Автор: Кудимова Татьяна Викторовна

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 27.05.2017

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Кудимова Т. В. Формирование комфортных взаимоотношений в классе как основа воспитания толерантной личности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 102-104. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12503/ (дата обращения: 17.12.2017).



Ключевые слова: толерантность, толерантные взаимоотношения

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

А. П. Чехов

Перефразируя классика: «Если я, воспитатель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы мой класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Помочь воспитаннику научится жить в коллективе, может и должен, прежде всего, воспитатель. Школьный коллектив — это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести, то есть формирование комфортных взаимоотношений в классе, это основа воспитания толерантной личности. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Задача воспитателя — создать условия, организовать внеурочную деятельность воспитанников таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в одной стране — России. Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом этапе начинает складываться взаимодействие между воспитанниками класса и всей школы, так как дети постоянно взаимодействуют между собой. Толерантность надо воспитывать. Следовательно, задача воспитателя: воспитание свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

В течение учебного года мы стараемся соблюдать законы жизни в классе:

− воспитанник не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;

− воспитанник должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;

− воспитанник должен учиться дружить и иметь друзей;

− воспитанник должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

Соблюдение этих законов помогает устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе. Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у воспитанников была плодотворной, использую разные виды деятельности, например:

Обсуждение ипроигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Пример ситуации для обсуждения:

  1. В классе обучается новый ученик из другой республики, плохо говорит по-русски. Можно ли пренебрежительно (оскорбительно) высказываться в его адрес. Ваши действия.
  2. Воспитанник ударил одноклассника, который:

а. обидно его обозвал;

б. оскорбил девочку. Правильно ли он поступил?

Проведение праздников.

Благоприятный климат в классе устанавливается за счет участия в школьных мероприятиях. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции, которые начинают формироваться в начальной школе. Поэтому систематически стараюсь развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе это приводит к тому, что под влиянием традиций у воспитанников формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. С первого дня прихода воспитанников в школу, дети знакомились с теми традициями, которые живут в школе.

Таблица 1

Традиции

Цель

«Праздник рождения класса».

Поздравление каждого ученика с днём рождения;

Совместная подготовка и проведение в классе осеннего, новогоднего праздника, Масленицы, праздника матери; праздник 8 марта, 23 февраля.

Проводится в конце учебного года «Прощание с классом».

Создание своего единства, своей неповторимости и значимости друг для друга.

Осознание своей индивидуальности, одаренности.

Формирование коммуникативных навыков.

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.

Мой класс систематически принимает участие во всех школьных праздниках (День знаний, День учителя, Пасха, 9 Мая), в школьном конкурсе чтецов, дети были награждены благодарственными грамотами.

Литературные произведения.

Немало важную роль в постижении богатства человеческих отношений оказывают литературные произведения, использование художественного слова: стихотворений, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. Ребята извлекают уроки нравственного поведения, делают соответствующие выводы. В любимой сказке Алана Милна «Винни Пух и все, все, все…» сосуществуют вместе, даже отличаются завидной дружелюбностью друг к другу, несколько абсолютно не похожих друг на друга персонажей: добрый, толстый, глуповатый медвежонок Винни Пух, грустный, задумчивый ослик Иа, хозяйственный и серьезный Кролик, маленький, пугливый Пятачок, умная, умудренная опытом Сова. Герои отлично ладят друг с другом, контактируют, общаются, несмотря на разность интересов. Это сказочная история как нельзя лучше иллюстрирует тему толерантности в детской литературе.

Творческая деятельность.

Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на мой взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и воспитанники могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников.

При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы воспитанников, учит детей находить компромиссы. Моя задача регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе. Вместе с ребятами мы подготовили и провели открытое занятие «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?"» по правилам дорожного движения. Одной из задач игры было формирование умения работать в команде; воспитывание внимания, сосредоточенности, отзывчивости, умение оказать помощь другому.

Интересными и результативными были классные часы: «Легко ли быть настоящим другом?», «Порядочность и честность», «Россия — многонациональная страна», «Правила поведения в школе», «Правила поведения в общественных местах».

Трудовая иигровая деятельность.

Имеет большое значение в формировании толерантных взаимоотношений. А особое значение для установления неконфликтных отношений имеют игры с правилами. («Чья команда ловчее», «Своя игра») Игра требует от участников организованности, внимания и проявления воли. Несколько участников, которые играют, должны действовать согласованно, т. е. возникает сплочённость. Воспитанники должны действовать в соответствии с правилами, которые опять предполагают коллективные действия.

Считаю, что эффективной игра становится благодаря участию взрослого. Поэтому создаю, атмосферу сотрудничества поддерживаю и поощряю их самостоятельность, что делает игру серьезной и привлекательной.

В своей работе использую игровые упражнения, направленные на:

− развитие умений невербального общения: «Зоопарк»

− развитие чувства близости с другими детьми: «Секрет»

− гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Угадай, кто это?»

− развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга».

Подводя итоги каждого из видов работы по формированию толерантных отношений, ребята сами приходили к выводу, что каждый из нас — неповторим. Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности. Я всегда говорю своим воспитанникам, что мир потому и интересен, что все мы разные. И вместе с тем мы — одна семья. Нам надо учиться жить в мире и согласии.

Мои наблюдения показывают, что уже к концу обучения 4 класса внеклассная деятельность является тем основным, что сплачивает школьный коллектив. Мои воспитанники раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться к друг другу, в классе нет конфликтов, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам, среди них нет «маленьких начальников», они все равны, относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть. Иначе говоря, коллектив воспитанников живет многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.

Свой доклад хочу закончить цитатой М. Монтессори: «Каждый ребёнок обладает потенциалом саморазвития, причём потенциал этот безмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект». В своей работе я стараюсь раскрыть потенциал каждого ребёнка, показать его индивидуальность, неповторимость, стараюсь найти в каждом из них самое лучшее, стараюсь сделать так, чтобы они хотели идти в школу, чтобы они нашли здесь друзей и единомышленников, чтобы здесь им было комфортно.

Литература:

  1. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.
  2. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль. — 2003.
  3. http://festival.1september.ru/articles/311798/
Основные термины (генерируются автоматически): основа воспитания толерантной, воспитания толерантной личности, воспитанник должен, коллективная творческая деятельность, воспитания толерантности, друг друга, друг другу, комфортных взаимоотношений, воспитания толерантности актуальна, толерантных отношений, внеурочную деятельность воспитанников, Проблема воспитания толерантности, дня прихода воспитанников, взаимная чуткость друг, Проблему толерантности, формирование толерантности, коллектив воспитанников, формирование толерантных отношений, формирование комфортных взаимоотношений, детского коллектива.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос