделей:

          использование в процессе обучения рассказыванию опорных сигналов и опорных конспектов;

          новые формы контроля знаний дошкольников;

          организация самоуправления образовательным процессом;

          многократное вариативное циклическое повторение;

          создание психологически комфортного фона обучения.

Обучение рассказыванию — это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов [1, с.147].

Опорный сигнал — это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и т. п.), замещающий некое смысловое значение [4, с.43].

Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов, как из кирпичиков [4, с.45].

Основными принципами составления опорного конспекта, согласно В. Ф. Шаталову, являются::

          лаконичность;

          структурность;

          смысловой акцент;

          оригинальное расположение опорных сигналов;

          ассоциативность;

          цветовая наглядность и образность [4, с.78].

При овладении навыками работы с опорными сигналами, прежде всего, необходимо было помочь восприятию дошкольников не словами, а структурированием рисунка.Поэтомукаждая фраза, раскрывающая содержание отдельного задания могла быть зафиксирована в виде знаков, схемили рисунка. Именно эти образы и применялись для восприятия, усвоения и переработки информации.

В структуру действий дошкольников со знаковыми и схемными моделями входят:

          замещение (перенос значения с одного предмета на другой);

          удержание значений нескольких заместителей;

          установление отношений между ними;

          использование при решении поставленных задач;

          контроль за правильностью выполнения.

В соответствии с ФГОС ДО «решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

В работе с детьми по развитию связной речи с использованием схем и знаковых моделей были поставлены следующие задачи:

          Учить детей замещать реальные предметы схематично изображенными.

          Учить последовательности рассказывания.

          Развивать основные психические процессы — память, внимание, мышление, воображение.

          Развивать графические навыки, навыки пространственной ориентировки на листе бумаги, мелкую моторику рук.

Планируя работу, руководствовались следующими педагогическими идеями:

          идея сотрудничества (дети — педагог — родители);

          идея гуманности обучения;

          идея опережающего развития;

          идея дифференцированного подхода;

          идея личностно — ориентированного взаимодействия с дошкольниками.

Для реализации поставленных задач были подобраны приемлемые для детей дошкольного возраста средства выражения: рисунки, цвет, размер, форма, условные знаки, буквы, схемы.

Младшим дошкольникам на начальном этапе работы было необходимо обогатить словарь детей, так как по итогам диагностики он был беден. И основное внимание в словарной работе было уделено накоплению и обогащению словаря на основе знаний, и представлений из окружающей жизни ребенка, активизация разных частей речи: имен существительных, глаголов, прилагательных и наречий.

Детям было показано, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для этого учили их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это?, кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). такое обучение проводилось в играх: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».

Нами были разработаны и внедрены простейшие опорные сигналы с близким данному возрасту значением: солнышко, домики — большой и маленький, дерево, тучка, дождик, предметы одежды и др.

С детьми 4–5 лет работа строилась на обучении детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В данное время дети перенасыщены информацией, поэтому чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим, применение схем и знаковых моделей предусматривалось усложнением опорных сигналов. В формировании грамматической правильности, связности речи — это опорные сигналы, обозначающие цвет, форму, размер, вкус и др.; в расширении словарного запаса — опорные сигналы тихо-громко, веселый-грустный, домашнее-дикое, грустный, потому что… и т. д.; в освоении звуковой культуры речи опорные сигналы, указывающие на положение языка, артикуляция губ, состояние голоса.

С детьми старшего дошкольного возрастабыл проведен цикл занятий на основе схемно-знаковой модели обучения, в которых основное содержание программных задач реализовали в непосредственно образовательной деятельности.

Работа по формированию предложно-падежных конструкций осуществлялась в процессе понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.

Надо отметить, что работа по формированию графических навыков осуществлялась во всех видах деятельности: непосредственно образовательной деятельности, в свободное от занятий время. Успешное овладение старшими дошкольниками графическими навыками представления информации позволило работать с открытой перспективой — созданием творческих опорных конспектов.

Таким образом, работая на основе применения знаковых и схемных моделей обучения, можно сделать вывод, что она:

          помогает развивать все виды связной речи и логическое мышление детей дошкольного возраста;

          повышает общую речевую грамотность;

          помогает ребенку вырабатывать желание самостоятельно работать, составлять творческие опорные конспекты.

Одним из важнейших достижений данного применения стало создание благоприятного психологического климата процесса обучения в целом и занятия в частности, формирование детей дошкольного возраста к учебной деятельностивысокого уровня внутренней мотивации.

 

Литература:

 

  1.                Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5–7лет): В помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям./ С. В. Бойкова. — Издательство КАРО Санкт-Петербург 2007. — 80с.
  2.                Поляков, С. Д. В поисках педагогической инноватики./ С. Д. Поляков.- М., 1993.- 89с.
  3.                Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. / Т. Б. Полянская. — М.:Детство-Пресс, 2010.- 64с.
  4.                Шаталов, В. Ф. Эксперимент продолжается. / В. Ф. Шаталов. — М: Педагогика, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, связная речь, ребенок, работа, процесс обучения, опорный конспект, образовательная деятельность, модель, сигнал, монологическая речь.


Похожие статьи

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, связная речь детей, старший дошкольный возраст, строка, слово, связная речь, развитие речи

Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Использование современных педагогических технологий как...

Обучая ребёнка с речевой патологией связной монологической речи, педагог способствует развитию его интеллекта, готовит основу для успешного его обучения в школе, социализации в обществе. Ключевые слова: связная монологическая речь...

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами.

Загадки как средство развития связной доказательной речи...

В методике развития речи детей термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего, продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание, название раздела работы по развитию речи.

Особенности развития монологической речи современных...

В процессе формирования связной речи постепенно происходит усложнение речевых способностей ребенка. В старшем дошкольном возрасте диалогическая речь сменяется монологической.

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

цифровая лаборатория, рассуждение, ребенок, детский сад, развитие речи, речевая деятельность, образовательная деятельность, дошкольное образование, детский клуб, связная речь.

Моделирование, как основа развития связной речи детей...

Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической...

Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию. Эта работа проводится по двум направлениям: обучение пересказу и обучение составлению рассказов (сочинение или придумывание).

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Задачи развития связной речи: Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.

Монологическая речь.

Этапы работы по формированию связной речи детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, связная речь детей, старший дошкольный возраст, строка, слово, связная речь, развитие речи

Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Использование современных педагогических технологий как...

Обучая ребёнка с речевой патологией связной монологической речи, педагог способствует развитию его интеллекта, готовит основу для успешного его обучения в школе, социализации в обществе. Ключевые слова: связная монологическая речь...

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами.

Загадки как средство развития связной доказательной речи...

В методике развития речи детей термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего, продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание, название раздела работы по развитию речи.

Особенности развития монологической речи современных...

В процессе формирования связной речи постепенно происходит усложнение речевых способностей ребенка. В старшем дошкольном возрасте диалогическая речь сменяется монологической.

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

цифровая лаборатория, рассуждение, ребенок, детский сад, развитие речи, речевая деятельность, образовательная деятельность, дошкольное образование, детский клуб, связная речь.

Моделирование, как основа развития связной речи детей...

Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической...

Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию. Эта работа проводится по двум направлениям: обучение пересказу и обучение составлению рассказов (сочинение или придумывание).

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Задачи развития связной речи: Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.

Монологическая речь.

Этапы работы по формированию связной речи детей.

Задать вопрос