Информационная культура и информационная компетентность с позиций философии и социологии
Автор: Царева Маргарита Игоревна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.07.2017
Статья просмотрена: 1300 раз
Библиографическое описание:
Царева, М. И. Информационная культура и информационная компетентность с позиций философии и социологии / М. И. Царева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12726/ (дата обращения: 16.12.2024).
Социокультурная реальность, получившая название «информационное общество», по мнению Р. В. Лубкова, «…отличает тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, сети Интернет, лекций, семинаров в рамках системы всеобщего образования. Это обеспечивает активизацию ресурсов, остававшихся незадействованными в рамках предшествующей социокультурной парадигмы» [5, с. 6].
Современная философия образования среди главных целей подготовки личности к жизнедеятельности в информационном обществе отмечает необходимость формирования компетенций личности для успешного оперирования информацией, способностью овладевать динамичными современными информационным технологиям, осваивать мировоззрение информационного общества [2; 10]. Под воздействием информационно-коммуникационных технологий возникает принципиально новая социокультурная среда, определяющая существенные изменения образовательного пространства: и его сущностные характеристики, и форму, и характер взаимодействия с социумом, способ функционирования в обществе.
Философами и социологами отмечается непосредственная взаимосвязь между освоением информации и расширением возможностей человека в социальной коммуникации, при этом речь идет не просто о получении информации, но и о ее переработке, осмыслении, умении использовать для решения личностных и профессиональных задач [4].
Информационное общество отличает тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, сети Интернет, лекций, семинаров в рамках системы всеобщего образования. Это обеспечивает активизацию ресурсов, остававшихся незадействованными в рамках предшествующей социокультурной парадигмы. Во всех сферах человеческой деятельности: в фундаментальной науке, в производстве, экономике, медицине, на всех уровнях образования (особенно высшего) возникает объективная потребность в переходе к виртуальным способам передачи, освоения, хранения информации [7].
Поэтому информатизация образования призвана соответствовать тем целям и задачам освоения и педагогами, и обучающимися информационных компетенций, выступающих основой интеграции содержания образования, движения компонентов образовательной системы к целостности:
− к укреплению связей между содержанием, средствами и формами обучения всех элементов;
− к созданию и развитию системы непрерывного образования.
Постоянное умножение объема циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед необходимостью умения работать с ней: находить, отбирать нужное, хранить, обрабатывать, преобразовывать, результатом чего являются непривычные для традиционной образовательной парадигмы новые требования к образованию современного человека: не просто больший объем знаний, чем несколько десятилетий назад, но и их постоянное обновление с помощью современных, развивающихся информационных технологий.
Перед современным профессионалом стоят задачи поддержания в течение всей активной жизнедеятельности собственной компетентности — и, соответственно, непрерывного образования и самообразования, в том числе — в области информационных технологий. Соответственно, в центре образования стоят задачи формирования и развития информационной культуры и информационной компетентности обучающихся. Решать эту задачу должны именно педагоги — как средней, так и профессиональной (в том числе — высшей педагогической) школы.
Социологи (в частности, Г. М. Татарчук), считают, что в профессиональной, в том числе — высшей педагогической школе, одно из основных направлений оптимизации личностного и профессионального развития становится формирования у студентов информационной культуры, открывающей возможности полноценного использования компьютерных и информационных технологий не только в собственном освоении профессиональных компетенций, но и в предстоящем им преподавании широкого спектра учебных дисциплин, в организации доступа обучающихся к компьютерным сетям [8, с. 13].
Если десятилетия тому назад сложившаяся система социальных связей традиционного общества была направлена на воспроизводство существующих социальных устоев, то в современном информационном обществе становится возможным для личности, владеющей информационной культурой самостоятельное определение индивидом социального статуса посредством личных усилий и с минимизированной привязкой к жизненным условиям и социальной среде. Как отмечают специалисты «если раньше ведущее место занимала профессиональная компетентность, то теперь наряду с ней, такое же, если не большее значение имеют социальная и информационная компетентность» [1, с. 7].
Современные информационные технологии — это динамично развивающая область знаний, и их нельзя изучить раз и навсегда, а значит, информационная компетентность требует постоянного развития и повышения. На этапе обучения студентами в высшей школе умения работы с информацией приобретают особое значение, так как сегодня приходится перерабатывать большой объем информации. Эффективность формирования информационной культуры в значительной степени зависит от уровня информационной образовательной среды, в основе которой лежат новые информационные технологии.
В кандидатской диссертации по философии С. В. Мусийчук, анализируя современные сосуществующие теории становления и развития информационного общества (Д. Белла, Ф. Махлупа, М. Пората, Й. Масуды, П. Дракера, М. Кастельса, А. И. Ракитова, А. Д. Урсула, В. Л. Иноземцева, И. С. Мелюхина, О. Тоффлера и др.), среди них теорию Х. М. Мак-Люэна считает наиболее работоспособной в плане выявления онтологических оснований информационного сообщества [6, с. 12].
Эта теория обосновывает интеграцию общественного устройства с новейшими средствами массовой коммуникации как наиболее вероятный результат развития социума в ближайшие десятилетия. Чтобы управлять информационными потоками, продуцировать новую информацию, специалист должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.
В качестве основного нами используется определение понятия компетентности специалиста высшего образования, предложенное Ю. Г. Татуром: «Компетентность специалиста с высшим образованием — это проявленные на практике его стремление и готовность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [9, с. 67].
Т. В. Конюхова, Е. Т. Конюхова, рассматривая компетенцию как междисциплинарную категорию постнеоклассической науки, отмечают, что существуют следующие виды компетентностей по сферам жизнедеятельности: общекультурная, межкультурно-коммуникативная, социально-психологическая, информационная, специальная, личностная, индивидуальная компетентности [3, с. 162].
Одна из ведущих исследователей компетентности И. А. Зимняя выделяет следующие три группы компетентности. Первая группа компетентности связанны с отношением личности к самому себе, как субъекту жизнедеятельности; она содержит ценностно смысловую ориентацию в мире (философская компетенция), а также компетенция гражданственности и самосовершенствования, способности к саморазвивающему потенциалу. Вторая группа социальные, коммуникативные компетенции, связанные с особенностями социального взаимодействия субъекта с окружающим миром, общение в макро и микро среде. Третья группа компетенции субъекта познавательной деятельности, в том числе в освоении информационных технологий.
Анализ философской и социологической литературы позволяет отметить появление в 80-х годах XX века в отечественных публикациях термина «информационная культура» начало разработки концепции информационной культуры, которая, по мере своего развития, вбирала в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др.
Философы, социологи, психологи и педагоги ныне рассматривают информационную культуру как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения стали выделять информационную культуру общества, информационную культуру отдельных категорий потребителей информации (например, детей или юристов) и информационную культуру личности.
Информационная культура личности выступает как главный, ведущий показатель информационной компетентности специалиста. Под информационной культурой обычно понимают не только компетенции, но и новый тип мышления, который формируется в результате освобождения человека от рутинного информационно-интеллектуальной работы. Вместе с тем это — новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве.
В контексте социокультурной адаптации личности информационная культура выступает как обязательный и ведущий фактор освоения индивидом культурного потенциала общества, созданного в процессе его исторического развития. Сферы функционирования информационной культуры выходят далеко за пределы компьютеризации и информационной техники, они охватывают процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т. д.
Осмысление роли, информационной культуры позволяет выделить два аспекта ее анализа.
В социокультурном смысле информационная культура выступает как составной и системообразующий компонент общей современной культуры человечества в виде системы принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное национальных культур, их интеграцию в общий опыт человечества. Она определяет возможности и уровень информационного общения — принципиально новые формы связей без личного присутствия индивидов в режиме диалога.
В технико-технологическом смысле информационная культураосознается в деятельностном и уровневом аспекте, в контексте компетентностного подхода, как более или менее эффективные способы обращения личности со знаками, данными, информацией в процессе решения ею теоретических и практических задач. А в социально-экономическом плане — как освоенные данным конкретным социумом (и его структурными подразделениями) механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации. Информационная культура в таком аспекте вбирает в себя результаты использования научных достижений для своей практической деятельности [11, с. 120].
Анализ понятийного поля информационной культуры позволяет отметить, что формирующаяся концепция информационной культуры личностизначительно шире, чем концепция информационной грамотности, поскольку она включает информационное мировоззрение, предполагающее обязательную осознанную мотивацию личности, ориентированную на необходимость специальной информационной подготовки. Тем самым достигается возможность обеспечить синтез и целостность традиционной и новой (компьютерной) информационных культур, избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур — технократической и гуманитарной.
Информационная компетентность студента— результат его личностного саморазвития в обучения в области информационно-коммуникативных технологий. Она уже в процессе ее формирования обеспечивает ему способность грамотно ориентироваться в условиях постоянного многократного прироста информации и применять ее для решения возникающих задач и непрерывного самообразования.
Нужно отметить, что информационную компетентность в широком смысле можно понимать, как способность человека в полной мере осмыслить реалии информационного общества и использовать все предоставляемые им возможности, способность всесторонне адаптироваться и самореализоваться в информационном обществе. Нужно также учитывать и обратную сторону — чем более человек информационно компетентен, тем он нужнее и более востребовано в информационном обществе.
Таким образом, есть все основания считать, что информационная компетентность не является чем-то изначально заданным, она может приобретаться и совершенствоваться; необходимым условием этого является соответствующее образование. Без использования всех образовательных возможностей, которые предоставляют нам современные информационно-коммуникативные технологии, нельзя подготовить специалиста, квалификация которого соответствовала бы быстро меняющимся реалиям жизни.
Литература:
- Дмитриева И. А. Повышение эффективности обучения средствами интерактивных информационных технологий: на примере изучения курса «Педагогика»: автореф. дис. канд. пед. наук: — Таганрог, 2005, 20 с.
- Ильин В. В. Теоретические основы проектирования информационного ресурса в современной высшей школе: автореф. дис. док. пед. наук: — Калининград, 2005, 26 с.
- Конюхова Т. В. Социально-профессиональная компетентность личности в контексте современного информационно-коммуникативного пространства // Известия Томского политехнического университета — 2011. — № 6(319). — С. 164–167.
- Корбут Ю. Ю. Психологические детерминанты формирования информационной компетентности //Режим доступа: ito.edu.ru/2006/Rostov/II/6/II-6–4.html.
- Лубков Р. В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды: автореф. дис. канд. пед. наук: — Самара, 2007, 22 с.
- Мусийчук С. В. Философский анализ онтологических оснований общественного мнения в информационном обществе: автореф. дис. док. филос. наук: — Магнитогорск, 2012, 24 с.
- Степанцева О. А. Современное состояние виртуального образования и перспективы развития // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 3. –http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9241.
- Татарчук Г. М. Институционализация дистанционного обучения: Социологический аспект: дис. канд. социол. наук: — Ростов-на-Дону, 1999, 25 с.
- Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования // М.: Логос, Университетская книга, 2006. — 130 с.
- Тоффлер Э. Шок будущего/ Э. Тоффлер // М.: АСТ. — 2004. — 557 с.
- Царёва М. И. Информационные технологии в образовательном процессе // Гуманитарные науки и образование — Саранск: изд. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсеева. — 2011. — № 3. — С. 118–123.