Повышение качества физкультурного образования студентов средством самомассажа
Автор: Зиамбетов Вадим Юсупович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 322 раза
Библиографическое описание:
Зиамбетов, В. Ю. Повышение качества физкультурного образования студентов средством самомассажа / В. Ю. Зиамбетов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/337/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современные темпы человеческого прогресса предъявляют к личности все более высокие требования для успешной адаптации к условиям социальной жизни. Данная особенность проявляется и в сфере высшего профессионального образования, когда содержание подготовки специалиста и требования к нему возрастают по мере развития макросреды. Объем и интенсивность учебной нагрузки были и остаются высокими, также не снижаются требования к уровню физической культуры личности студента в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения, что не может не оказывать воздействия на физическое и психо-эмоциональное состояние студента. Соответственно возрастает роль и ответственность процесса физкультурного образования в высших учебных заведениях, оздоровительная и воспитательная направленность занятий по физической культуре. Все это происходит в тех условиях, когда современная студенческая молодежь, значительная ее часть, приходит в вуз с низкой мотивацией к физкультурному совершенствованию и ведению здорового образа жизни, низким уровнем физической подготовленности и слабым состоянием здоровья.
Для реализации программы по дисциплине «Физическая культура» и, соответственно, государственного образовательного стандарта преподаватели физической культуры прилагают большие усилия, все свое мастерство. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по физической культуре в зависимости от современных особенностей требуют проявления всех профессиональных качеств, умений педагога, творческого подхода.
С целью повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре преподаватели Оренбургского государственного университета решили обучать студентов основам методики самомассажа. Задачи: дать студентам знания и умения по практическому применению приемов самомассажа; повысить уровень сформированности физических качеств за счет подготовки мышц к физической нагрузке и эффективной релаксации после нее средством самомассажа; расширение кругозора студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности. «В учебных и производственных условиях самомассаж значительно повышает производительность труда, снимает напряжение и утомление» [3, с.5].
Даная работа проходила не продолжительное время в контрольной и экспериментальной группе юношей, носила ненавязчивый характер, и осуществлялась виде небольших заданий на дом, потому что основы методики самомассажа не являются обязательным программным материалом.
Педагогическая работа началась задолго до периода интенсивной подготовки к тестированию физической подготовленности студентов. Уровень общей физической подготовленности студентов в этих двух группах был примерно равен. Мы провели тестирование состояния физических качеств в начале эксперимента и учитывали показатели 10 наиболее подготовленных юношей. С контрольной группой студентов занимались традиционно, не снижая требований, а с экспериментальной – также, но с учетом определенных условий.
По условиям нашего исследования с самого начала семестра в заключительной части занятия студентам рассказывали о значении приемов самомассажа для восстановления неподготовленных к специфической физической нагрузке мышц, особенно после каникул. «Одним из эффективных средств восстановления психофизических функций организма является массаж и самомассаж» [2, с.5]. Вместе с этим рассказывали правила и особенности простейших приемов локального самомассажа. Важен был также правильный и детальный показ, иногда предлагалось опробовать прием в заключительной части занятия на себе через одежду, чтобы избежать ошибок при выполнении домашнего задания. Широко использовалась демонстрация подробных рисунков (рисунок 1, 2).
а) разминание плеча б) разминание предплечья
Рисунок 1 – Приемы самомассажа руки
а) разминание стопы б) разминание бедра
Рисунок 2 – Приемы самомассажа ноги
Постепенно осваивались различные приемы на одни мышечные группы, а затем и на другие с постепенным переходом на общий самомассаж. В итоге занимающиеся должны были освоить основные правила проведения сеанса общего самомассажа по различным методикам, осознать оздоровительную значимость и присвоить самомассаж как социальную ценность. Ведь самомассаж является хорошим средством ухода за телом, применяется для мышечной релаксации (расслабления), профилактики травматизма на занятиях физической культурой и тренировках по видам спорта, а также используется перед стартом в период соревнований и тестирования уровня сформированности физических качеств. По результатам исследований физиологов массаж и самомассаж благотворно влияет не только на мышцы, суставно-связочный аппарат и кожу, также оказывается оздоровительное воздействие на сердечно-сосудистую и лимфатическую систему, кровеносную и лимфатическую систему, нервную и гуморальную систему, эмоциональное состояние.
Одновременно с этим педагоги наблюдали за изменением психо-эмоционального состояния занимающихся, успеваемостью на занятиях по физической культуре и показателями физических качеств. Заранее было известно, что работа по повышению результатов в физической подготовке за счет самомассажа, как средства физической культуры, не всегда сможет носить объективного характера, потому что сложно проконтролировать выполнение домашнего задания каждым юношей, а затем точно утверждать о том, что именно самомассаж стал причиной повышения успеваемости. Несмотря на это, чтобы минимизировать погрешности в эксперименте приходилось использовать все многообразие дидактических методов и методических приемов. Основной акцент делался на систематичности воздействии (рассказ, объяснение, показ, опрос) непосредственно на занятии по физической культуре, но это осуществлялось естественно, спокойно, логично, в гармонии с учебным материалом. Вначале каждого занятия проводился опрос по их самочувствию и состоянию мышц у студентов, делали ли они самомассаж в домашних условиях, какие получили ощущения. Нами считалось, что рассказ тех, кто выполнил домашнее задание, побудит интерес у студентов, которые его не выполняли, и они сделают его хотя бы из любопытства. Чтобы предупредить не выполнение заданий и в этих случаях, перед выполнением некоторых, особо трудных и сложных упражнений, которые требовали интенсивных мышечных усилий, предлагалось подготовить мышцы с помощью самомассажа. Все это позволяло снизить возможность совершения ошибок при работе и констатации полученных результатов.
В конце работы, при проведении повторного тестирования физических качеств педагоги получили положительные результаты. Не смотря на то, что они не были достаточно явными и не показывали подавляющей разницы между результатами в группах, мы считаем эксперимент успешным (табл.1). Состояние физического качества студента при выполнении определенного вида контрольного упражнения оценивалась по 5 бальной системе. Полученные юношами баллы складывались, и сумма баллов у 10 студентов одной группы сравнивалась с другой. В результате оказалось, что в контрольной группе показатели увеличились на 18 баллов, а в экспериментальной – на 27 баллов.
Таблица 1
Результаты тестирования физической подготовленности студентов.
№
|
Вид контрольного упражнения |
Контрольная группа |
Эксперимен-тальная группа |
||
сентябрь 2010г. |
март 2011г. |
сентябрь 2010г. |
март 2011г. |
||
1 |
Челночный бег 4 × 9м. |
34 |
38 |
36 |
42 |
2 |
Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине |
38 |
41 |
37 |
43 |
3 |
Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях |
35 |
39 |
32 |
38 |
4 |
Прыжок в длину с места |
41 |
45 |
43 |
45 |
5 |
Махи ног из виса на перекладине |
33 |
36 |
31 |
38 |
|
Итого: |
181 |
199 |
179 |
206 |
Вместе с увеличением показателей физической подготовленности, наблюдалось повышение познавательной активности и мотивации к занятиям физической культурой. Опросы показали, что у большинства занимающихся, улучшился сон и общее самочувствие.
Таким образом, процесс освоения знаний и умений самомассажа на занятиях по физической культуре, практическое применение приемов самомассажа способствовало не только более качественному воспитанию физических качеств, но и повысило эффективность физкультурного образования в целом.
Литература:
1. Васичкин, В.И. Личебный самомассаж. 80 приемов неотложной помощи: самоучитель/ В.И. Васичкин – СПб.: Питер, 2009. – 176с.: ил. – (Серия «Азбука массажа). – ISBN 978-5-338-0698-1.
2. Зиамбетов, В.Ю. Методика самомассажа, основные приемы: методические рекомендации/ В.Ю. Зиамбетов – Оренбург: Изд-во ГОУ ОГУ, 2010. – 33с.
3. Фокин, В.Н. Полный курс массажа: учебное пособие/ В.Н. Фокин – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Издательство ФАИР», 2009. – 512с.: ил. – (Популярная медицина). – ISBN 978-5-8183-1412-9.