Научно-исследовательская работа в процессе самообразования и саморазвития педагогов-практиков (преподавателей образовательного блока «Искусство») | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Лисьих Л. В. Научно-исследовательская работа в процессе самообразования и саморазвития педагогов-практиков (преподавателей образовательного блока «Искусство») [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 312-313. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2195/ (дата обращения: 14.11.2018).

С переходом российского образования на ФГОС II требуется переосмысление традиционных представлений о целях, содержании, формах и методах научно-исследовательской работы в процессе самообразования и саморазвития педагога- практика – преподавателя дисциплин художественно-эстетического цикла, определение приоритетных задач на разных этапах образовательного процесса.

Важнейшая задача учителя – выявить и развить индивидуальное творческое начало каждого ребенка, определив качественное своеобразие его эстетических и художественных способностей. Очевидно, что решение данной задачи не под силу специалисту с низким уровнем собственного культурного развития и креативности.

В образовательном процессе чрезвычайно значимы как его технологическая сторона, так и личностный аспект. С точки зрения исследуемой нами проблемы, цель первого этапа самообразования состоит в том, чтобы развить собственные эстетические и художественно-творческие способности, овладеть педагогическими компетенциями в области художественно-эстетического образования для практической работы в школе.

Достижению данной цели способствует решение таких задач, как:

  1. приобщение к ценностям мировой, отечественной, религиозной художественной культуры, к мифологии и фольклору, к классике и современности, к светскому и религиозному искусству разных видов и жанров;

  2. изучение “живого” педагогического процесса школы, наблюдение и анализ опыта коллег – учителей;

  3. ознакомление с содержанием основных программ по художественному образованию, c «Концепцией духовно-нравственного воспитания» с принципами, формами, методами и приемами приобщения школьников к искусству.

На данном этапе исследовательской деятельности чрезвычайно важно накопление непосредственных впечатлений об изучаемом явлении, анализ собственной деятельности до обращения к соответствующей научной литературе. Феноменологический подход позволяет осуществлять поиск в соответствии с логикой объекта, выявлять в нем некоторые связи и отношения, отсеивать неперспективные пути исследования, продвигаясь от менее глубокого к более точному знанию.

Цель второго уровня – углубление научного поиска на основе систематизации знаний методологического, исторического, теоретического и методического характера.

Реализация данной цели предполагает решение таких приоритетных задач, как:

  1. изучение истории и теории эстетического и художественного воспитания детей, ознакомление с современными концепциями образования, разработанными отечественными теоретиками педагогической науки ;

  2. вычленение ведущих идей, выявление сходства и различия в подходах к содержанию, формам организации деятельности детей, методам и приемам стимулирования их творческой активности;

  3. апробирование концепций принадлежащих разным ученым в процессе своей педагогической деятельности в школе и в художественно-деловых играх;

  4. проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности той или иной технологии в эстетическом и художественном аспектах образовательного процесса организованного в школе.

На данном этапе творчество учителя проявляется в выборе близких ему художественно-педагогических концепций, в работе над образовательной программой, в поиске различных вариантов воплощения идей авторов, в умении трансформировать теоретические положения в конкретные исследовательские и педагогические действия.

Цель третьего этапа – становление педагога-исследователя, способного к научному творчеству, являясь одним из основных звеньев образовательного процесса.

Достижению данной цели способствует решение таких приоритетных задач, как:

  1. понимание проблем методологии и логики научного творчества;

  2. разработка собственной художественно-педагогической концепции, программы, технологии;

  3. создание экспериментальных площадок и углубленная научно-исследовательская работа на их базе.

На заключительном этапе для педагога-исследователя становится возможным и целесообразным переход к новому виду научного поиска, основанного не только на логике объекта, но и продуктивном использовании логики возможных связей между различными областями научного знания.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, задача, научное творчество, научный поиск.

Похожие статьи

Творчество в деятельности современного педагога

...отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим

2) ускоренный, суть которого выражает творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, но

- стремление к творческому поиску

Развитие творческой познавательной активности воспитанников...

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017).

Обществу нужны творческие люди. Творчество — норма детского развития.

Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний...

Современные подходы к организации...

В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы

В отличие от проектирования исследование — всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины.

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Так, в структуре целостного образовательного процесса мотивационно-ценностный компонент культуры учебно-исследовательской деятельности студентов

И. Я. Лернер отмечал, что для решения проблемных задач важно соединение научного познания и творчества: научное...

История развития проблемы исследовательского метода...

Начало XXI столетия в образовании отмечено тем, что многие российские научные сотрудники обращают внимание на проблемы использования исследовательских

Исследовательское обучение становится массовым явлением в современном образовательном процессе [4].

Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах...

...образовательный процесс, научно-исследовательская работа студента, линия

часто научно-исследовательская работа отождествляется с научным творчеством студентов.

Научно-исследовательская работа предполагает решение творческой задачи, поиск и...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

...исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология.

Проблема творчества в системе высшего профессионального...

В педагогике и психологии накоплен значительный научный фонд исследований по теории творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В

в условиях образовательного процесса вуза, должна быть ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий.

Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения...

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Творчество в деятельности современного педагога

...отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим

2) ускоренный, суть которого выражает творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, но

- стремление к творческому поиску

Развитие творческой познавательной активности воспитанников...

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017).

Обществу нужны творческие люди. Творчество — норма детского развития.

Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний...

Современные подходы к организации...

В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы

В отличие от проектирования исследование — всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины.

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Так, в структуре целостного образовательного процесса мотивационно-ценностный компонент культуры учебно-исследовательской деятельности студентов

И. Я. Лернер отмечал, что для решения проблемных задач важно соединение научного познания и творчества: научное...

История развития проблемы исследовательского метода...

Начало XXI столетия в образовании отмечено тем, что многие российские научные сотрудники обращают внимание на проблемы использования исследовательских

Исследовательское обучение становится массовым явлением в современном образовательном процессе [4].

Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах...

...образовательный процесс, научно-исследовательская работа студента, линия

часто научно-исследовательская работа отождествляется с научным творчеством студентов.

Научно-исследовательская работа предполагает решение творческой задачи, поиск и...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

...исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология.

Проблема творчества в системе высшего профессионального...

В педагогике и психологии накоплен значительный научный фонд исследований по теории творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В

в условиях образовательного процесса вуза, должна быть ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий.

Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения...

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...

Задать вопрос