Развитие новых информационных технологий
Автор: Вознюк Ольга Леонидовна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 2079 раз
Библиографическое описание:
Вознюк, О. Л. Развитие новых информационных технологий / О. Л. Вознюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 322-329. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2192/ (дата обращения: 16.12.2024).
Русский литературный язык – один из самых
богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас,
располагает развитыми выразительными средствами
для обозначения всех необходимых понятий
в любой сфере человеческой деятельности.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение технических средств обучения в образовании оказывают большое влияние на воспитание подрастающего поколения и его восприятие окружающего мира. Существенно меняется характер практической деятельности, изменяются увлечения.
Начиная обучаться в училище, подросток может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех профессиональных училищах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения обучающихся, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.
Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями, широко распространенных и апробированных в училищах является компьютер.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги современный компьютер вместе с тем является для обучающегося тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ, творец выдуманных миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в творческой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности училища выглядит очень естественным с точки зрения обучающегося и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Современный, мобилизованный обучающийся может выполнять определенные практические действия, используя свои способности, навыки и знания. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет обучающемуся усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом использовать его в своей практической деятельности. Учитель подбирает определенные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает обучающимся в процессе работы за компьютером, оценивает их знания и развитие. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет ему переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом технические средства обучения не заменяют учителя, а только дополняют.
Компьютер естественно вписывается в жизнь училища и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие обучающиеся охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний.
С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает нам лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для учителей, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних обучающихся, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.
Многие педагоги считают, что обучающимся необходимо использовать компьютеры на уроках. У некоторых имеются возражения чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация образовательного процесса к компьютерному веку необходима.
Общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения передачи и использования информации. Мы находимся в состоянии перехода от индустриального века к информационному. Это означает, что все большее число людей все чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации.
Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной технологии педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации образовательного процесса к современному миру. Все большее число родителей и обучающихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них, современные дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире.
Большинство преподавателей нашего училища убеждены в том, что компьютер предоставляет новые возможности для творческого развития обучающихся, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идей и средства выражения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.
Имеется и другая сторона взгляда на использование технических средств обучения. Некоторые педагоги, а их меньшинство считают, что компьютеры представляют не что иное, как еще одно средство отвлечения внимания детей в группе и выражают опасение, что постоянное использование компьютеров на уроке приведет к такому положению, когда целое поколение людей не сможет оценивать свои возможности, если не будет рядом компьютера. Одним из серьезных аргументов против включения компьютеров в содержание обучения является столь быстрое развитие данной техники, что даже постоянно обновляемая программа будет хронически отставать от него.
Еще более серьезным возражением является то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером. В этой связи выражается опасение, что дети, привыкшие к общению с компьютерами, будут оказывать более высокое предпочтение таким формам общения, которым свойственны точность и четкость, порой отвлеченность, а не интуиция, которые необходимы для гуманитарных видов деятельности.
Мы не должны забывать, что технические средства обучения являются лишь точкой фокуса для тех изменений в содержании обучения, которые должны быть осуществлены в качестве ответной реакции на сдвиги, которые происходят в мире.
Сейчас уже почти никто не оспорит тот факт, что технические средства обучения являются мощным средством повышения эффективности обучения. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и проблемы.
Технические средства обучения позволяют усилить мотивацию обучающегося. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных ответов позитивно сказывается на мотивации.
Одним из источников мотивации использования на уроках гуманитарного цикла технических средств обучения является занимательность. Возможности технических средств обучения здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.
Необходимо взять на заметку, что технические средства обучения способствует формированию у обучающихся рефлексии своей деятельности, позволяет им наглядно представить результат своих действий.
Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.
Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Также, мы не должны забывать, что главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов. Технические средства обучения лишь дополняют урок, делая его разнообразнее, информационно насыщенным.
Уроки с использованием технических средств обучения заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности обучающихся, а также развивает познавательный интерес детей к любому из предметов.
В настоящее время, например программное обеспечение по дисциплине «Литература», обеспечивает учебниками со многими произведениями русских и зарубежных авторов, библиографическими сведениями об авторах и проверочными работами в виде тестов, видеоролики по некоторым произведениям.
Проведенного мною, теоретического занятия по теме «Преступление Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой» в идеологическом романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» по предмету «Литература» с использованием информационных компьютерных технологий показал, что активность обучающихся на уроке с применением нетрадиционных форм обучения выше, чем когда урок проходит в традиционной форме обучения.
Элементы внедрения в урок технических средств обучения не засоряют ход урока. Они рационально дополняют традиционные формы и методы обучения, позволяя более эффективно достигать поставленной цели урока. Форма, проведенного урока в виде телевизионной передачи «Пусть говорят», значительно повышает интерес обучающихся к предмету, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет обучающимся получать и усваивать большее количество информации. Элементы театрализованных постановок улучшают коммуникационные отношения между участниками образовательного процесса, так как нетрадиционная форма обучения предусматривает неформальное общение и позволяет раскрыть свои личностные качества, лучшие стороны своего характера, как обучающемуся, так и педагогу. Используемые технические средства обучения также способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке. Проведенная в конце урока рефлексия показала высокий уровень эффективности и качества проведенного урока.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что нетрадиционные формы обучения позволяют оценить индивидуальную и коллективную деятельность обучающихся в процессе обобщения изученного материала, а именно: повысить мотивацию к обучению и оценить как индивидуальную, так и коллективную деятельность обучающихся на уроке.
Приведенная ниже разработка урока с применением технических средств обучения получила высокую оценку (2 место) в Международном открытом конкурсе «Инновационные педагогические технологии -2012».
ПЛАН
урока теоретического обучения
по предмету «Литература»
Тема урока: «Преступление Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой» в
идеологическом романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Цели урока:
дидактическая:
продолжить формировать знания о романе и главных героях Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
раскрыть суть теории Раскольникова, попытаться разобраться в ведущих мотивах свершения преступления;
показать в чем видит писатель источник обновления жизни, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок;
подвести к выводу Ф.М.Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий;
создать благоприятные условия для формирования познавательной деятельности.
воспитательная:
формирование потребности и способностей к сотрудничеству, социально значимых качеств личности, коммуникабельности;
воспитывать моральные и нравственные качества личности через духовное восприятие главных героев романа;
воспитывать интерес к предмету.
развивающая: развитие способности к сравнению, анализу, воображения, логического мышления; способствовать развитию инициативы обучающихся.
Методическая цель:
показать эффективность и влияние элементов педагогических технологий на активизацию деятельности обучающихся.
Тип урока:
урок обобщения и систематизация знаний, подготовка к сочинению.
Вид урока:
урок – телепрограмма с элементами театрализации.
Метод проведения:
сочетание различных методов опроса: наглядно-демонстрационный, диалогический, эвристическая беседа.
Формы деятельности обучающихся:
коллективная, индивидуальная.
Межпредметная связь:
история,
литература,
психология,
православие.
Комплексное методическое обеспечение:
план – конспект,
высказывание Ф.М.Достоевского и отрывки учения преподобного Иустина Поповича по данной теме,
телевизор,
видеопроигрыватель,
фрагменты к/ф «Преступление и наказание»,
компьютер (выход в интернет),
карточки опроса мнений,
костюмы Раскольникова, Сони Мармеладовой,
свечи, икона Божьей Матери «Скоропослушница».
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (сценарий)
Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости и зрители нашей передачи «Пусть говорят». Тема программы «Преступление Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой» в идеологическом романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Познакомьтесь с нашими гостями:
1. Священник храма Иконы Божьей Матери «Скоропослушница» Андрей.
2. Психолог училища – Балохонова Татьяна Венедиктовна.
3. Зав. методической службы училища – Ивлева Елена Юрьевна.
Ведущий: Самый известный роман Ф.М.Достоевского – «Преступление и наказание» – был закончен в 1866 году. «Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней нищете и бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги под проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру… » – так определил свой замысел автор.
Губительная сущность индивидуалистической морали, приведшей к катастрофе глубоко мыслящего, одаренного юношу, блистательно развенчана писателем, утверждающем, что единственным спасением для личности типа Раскольникова является его духовное перерождение через раскаяние, труд и страдание.
Сегодня мы пригласили виновника нашей передачи Родиона Романовича Раскольникова – главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», чтобы узнать истинные мотивы его зловещего преступления и попытаемся поэтапно понять, что же на самом деле подвигло героя на данное преступление и в чем заключается правда Сони Мармеладовой. Встречайте первого героя нашей программы Р.Р.Раскольникова.
Здравствуйте, Родион Романович. Расскажите немного о себе и своей семье, в каких условиях вам приходилось существовать.
Выступление Раскольникова: В первую очередь мне хотелось бы отметить, что роман открывается описанием моей каморки:
«Каморка моя приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… И каждый раз я, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». Далее следует рассказ о семье.
Рассуждения обучающихся. Учащиеся отмечают удушающую тесноту помещения и указывают, что каморка Раскольникова – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж (зачитывают цитаты из произведения).
Обобщающее значение данного пейзажа получает дальнейшее развитие. Интересны с точки зрения изображения летнего Петербурга (зачитывают цитаты из произведения).
Ведущий: Все эти и другие отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки. И попробуем прежде всего понять, почему дыхание Петербурга в романе растит преступления.
Пейзаж в романе тоже прочно связан с образом Раскольникова, как утверждает автор, пропущен через его восприятие. Что вы можете сказать о пейзаже и обстановке улиц Петербурга?
Раскольников: (зачитывают цитаты из произведения о Петербурге).
Ведущий: Как мы видим, в этом отношении Раскольникова к природе – его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.
Вопрос психологу: Мог ли пейзаж, образ Петербурга подвигнуть героя на убийство?
Ведущий: Город даже в ясные минуты оставляет человека ничтожно малым перед царским великолепием и не дарует ощущения сопричастности к красоте. Петербург у Достоевского холоден и отдален от человека. И поэтому у Раскольникова рождается в первую очередь мысль порвать все связи с городом и людьми его населявшие. Нищета Петербурга делают Раскольникова жертвой, диктует отчуждение и позволяет видеть в людях тварей дрожащих.
Из неосуществленного замысла романа «Пьяненькие» вошел в «Преступление и наказание» образ «маленького человека», чиновника Мармеладова. Последнюю степень людского отчаяния выражают его слова: «…ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Семейство Мармеладова, с погибшей от чахотки, женой Катериной Ивановной, малыми детьми и кроткой дочерью – проституткой Соней, на жалкие деньги которой семья влачит нищенское существование, обрисовано с потрясающей душу скорбью и негодованием.
Встречайте следующую героиню нашей программы и одну из героинь романа Соню Мармеладову.
Соня мы пригласили вас, чтобы понять полнее образ и проступок Родиона Романовича. Для начала расскажите историю жизни семьи Мармеладовых и попытайтесь высказать свою правду на происходящее.
Часть 1, гл.2.
Рассказ Сони Мармеладовой.
Ведущий: Как мы видим, нашим героем приходится очень трудно сосуществовать в то время, которое описывает автор. А общество, люди, окружавшие вас? Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются вам на улицах Петербурга.
Раскольников: Я, как мы видим из текста, замечательно хорош собою, но опустился и обнеряшничался. Жители Петербурга: это пьяные, всякого рода промышленники и лохмотники; Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; Катерина Ивановна (описание).
Ведущий: Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.
Вопрос Раскольникову, Мармеладовой.
- Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицу, входите в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и т.д.?
Вот комната Раскольникова (зачитывают цитаты из произведения).
- Соня как выглядит ваша комната, где вы проживаете с семьей?
Комната Мармеладовых (зачитывают цитаты из произведения).
Ведущий: Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров комнат неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» – так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики – типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь. Трактирная и уличная стихия – противоестественная, нечеловеческая – вмешивается в судьбы героев романа Родиона и Сони.
Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в каморке. Все несут на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.
- Как вы, Родион Романович чувствуете себя в данном обществе?
Раскольников: В данном обществе я чувствую себя духовно одиноко. В этом обществе я оскорблен, унижен, чувствую себя одинокой песчинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может.
Соня Мармеладова: Мы бессильны разрешить противоречия, тупики, в которые ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей к друг другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе.
Ведущий: С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет жить герою в коморке, похожей на гроб, на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.
Но давайте вернемся к городу.
Обучающиеся (комментируют, высказывают свое мнение, основываясь на произведении):
Вопрос к психологу училища и священнослужителю храма иконы Божьей Матери «Скоропослушница»:
- Скажите, согласны ли вы с данным утверждением. Действительно ли данная обстановка в городе, нищета могут толкнуть людей на преступление?
Ведущий: Герой мучительно думает над вопросом о существовании аршина земли. Он ищет выход, не желая принять судьбу такой, какая она есть. Для Раскольникова это означает отказ от жизни, от естественного права на любовь, от действия (цитаты из произведения).
Как утверждает сам автор, герой не принимает «лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нем чувство омерзения и злобного презрения к столпам общества.
Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.
Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?
Раскольников: В первую очередь мне хочется сказать, что мысль об убийстве старухи рождена несправедливым, жестоким устройством общества и желанием помочь людям. Так думал я. Но в душе моей борьба мысли об убийстве и сознания, понимание бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные душевные мучения мне.
Когда я иду убивать старуху в моей голове звучат мысли: «Ну зачем же я теперь иду? Разве я способен на это?»
Когда вышел от нее: «О боже! Как это отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!»
Давайте посмотрим фрагмент фильма «Преступление и наказание»- убийство старухи-процентщицы.
Ведущий: Раскрыть бездну падения героя и его нравственное состояние нам поможет учение преподобного Иустина Поповича о личности и творчестве Ф.М.Достоевского. познакомимся с высказываниями преподобного, осмыслим их .
«Человек – единственное во всех мирах существо, распростертое от рая до ада. Проследите за человеком на всех путях его, и вы увидите, что все пути его ведут или в рай, или в ад. Нет ничего в человеке, что бы не завершилось или раем, или адом… А это значит: и зло, и добро человека беспредельны, вечны, поскольку добро ведет в вечное царство добра – в рай, а зло ведет в вечное царство зла – в ад».
Вопрос к священнослужителю:
- Как вы можете прокоментировать эту мысль? Как вы думаете, перекликается ли она с высказыванием Достоевского о вечной борьбе добра и зла, дьявола с Богом, поле битвы которых – сердца людей?... Имеет ли это высказывание отношение к нашему герою?
Ведущий: Прежде всего, конечно, Раскольников готовясь к преступлению (ради счастья человечества), должен убить в себе голос Бога, убить свою душу и встать на дорогу зла, на дорогу в ад.
Достоевский в своей художественной прозорливости пришел к заключению, что грех и зло – это та таинственная сила, которая расстраивает, расщепляет, раскалывает целостность и целесообразность человеческой личности и подвергает ее обезличиванию.
Вопрос к священнослужителю:
- Согласны ли вы с утверждением писателя.
Ведущий: Итак, мы видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучительный разлад. Но еще и мать прислала письмо сыну, что в нем?
Цитаты из письма (зачитываются).
Мы видим, что в Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой – холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.
Обучающийся: В Раскольникове внутренняя борьба – он отрицает мир, в котором человеку некуда больше идти, но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников – мыслитель, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве сильного преступать закон. Прошло 3 с половиной месяца – и Раскольников впервые идет в трактир, заказывает чаю, задумывается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером – о старухе-ростовщице и о праве на убийство. Еще через 2 недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем – убийство.
Вопрос к обучающимся:
- Ваши версии по поводу главной причины преступления Раскольникова?
Нищета, желание помочь матери, сестре, другим людям; мир жесток, и жизнь, полная страданий толкает людей на преступления.
Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей, большинство которых живет хуже его.
Ведущий:
- Но Раскольников не воспользовался украденными вещами.
У Раскольникова идея, мысль об особых людях, которые выведут остальные массы на правильный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и раскольников причисляет себя к особым людям.
Ведущий: Бедность, как причину убийства старухи, отвергаем, так как герой так и не воспользовался украденными вещами, деньгами; а сам герой говорит…
Раскольников: «Знаешь, Соня, что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был, то я теперь счастлив был! Знай ты это!»
Ведущий: Следовательно, бедность – не ведущая причина.
Раскольников: «Не для того, чтобы матери помочь я убил – вздор! Не для того, я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! … не столько деньги мне нужны были, как другое…»
Ведущий: Итак, и мечты о счастье ближних не были главной причиной.
Что же все- таки привело героя к убийству? Идея, отвечающая всей истории человечества. Суть этой идеи-теории была изображена героем в статье «О преступлении», которая за два месяца до преступления Раскольникова была опубликована в газете «Периодическая речь». Скажите о чем эта статья?
Раскольников: Стр. 157. Теория Раскольникова.
Вопрос к обучающимся.
- К какому выводу пришел герой, размышляя над историей?
(исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях.)
- В чем суть теории Раскольникова, в каторую он верит?
(Суть в том, что «сильным мира» дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи.)
- К какому разряду людей принадлежит сам герой?
(Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, тварь ли он дрожащая или право имеет.)
Раскольников понимает, что он как все – вошь и тварь дрожащая.
Ведущий: Итак, поступок героя – испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее. Раскольников двойственен и в преступлении, и в страдании, его душа расколота надвое (отсюда и фамилия).
Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления.
Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю. Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощающиеся в жизнь людей, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей.
Первый визит Раскольникова был мотивирован тем, что Раскольников понял преступление Сони. «Пойдем вместе… ты тоже преступила…. Смогла преступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь свою».
Сначала Раскольников не заметил разницы между своим и Сониным преступлением. Но затем, разговаривая с ней, убедился, что это не так. «Да и страшна была ему Соня. Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут – или ее дорога, или его».
- Обратите внимание на цифры:
Соня отдает Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье – последние 30 копеек, а какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Достоевского?
Вопрос к священнослужителю:
- В чем же правда Сони, по каким принципам она живет?
Ведущий:
- Во имя чего героиня пожертвовала собой?
Соня пожертвовала собой, чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу – отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой, наделенный даром бесконечного сострадания к людям.
- Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают эти герои?
- Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая?
- Итак, что главное в поведении Сони, в чем заключается ее правда?
Соня не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского и героини, в смирении и способности к состраданию. Искупить свою вину страданием предлагает Соня Раскольникову, отвечая на его вопрос: «Что делать?», Достоевский в одной из своих записных книжек писал: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».
При первой встрече Раскольников поддается обаянию человеколюбия Сони, склоняется перед страданием человеческим в ее лице: припав к полу, поцеловал ее ногу…: Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился.
Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони.
Вопрос к священнослужителю:
- В чем смысл легенды о воскрешении Лазаря?
На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «…все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем».
Ведущий:
Сейчас я предлагаю анонимно ответить на вопросы «Оправдываете ли вы преступление (убийство), совершенное Раскольниковым?» и «Считайте ли вы поступок Сони Мармеладовой безнравственным?»
Пока подсчитываются голоса, мне хотелось бы озвучить результаты Интернет -опроса. Итак, было опрошено около 100 человек, подведем процентное соотношение голосов:
1. «Считайте ли вы поступок Сони Мармеладовой безнравственным?»
да – 37%, нет – 45%, затрудняюсь ответить – 19%
2. «Оправдывайте ли вы преступление (убийство), совершенное Раскольниковым?», отвечали люди старше 30 лет
да – 17%, нет – 77%, затрудняюсь ответить – 7%
На данный вопрос отвечали и люди младше 30 лет
да – 24%, нет – 59%, затрудняюсь ответить – 17%
Оглашение анонимного анкетирования среди обучающихся и сравнение с результатами Интернет – опроса.
Ведущий: Итак, сопоставление этих правд – Раскольникова и Сони – заставляет задуматься над актуальными и сегодня проблемами: что делать, чтобы изменить мир (протест или смирение, сострадание)? В чем нравственная норма поведения человека в обществе? Чем руководствоваться в жизни – разумом или верой? Насколько влияет на судьбу человечества среда, нравственная ответственность человека за свои поступки, поведение?
Соня сохраняет незапятнанной душу, путем обращения к религии стремится нравственно возродить Раскольникова. «Страдание – великая вещь», – подтверждает и пристав следственных дел Порфирий Петрович, «по одним только психологическим данным» раскрывший преступника и верящий, что Раскольников – не безнадежен: он способен «быть солнцем», если пройдет через страдания, отдастся жизни и найдет новую веру взамен теории «сильной личности».
Вопрос к священнослужителю:
– Действительно ли вера в Бога помогает найти герою правильный путь?
Вопросу на рефлексию.
Понравилась выбранная форма (в виде телепередачи «Пусть говорят») проведения урока?
Оцените степень своей активности на уроке.
Изменилось ли ваше отношение к теории Раскольникова
(Выполняют письменно самоанализ работы на уроке.)
Ведущий: Незаурядные характеры, сложные социальные, философские, нравственные идеи эпохи отражены в романе. Напряженность действия и художественное мастерство автора позволили этому произведению стать одним из величайших в мировой литературе.
Д.З. Сравнить нравственные и духовные особенности Раскольникова и Сони Мармеладовой, составить таблицу, сделайте вывод.
Интернет – поддержка:
1. Перечень информационных ресурсов Интернета в помощь обучающимся. // http://referats-tv.Stars.ru/link/
2. Сайт «Одноклассники» (Интернет-опрос).
Литература:
«Преступление и наказание»/ [текст] авт. Ф.М.Достоевский. – Москва: изд-во «Советская Россия», 1981. – с.- 558.
Поурочные разработки по литературе/ авт. Н.В.Егорова, И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. – Москва: изд-во «ВАКО», 2007. – с.457.
«Достоевский и канун XXI века»/ авт. Ю.Карякин. – Москва: изд-во «Советский писатель», 1989. – с.646.
«Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий»/ авт. С.В.Белов.- Москва: изд-во «Просвещение» 1985г. – с.233.
«Разочарование и крушение Родиона Раскольникова»/ авт. В.Я.Кирпотин. – Москва: изд-во «Советский писатель», 1970. – с.445.