Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста приемам костромской росписи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, Н. М. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста приемам костромской росписи / Н. М. Иванова, Н. Л. Колчанова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12736/ (дата обращения: 17.12.2024).



Народные художественные промыслы России многообразны. В каждом крае или области жители бережно хранят свои традиции резьбы, плетения, ткачества, изобразительного искусства, передавая их из поколения в поколение. К сожалению, часто эти традиции бывают незаслуженно забыты. Народные промыслы, являясь частью народной культуры, входят в региональный образовательный компонент, становятся эффективным средством краеведческого образования, воспитания любви к Родине, поэтому задача их возрождения на сегодня достаточно актуальна.

Кострома — старинный русский город, в котором развиты народные ремесла — плетение из бересты, изготовление льняных изделий, вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело. Одним из незаслуженно забытых ремесел нашего края является костромская живописная роспись. Обучение приёмам костромской росписи приобщает детей к культуре региона, возрождая и сохраняя культурное наследие. Именно региональная, родная для ребёнка культура становится началом формирования личностной культуры, присвоения ребенком общечеловеческих ценностей, богатств национальной и мировой культуры, формирования чувства патриотизма.

Официально костромской метод росписи был зарегистрирован в 1821 году, хотя, по данным краеведов, появился метод намного раньше. Общими чертами стиля костромской живописной двухцветной росписи являются: декоративность, построение узора в традициях древнерусского искусства (узорочья и пробелы); неоконтуренные цветы с пробелами на темном фоне; травные узоры; птицы, львы; пристрастие художников к белому фону, графически четкие узоры, изредка многоцветная раскраска.

Сегодня костромская двуцветная роспись осталась только в памятниках материальной культуры в музеях. В регионе экспонаты с костромской росписью представлены в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, а технику росписи сохраняют некоторые мастера.

Основными элементами костромской живописной двухцветной росписи являются розан, тюльпан, иногда полевой цветок, ягодка, листок. Последовательность выполнения росписи, как правило, такова: сначала проводится разметка крупных мазков для главного элемента — розана, затем пишутся лепестки розана; после этого в такой же последовательности выполняются тюльпаны, мелкие полевые цветы, ягодки; в завершении работы пишутся листья, собирающие все элементы в композицию (букет), а также тонкой кистью наносятся разживки, объединяющие рисунок в целостную композицию с помощью белой и черной красок. Кроме растительных мотивов в костромской росписи представлены птицы и львы.

Основные краски костромской росписи — красно-бордовые, синие, оливковые, зеленые. Роспись является двухцветной потому, что «на кисть» мастера брали сразу два цвета. Поверхность для росписи в большинстве случаев грунтовалась, затем наносились цветовые пятна из масляных красок (одной стороной кисти) как основа для будущих цветов или листьев; после этого мастер набирал сухие белила на другую сторону кисти и «разбеливал» цветные пятна, формируя рисунок росписи.

Педагоги школы народных ремёсел центра детско-юношеского туризма «Чудь» города Костромы начали возрождать роспись, привлекая к этому процессу школьников. С. С. Панфилова, педагог детского центра, считает, что «нельзя забывать свои народные ремесла, нам надо сохранить и возродить костромскую роспись через детей. Научить их этому ремеслу, чтобы это осталось не просто увлечением, а чтобы они смогли украшать свой быт, делать подарки для друзей, родных. Ведь сейчас очень много разных красок, даже на ткани можно рисовать, и почему бы не рисовать костромской росписью?» [3].

Мы считаем, что костромская двухцветная роспись интересна и доступна детям старшего дошкольного возраста достаточной простотой исполнения, яркостью и выразительностью цвета, контрастностью элементов.

При обучении детей старшего дошкольного возраста приемам костромской росписи необходимо решать ряд следующих образовательных и воспитательных задач:

‒ познакомить с историей появления костромской росписи, её особенностями и характерными чертами;

‒ формировать у детей навыки кистевой росписи;

‒ формировать умения и навыки в нанесении двухцветного мазка; в рисовании кистью основных декоративных элементов костромской росписи;

‒ формировать умение составлять композицию из элементов росписи;

‒ формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к окружающей действительности средствами народного прикладного искусства Костромского края;

‒ развивать художественно-творческие способности детей;

‒ воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за родной край.

Формами организации совместной деятельности взрослого с детьми в процессе обучения детей приемам костромской росписи может стать мастерская, кружок дополнительного образования или проект, т. к. в рамках только непосредственно образовательной деятельности освоить роспись в полном объеме очень сложно.

Обучение приёмам костромской живописной росписи необходимо начать с создания условий для приобщения детей к народной культуре: подготовить необходимую литературу об истории промысла, о костромской росписи, особенностях ее узоров, подобрать демонстрационный материал, подготовить изделия и образцы росписи, уточнить методы и приемы, используемые в костромской росписи. Далее можно начинать формировать у детей навыки росписи.

Обучение приемам росписи рекомендуется проводить в форме занятия по 20–30 минут. Первое занятие должно быть направлено на знакомство детей старшего дошкольного возраста с костромской росписью. С этой целью в детском саду целесообразно оборудовать мини-музей, в котором детям рассказывается об истории промысла в ходе игры-путешествия. Рассказ о возникновении промысла можно сопровождать слайд-презентацией, помогающей детям представить то время, когда появилась эта роспись. Детям демонстрируются изделия, красочные иллюстрации или фотографии с изображением предметов быта, украшенных росписью. При рассматривании изделий обращается внимание на особенности росписи, декоративные элементы, на то, что и как изображали, какие краски использовали мастера, какие цвета преобладают в мотивах росписи, какие предметы расписывали, что украшали росписью. Каждое изделие представляется эмоционально, при этом используются средства художественной выразительности, народная музыка, стихи. Костромская роспись сравнивается с другими видами росписи, находятся общие черты и характерные отличия различных росписей. Для того, чтобы дети могли отличить костромскую роспись от других видов росписи, детям предлагаются дидактические игры на составление узоров росписи из форм-пазлов и выкладывание орнамента из карточек-элементов. После предварительного знакомства с росписью целесообразно организовать экскурсию в музей или в детские центры, где занимаются костромской росписью.

Далее с детьми начинают отрабатывать главные графические элементы росписи — мазки. В работе используются художественная гуашь, разведенная до нужной консистенции. Основной рабочий инструмент — кисти: беличьи, колонковые № 6-№ 16 для подмалевка и разбела, для приписок используются кисти № 3-№ 1. Элементы росписи выполняются на тонированной бумаге, картоне. Для тонирования сначала лучше использовать желтоватый цвет дерева либо зеленый цвет (цвет травы, луга). Можно вырезать из бумаги или картона силуэты расписываемого предмета (прялки, тарелки, доски и др.), либо обозначить контуром изображение предмета на листе бумаги или картона. Со всеми материалами детей необходимо познакомить и настроить их на то, что с подобными материалами работают мастер росписи.

В костромской кистевой росписи главным графическим элементом является мазок, сразу усвоить который ребенку не просто, поэтому показ педагогом направления движения кистью при выполнении двухцветного мазка обязателен. Во время выполнения приемов росписи необходимо контролировать положение руки ребёнка с чёткой фиксацией локтя и свободно двигающейся кистью, что позволяет одним движением наносить мазки на поверхность. Дети выполняют мазки в виде точек, кружочков, дуг, капелек. Важно сформировать у детей умение держать кисть вертикально относительно работы. Необходимо приучать старших дошкольников проводить элементы росписи «на одном дыхании», когда каждый мазок является результатом округлого, ритмично повторяемого движения руки, при этом спиралевидное движение должно получиться слитным: сначала наносится крупный мазок, который затем сужается, переходя в тонкий и острый, как кончик иглы. В начале обучения дети рисуют элементы росписи как прописи, ровными рядами, затем педагог демонстрирует расположение элементов, рассчитанное на определённую композицию. В процессе обучения приемам росписи необходимо учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно выбранному фону расписываемого изделия. Одновременно с приемами росписи дети усваивают специальный терминологический словарь.

Костромская роспись выполняется без предварительного нанесения контуров рисунка, поэтому в процессе обучения необходимо использовать типовые композиции, стилизованный образец педагога, образец поэтапного рисования элемента, затем учить ребёнка предварительно, перед выполнением росписи, задумывать композицию.

На заключительном этапе обучения дети применяют на практике полученные знания, сформированные умения и навыки. Для самостоятельной творческой композиции каждому ребенку предлагается расписать условное изделие (силуэтное изображение прялки, разделочной доски, филенки, ставень и др.). Ребёнок должен продумать композицию росписи, какие мотивы и элементы он будет использовать в своём орнаменте, основные цвета работы (не более 3–4 цветов). Педагог даёт советы детям более удачного размещения композиции на изделии.

Итогом деятельности мастерской или кружка, продуктом проекта может стать презентация альбома с детскими работами; книга стихов о Костроме, оформленная детьми костромскими узорами; организация предметно-развивающей среды «Народные промыслы Костромского края» и др.

Родителям воспитанников следует предлагать способы организации детского творчества дома, чтобы навыки костромской росписи совершенствовались, а традиции родного края передавались из поколения в поколение.

Эмпирическое исследование по проблеме проводилось на базе одного из детских садов города Костромы. В исследовании приняли участие 15 воспитателей детского сада и 28 детей старшей группы. Исследование проводилось с целью выявления знания педагогов о костромской художественной росписи, а также выявления интереса к костромской художественной росписи детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось методами анкетирования и детского интервьюирования.

Анкетирование воспитателей показало, что подавляющее большинство испытуемых (73 %) не знакомы с костромской росписью, но все воспитатели рассматривали роспись как важное средство художественно-эстетического и патриотического воспитания старших дошкольников. Никто из детей не знаком с костромской росписью, при этом все дети проявили выраженный интерес к костромским узорам и желание научиться «так рисовать». Подобные результаты исследования свидетельствуют о возможности обучения костромской живописной двухцветной росписи детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Добрынина, Н. Н. Костромская двухцветная кистевая роспись как первоисточник в творческой деятельности / Н. Н. Добрынина, А. А. Ермошина // Актуальные проблемы фундаментализации образования — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/article/17624/discussion_platform.
  2. Матанцева, М. Г. Костромская роспись: методическое пособие для учителей изобразительного искусства / М. Г. Матанцева. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://matantseva-maria.narod.ru/rospis/rospis.htm
  3. Розит, С. А. Кто и зачем возрождают костромскую роспись в детском центре «Чудь» / С. А. Розит. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kostroma.rusplt.ru/index/kak_i_zachem_vozrozhdayut_umershuyu_kostromskuyu_rospis-13986.html
Основные термины (генерируются автоматически): костромская роспись, ребенок, старший дошкольный возраст, элемент росписи, костромская живописная двухцветная роспись, мазок, прием росписи, роспись, детский сад, Костромской край.

Похожие статьи

Педагогические условия формирования у старших дошкольников умения составлять описательные рассказы по предметам декоративно-прикладного искусства

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством

Приемы активизации творческой деятельности учащихся дошкольного возраста на занятиях по английскому языку

Похожие статьи

Педагогические условия формирования у старших дошкольников умения составлять описательные рассказы по предметам декоративно-прикладного искусства

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством

Приемы активизации творческой деятельности учащихся дошкольного возраста на занятиях по английскому языку