Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 31.03.2014

Статья просмотрена: 3600 раз

Библиографическое описание:

Рассказова Ж. В. Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1080-1082. — URL https://moluch.ru/archive/63/10001/ (дата обращения: 19.11.2018).

Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них общеучебных умений и навыков, компетентностей. Приоритетной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития личности обучающегося. Каждый ребенок наделен способностями, которые необходимо раскрывать и развивать. Поскольку все дети — по природе исследователи, любопытны и полны желания учиться и самосовершенствоваться, то одним из средств раскрытия и развития способностей ребенка, на наш взгляд, является исследовательская деятельность.

А. В. Леонтович под исследовательской деятельностью понимает деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; выводы [2].

А. С. Обухов исследовательскую деятельность рассматривает как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [3, с.17].

А. И. Савенков под исследовательской деятельностью понимает особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Но если исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в ситуации неопределенности, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования [6, с. 14].

Под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое освоение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [4, с. 246]. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося, является основой для формирования исследовательской компетентности.

Виды исследовательской деятельности в общеобразовательной организации:

1.         Учебно-исследовательская деятельность — творческая самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания.

Целью учебно-исследовательской работы учащихся в общеобразовательной организации является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами самостоятельного получения новых знаний и переработки полученной информации.

Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников. При таких условиях исследовательская деятельность обучающихся в условиях общеобразовательной организации приближается к научной, однако сохраняет отличительные черты: тематика определена требованиями образовательной программы и предполагает получение достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Основными направлениями учебно-исследовательской деятельности являются: формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности; создание условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся; совершенствование исследовательских умений школьников; развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся; ориентация на дальнейшее продолжение образования в вузе.

Учебно-исследовательская деятельность должна соответствовать ряду принципов: естественности, иерархичности, самоорганизации, сотрудничества учащегося и педагога, продуктивности, сочетания индивидуальной и групповой рефлексии, индивидуализации, культуросообразности и др.

2.         Исследовательская проектная деятельность, продуктом которой является исследовательский труд: реферат, доклад, статья и другое, то есть результат исследовательского труда.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет, во-первых, связать теорию с практикой и уровнем подготовки учащихся; во-вторых, объединить интересы школьников; в-третьих, достигнуть высокой степени усвоения учебного материала. Занятия включают в себя создание учениками продуктов деятельности когнитивного, креативного, организационно-деятельностного типов.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся является перспективным способом формирования у них мотивации к исследовательской деятельности.

3.         Научно-исследовательская деятельность — такая работа учащихся, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. В. Н. Борздун отмечает, что естественно научно-исследовательская работа (НИР) не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами [1, с.48]. Дети чрезвычайно любознательны и их стремление к исследовательской деятельности не может быть ограничено возрастными и другими рамками; работа с одаренными детьми необходима, но другие дети также могут попробовать свои силы в НИР. Кроме того, И. П. Павлов подчеркивал, что наряду с такими безусловными рефлексами (витальными потребностями), как пищевой, половой, оборонительный, существует и ориентировочно-исследовательский рефлекс. Он достигает особой силы у высших обезьян и у человека. И. П. Павлов писал также о том, что эта «бескорыстная любознательность» имеет самостоятельное побуждающее значение: она не выводится из других побуждений и несводима к ним. Этот рефлекс выступает фундаментом, на котором базируется поисковая активность, порождающая явление, именуемое исследовательским поведением.

Научно-исследовательская работа — это комплексная система участия обучающихся во внеучебных формах научной работы, основанная на принципах самостоятельности, добровольности, заинтересованности, направленная на углубление творческих качеств учащихся.

4.                  Исследовательская практика — деятельность учащихся в средовых условиях, требующих исследовательского подхода. Исследовательская практика вводится с целью создания условий для приобретения учащимися исследовательских умений и навыков в решении общественно значимых проблем. Задачами исследовательской практики являются: организация исследовательской деятельности учащихся в среде, нацеленной на удовлетворение образовательной, культурной, социальной потребностей личности; социальная адаптация личности средствами исследовательской деятельности; приобретение практических умений исследовательской культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий; приобретение навыков формирования индивидуальных исследовательских моделей поведения, преодоления проблем, требующих исследовательского подхода, умения применять теоретические знания в конкретной исследовательской ситуации.

Соединяя возможности современной общеобразовательной организации в области исследовательской деятельности и широчайший спектр организаций дополнительного образования, создаются возможности для приобщения обучающихся к исследованию на всех ступенях обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального уровня общего образования предусматривает вовлечение педагогическими работниками обучающихся в исследовательскую деятельность уже с начальной ступени обучения: в 1–2 классах — это доступные творческие задания, выполняемые на уроках; в 3–4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные как индивидуальные, так и коллективные исследования. Функция наставника заключается в организаторской, стимулирующей и корректирующей роли, то есть главное для педагогического работника — увлечь детей предметом исследования, показать значимость их исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет детям раскрывать свои индивидуальные особенности, реализовать свои знания в ходе учебного исследования и показать публично достигнутый результат. Очевидно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий, но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию. Исследовательская работа помогает и учит юных исследователей работать с различными источниками информации, давать анализ наблюдаемым явлениям. Обучающиеся в роли активных субъектов включаются в познавательный процесс, формулируют проблему исследования, планируют варианты её решения, осуществляют сбор и обработку необходимой информации, анализируют свою деятельность, делают выводы, приобретают новые знания, специфические умения и навыки на основе исследования реальной жизни.

Исследовательская деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью обучающихся, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности. Ведущей же её характеристикой является творческая активность, которая заключается в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, другим людям и самому себе.

Организация исследовательской деятельности обучающихся в современной общеобразовательной организации будет более эффективной при создании и соблюдении следующих условий: целенаправленное и систематичное включение обучающихся в исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной и внеурочной работы; мотивированность деятельности учащихся; учёт возрастных особенностей; постоянное повышение уровня педагогического руководства исследовательской деятельностью обучающихся в процессе работы; организацию сотрудничества педагогических работников, юных исследователей и их родителей.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность обучающихся начального уровня общего образования, необходимо следовать методологии исследования. Под руководством педагогического работника ребенок определяет проблему учебного исследования и намечает пути ее решения. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными, интересными, личностно значимыми для юного исследователя, работа должна выполняться им добровольно с обязательным обеспечением необходимого комплекса вспомогательного материала, оборудования и средств. Учитель направляет мысли и работу ученика, а ребенок самостоятельно пытается находить ответы, проверять их правильность и правдивость при помощи уже имеющихся знаний, старается делать выводы. Полученную информацию юный исследователь может применить при решении уже новой задачи, сравнивая и собирая в единое целое. Но результат этой деятельности возможен лишь только при внимательном отношении педагога, опирающегося на особенности развития младшего школьника. В процессе включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

Итогом исследовательской работы и одним из значимых для юных исследователей этапом обучения является выступление на конференции. Выступления на конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести конструктивный диалог. В отличие от конференции для взрослых, на детской конференции необходимо создать для каждого участника «ситуацию успеха». Все работы, наряду с предъявлением замечаний в тактичной форме, независимо от их качества, требуют похвалы с целью дальнейшего поддержания желания у детей продолжать заниматься исследовательской деятельностью.

Поэтапное включение обучающихся начального уровня общего образования в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка, что в результате ведет к формированию у обучающихся очень важной ключевой компетентности — исследовательской. Под исследовательской компетентностью понимается интегральная характеристика личности учащегося, проявляющаяся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений [5, с. 451]. Данная компетентность является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает школьнику обучаться, позволяет стать ему более гибким, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость её формирования.

Литература:

1.         Борздун В. Н. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки / В. Н. Борздун, Л.А. // Методист. Научно-методический журнал. — 2003. — № 6. — С.48–51.

2.         Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. // Народное образование. — 1999. — № 10.

3.         Обухов А. С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. — 2008. № 2. — С.17–23.

4.         Рассказова Ж. В. Исследовательская деятельность учащихся в условиях общеобразовательной школы: функция и виды // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 6. — С. 246–247.

5.         Рассказова Ж. В. К вопросу о сущности исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 450–452.

6.         Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы преподавания. — 2007. — № 3. — С.14–24.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, ребенок, исследовательская практика, исследовательское поведение, начальный уровень, общеобразовательная организация, общее образование, исследовательская деятельность обучающихся, знание.


Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных

в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения...

Система организации исследовательской деятельности...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся направлена на поиск творческого подхода к решению исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, но, следует отметить, что учащиеся решают проблемы...

Современные подходы к организации...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющей целью построение учеником субъективно нового знания.

Исследовательская деятельность учащихся...

Исследовательская деятельность учащихся вобразовательном пространстве. Громов Роман Михайлович, преподаватель.

б) развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные

Проектная и исследовательская деятельность...

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Значит, организация учебно-исследовательской деятельности способствует развитию

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей.

Исследовательская деятельность учащихся.

Специфика исследовательской деятельности учащихся...

В статье рассматривается проблема овладения исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении. Организация данной работы для обучающихся в школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические...

Организация исследовательской деятельности на занятиях...

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современным образованием.

Формирование исследовательских умений школьников

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся, образовательная компетенция, навык, критическое мышление, исследовательская культура, формирование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных

в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения...

Система организации исследовательской деятельности...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся направлена на поиск творческого подхода к решению исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, но, следует отметить, что учащиеся решают проблемы...

Современные подходы к организации...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющей целью построение учеником субъективно нового знания.

Исследовательская деятельность учащихся...

Исследовательская деятельность учащихся вобразовательном пространстве. Громов Роман Михайлович, преподаватель.

б) развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные

Проектная и исследовательская деятельность...

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Значит, организация учебно-исследовательской деятельности способствует развитию

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей.

Исследовательская деятельность учащихся.

Специфика исследовательской деятельности учащихся...

В статье рассматривается проблема овладения исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении. Организация данной работы для обучающихся в школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические...

Организация исследовательской деятельности на занятиях...

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современным образованием.

Формирование исследовательских умений школьников

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся, образовательная компетенция, навык, критическое мышление, исследовательская культура, формирование.

Задать вопрос