Научно-исследовательская работа в процессе самообразования и саморазвития педагогов-практиков (преподавателей образовательного блока «Искусство»)
Автор: Лисьих Любовь Викторовна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 329 раз
Библиографическое описание:
Лисьих, Л. В. Научно-исследовательская работа в процессе самообразования и саморазвития педагогов-практиков (преподавателей образовательного блока «Искусство») / Л. В. Лисьих. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 312-313. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2195/ (дата обращения: 05.12.2023).
С переходом российского образования на ФГОС II требуется переосмысление традиционных представлений о целях, содержании, формах и методах научно-исследовательской работы в процессе самообразования и саморазвития педагога- практика – преподавателя дисциплин художественно-эстетического цикла, определение приоритетных задач на разных этапах образовательного процесса.
Важнейшая задача учителя – выявить и развить индивидуальное творческое начало каждого ребенка, определив качественное своеобразие его эстетических и художественных способностей. Очевидно, что решение данной задачи не под силу специалисту с низким уровнем собственного культурного развития и креативности.
В образовательном процессе чрезвычайно значимы как его технологическая сторона, так и личностный аспект. С точки зрения исследуемой нами проблемы, цель первого этапа самообразования состоит в том, чтобы развить собственные эстетические и художественно-творческие способности, овладеть педагогическими компетенциями в области художественно-эстетического образования для практической работы в школе.
Достижению данной цели способствует решение таких задач, как:
приобщение к ценностям мировой, отечественной, религиозной художественной культуры, к мифологии и фольклору, к классике и современности, к светскому и религиозному искусству разных видов и жанров;
изучение “живого” педагогического процесса школы, наблюдение и анализ опыта коллег – учителей;
ознакомление с содержанием основных программ по художественному образованию, c «Концепцией духовно-нравственного воспитания» с принципами, формами, методами и приемами приобщения школьников к искусству.
На данном этапе исследовательской деятельности чрезвычайно важно накопление непосредственных впечатлений об изучаемом явлении, анализ собственной деятельности до обращения к соответствующей научной литературе. Феноменологический подход позволяет осуществлять поиск в соответствии с логикой объекта, выявлять в нем некоторые связи и отношения, отсеивать неперспективные пути исследования, продвигаясь от менее глубокого к более точному знанию.
Цель второго уровня – углубление научного поиска на основе систематизации знаний методологического, исторического, теоретического и методического характера.
Реализация данной цели предполагает решение таких приоритетных задач, как:
изучение истории и теории эстетического и художественного воспитания детей, ознакомление с современными концепциями образования, разработанными отечественными теоретиками педагогической науки ;
вычленение ведущих идей, выявление сходства и различия в подходах к содержанию, формам организации деятельности детей, методам и приемам стимулирования их творческой активности;
апробирование концепций принадлежащих разным ученым в процессе своей педагогической деятельности в школе и в художественно-деловых играх;
проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности той или иной технологии в эстетическом и художественном аспектах образовательного процесса организованного в школе.
На данном этапе творчество учителя проявляется в выборе близких ему художественно-педагогических концепций, в работе над образовательной программой, в поиске различных вариантов воплощения идей авторов, в умении трансформировать теоретические положения в конкретные исследовательские и педагогические действия.
Цель третьего этапа – становление педагога-исследователя, способного к научному творчеству, являясь одним из основных звеньев образовательного процесса.
Достижению данной цели способствует решение таких приоритетных задач, как:
понимание проблем методологии и логики научного творчества;
разработка собственной художественно-педагогической концепции, программы, технологии;
создание экспериментальных площадок и углубленная научно-исследовательская работа на их базе.
На заключительном этапе для педагога-исследователя становится возможным и целесообразным переход к новому виду научного поиска, основанного не только на логике объекта, но и продуктивном использовании логики возможных связей между различными областями научного знания.
Похожие статьи
Творчество в деятельности современного педагога
...отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим
2) ускоренный, суть которого выражает творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, но
- стремление к творческому поиску
Развитие творческой познавательной активности воспитанников...
II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017).
Обществу нужны творческие люди. Творчество — норма детского развития.
Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний...
Современные подходы к организации...
В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы
В отличие от проектирования исследование — всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины.
Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...
Так, в структуре целостного образовательного процесса мотивационно-ценностный компонент культуры учебно-исследовательской деятельности студентов
И. Я. Лернер отмечал, что для решения проблемных задач важно соединение научного познания и творчества: научное...
История развития проблемы исследовательского метода...
Начало XXI столетия в образовании отмечено тем, что многие российские научные сотрудники обращают внимание на проблемы использования исследовательских
Исследовательское обучение становится массовым явлением в современном образовательном процессе [4].
Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах...
...образовательный процесс, научно-исследовательская работа студента, линия
часто научно-исследовательская работа отождествляется с научным творчеством студентов.
Научно-исследовательская работа предполагает решение творческой задачи, поиск и...
Исследовательская деятельность младших школьников как...
...исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология.
Проблема творчества в системе высшего профессионального...
В педагогике и психологии накоплен значительный научный фонд исследований по теории творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В
в условиях образовательного процесса вуза, должна быть ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий.
Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения...
В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...
Похожие статьи
Творчество в деятельности современного педагога
...отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим
2) ускоренный, суть которого выражает творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, но
- стремление к творческому поиску
Развитие творческой познавательной активности воспитанников...
II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017).
Обществу нужны творческие люди. Творчество — норма детского развития.
Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний...
Современные подходы к организации...
В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы
В отличие от проектирования исследование — всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины.
Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...
Так, в структуре целостного образовательного процесса мотивационно-ценностный компонент культуры учебно-исследовательской деятельности студентов
И. Я. Лернер отмечал, что для решения проблемных задач важно соединение научного познания и творчества: научное...
История развития проблемы исследовательского метода...
Начало XXI столетия в образовании отмечено тем, что многие российские научные сотрудники обращают внимание на проблемы использования исследовательских
Исследовательское обучение становится массовым явлением в современном образовательном процессе [4].
Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах...
...образовательный процесс, научно-исследовательская работа студента, линия
часто научно-исследовательская работа отождествляется с научным творчеством студентов.
Научно-исследовательская работа предполагает решение творческой задачи, поиск и...
Исследовательская деятельность младших школьников как...
...исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология.
Проблема творчества в системе высшего профессионального...
В педагогике и психологии накоплен значительный научный фонд исследований по теории творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В
в условиях образовательного процесса вуза, должна быть ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий.
Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения...
В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...