Проблема творчества в системе высшего профессионального образования
Авторы: Чупрова Лариса Васильевна, Ершов Тимофей Васильевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 1687 раз
Библиографическое описание:
Чупрова, Л. В. Проблема творчества в системе высшего профессионального образования / Л. В. Чупрова, Т. В. Ершов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1407/ (дата обращения: 10.12.2024).
- Современный период развития общества
характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы
человеческой жизни. Быстрый темп социально-экономических
преобразований в стране, смена ценностных ориентаций в обществе,
тенденция к демократизации, увеличивающийся объём информации и
наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в
профессиональной деятельности человека обусловили изменение
требований, предъявляемых обществом к системе высшего
профессионального образования.
- Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям; целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал. Это обуславливает актуальность проблемы формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала будущих специалистов, приобретение ими опыта творческой, самостоятельной, проективной и управленческой деятельности.
- В связи с этим, возникает необходимость теоретической разработки проблемы подготовки творческой личности в системе высшего профессионального образования. Решение этой проблемы требует специальной организации образовательного процесса, особого методологического подхода к содержанию, объёму, методике представления и усвоения учебного материала, формам организации учебных занятий, диагностике знаний и умений, их оценке и самооценке.
- Педагогические аспекты творческого развития личности выявлены в работах В.И. Андреева, Ю.В. Андреевой, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, Е.Л. Яковлевой. Природа творчества как резерва развития творческих способностей анализируется в работах зарубежных (Г.Айзенк, Дж.Гилфорд, П.Торренс, К.Тейлор), а также отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Богоявленская, Е.В. Назайкинский, Я.А. Пономарев, А.В. Хуторской).
- Аксиологический аспект творчества рассмотрен в трудах философов М.С.Кагана, Л.Н. Когана, Л.Н. Столовича; педагогов А.В. Кирьяковой и И.Я. Лернера. Н.С. Лейтесом разработана концепция творческой одаренности; Л.И. Божовичем, А.Н. Леонтьевым, В.С. Мерлиным, А.В. Петровским.
- Творчество как познавательную деятельность исследовали Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, В.А. Половникова, Я.А. Пономарёв, В.Г. Разумовский, Н.Ф. Талызина и другие.
- Различные аспекты эвристически организованной творческой деятельности исследовались в разные годы в работах В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, П.Я. Гальперина, А.М. Матюшкина, Е.Н. Кабановой-Меллер, З.И. Калмыковой, Я.А. Пономарёва, И.М. Розет, В.П. Ушачёва и других исследователей. В дидактическом аспекте проблему эвристической деятельности (кроме ряда учёных, указанных выше) исследовали В.В. Давыдов, В.А. Кан-Калик, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, Д.Пойа, Л.М. Фридман, А.В. Хуторской и другие.
- Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований показал, что проблема творчества в образовании не является новой. В педагогике и психологии накоплен значительный научный фонд исследований по теории творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, С.Л.Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Б.М. Теплов и др.), которая ориентирует на формирование опыта творческой деятельности, как базового компонента содержания образования.
- Творчество непосредственно связано с человеческой деятельностью. Именно такой подход к сущности творчества отражает определение, приведённое в энциклопедическом словаре: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, то есть всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности» [5, с.13-14]. То есть творчество понимается, прежде всего, как особый (обладающий особым набором качеств) вид деятельности.
- Л.С. Выготский определяет творчество как «…такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [4, с.3].
- В.И. Андреев предлагает рассматривать творчество как «…один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат, который обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью» [3, с.49].
- Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать вывод: творчество – деятельность, продукт которой есть «нечто новое», оригинальное, «никогда ранее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира, способ деятельности, знание и т.п. как самого субъекта творчества, так и других людей.
- С этим определением можно в целом согласиться, но применительно к учебному процессу толкование термина «творческая деятельность» будет несколько иным, так как студенты в большинстве своём не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение. Так, Ф.Я. Байков в своих исследованиях отмечает, что в психологическом аспекте нет различия между творческой деятельностью учёного, создающего продукт творчества, характеризующегося объективной новизной, и творческой деятельностью учащегося, делающего новое открытие для себя, но не для общества [3].
- В.И. Андреев, анализируя психолого-педагогические работы по проблеме творчества [1], наиболее полно отметил основные признаки учебной творческой деятельности и, исходя из данных признаков, сформулировал определение учебно-творческой деятельности, с которым можно согласиться и использовать его в работе: «Учебно-творческая деятельность – это один из видов учебной деятельности, направленной на решение учебно-творческих задач, осуществляемой преимущественно в условиях применения педагогических средств косвенного или перспективного управления, ориентированных на максимальное использование самоуправления личности, результат которого обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и, особенно, её творческих способностей» [3, с.51].
- Таким образом, творческая деятельность, организованная в условиях образовательного процесса вуза, должна быть ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. То есть творческая учебно-познавательная деятельность есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте студента – нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте), а следовательно, основными критериями творчества в познавательной деятельности студента являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и перебор возможных вариантов движения к цели; создание в процессе движения к цели нового продукта, неизвестного ему ранее.
- Творческая деятельность, как и любой вид человеческой деятельности, имеет свою структуру. Учёные, исследовавшие закономерность различных видов творчества, пришли к общему выводу, что возникновение проблемной ситуации в любой сфере жизнедеятельности человека, осознание её, постановка проблемы является началом исследования, творческого поиска, осуществляемого в процессе мышления, а решение проблемы – содержание творчества [7, с.41].
- Творческой может быть любая деятельность, как теоретическая, так и практическая, в любой профессиональной среде. «Творческость» определяется не видом деятельности, а наличием и степенью выраженности таких её качеств, как сознательное целеполагание, новизна, значимость способов её осуществления или результата [6].
- Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований по проблеме творчества показал, что существуют различные подходы к творчеству обучающихся: исследовательский подход (И.Я. Лернер), психологический (В.А. Моляко), уровневый (В.Д. Путилин), функциональный подход к личности школьника (поэтапное обучение в группах с переходом от воспроизводящей деятельности к творческой, Г.И. Патяко).
- На наш взгляд, наиболее прогрессивными, но фактически не используемыми в системе высшего профессионального образования, являются эвристический и проективный подходы к организации учебной деятельности студентов, так как именно эвристический процесс с элементами проектирования является источником новых способов и действий, а творческий процесс выполняет главную роль, аккумулирует, совершенствует и использует эвристические инновации: стратегии, методы и приёмы, то есть эвристика и проектирование инициируют проявление творчества в процессе познания.
- Процесс эвристический и творческий непосредственно взаимодействуют друг с другом. Так, эвристический характер имеют такие элементы творческого поиска, как замысел, сбор, накопление и осмысление информации, формулировка проблем и другие. Если творческий процесс приводит к получению конкретного продукта (предметов, действий, мыслей), то в эвристическом процессе получение результата в данный момент ожидается или прогнозируется. Это главное различие между ними.
- Наша научная позиция строится на общетеоретических положениях эвристики, как уникального механизма управления поиском решения, получения новых продуктов умственного учебного труда без использования алгоритмов и проектирования, как особого вида деятельности, предполагающего использование многих известных методов и способов активного обучения, таких как метод проектов; методы сбора и обработки данных, мозговой атаки; исследовательский и проблемный методы; анализ справочных и литературных источников; поисковый эксперимент; обобщение результатов; деловые и ролевые игры.
- Рассматривая эвристическую деятельность как специфическую, осуществляемую при построении новых действий в неизвестном информационном поле, разработке способов принятия решений, управлении поиском решения проблем и задач необходимо отметить, что организация и осуществление этой деятельности включает использование студентами элементов проектирования и предполагает управление этим процессом не только со стороны преподавателя, но и самих обучающихся на уровне самоуправления, то есть в процессе эвристической деятельности студенты выполняют определённые проективные и управленческие действия, такие как самостоятельная постановка учебных целей и задач, планирование процесса решения, проектирование действий, определение рационального порядка действий, выбор наилучшего способа действий в различных условиях, поиск новых умственных и практических действий, принятие решений и создание проектов, проектирование и постановка опытов и т.д.
- Согласно нашему пониманию, «проективно-эвристическая деятельность» – комплексная специфическая деятельность, направленная на решение проблем и нетипичных задач, создание проблемных моделей и поиск способов эвристического мышления, разработку нестандартных подходов к решению задач и управления с помощью механизма информационной связи.
- Структуру проективно-эвристической деятельности составляют следующие компоненты: наличие проблем и нетипичных задач; нестандартные подходы к их решению из-за отсутствия алгоритмов и невозможности использования известных приёмов и действий; неопределённость поиска решения; недостаточность информации; выработка схемы решения: план – программа – метод – проект; определение тактических действий.
- При организации проективно-эвристической деятельности мы особое внимание уделяем самостоятельной творческой деятельности студентов, которая является одним из эффективных средств развития творческой активности, позволяющей самостоятельно добывать, знания, перерабатывать, использовать и восстанавливать их, совершенствовать и находить новые приёмы умственного труда и вырабатывать индивидуальный стиль мышления.
- В процессе самостоятельной творческой деятельности каждый студент сталкивается с проблемами более общего характера. Ему приходится формулировать не простые выводы, а выполнять научно-теоретические обобщения, проникать в сущность общих законов природы, понимать научную картину мира, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, понятиями, а также анализировать результаты своего умственного труда.
- Самостоятельная деятельность студентов возможна при проведении исследований, выполнении творческих и интеллектуальных заданий, создании проектов, участии в деловых играх, подготовке рефератов и докладов, написании курсовых работ.
- Таким образом, детальное рассмотрение содержания, структуры творческой, эвристической и проективной деятельности позволяет сделать вывод о необходимости их применения наряду с другими видами учебно-познавательной деятельности в образовательном процессе вуза для творческого развития студентов. В связи с этим, правомерным становится использование в целостном учебно-воспитательном процессе комплексно-интегративной проективно-эвристической деятельности, которая способствует творческому развитию студентов.
- Литература:
- Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям; целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал. Это обуславливает актуальность проблемы формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала будущих специалистов, приобретение ими опыта творческой, самостоятельной, проективной и управленческой деятельности.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды /Под ред. А.А.Бодалёва: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 236 с., ил.
- 3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная
педагогика: Учеб. Пособие для инж. пед. ин-тов и индустр.-пед.
техникумов. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1996.
– 344 с.
- 4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.: Учпедгиз, 1935. – 135 с.
- 5. Советский энциклопедический словарь /Глав. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 1600 с.
- 6. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
- 7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.
- 4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.: Учпедгиз, 1935. – 135 с.