Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 13.08.2014

Статья просмотрена: 5968 раз

Библиографическое описание:

Образцова, Е. В. Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников / Е. В. Образцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11.1 (70.1). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12033/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье на основе анализа значимости детского коллектива младших школьников представлены способы создания благоприятного микроклимата. По результатам проведенного педагогического эксперимента автор делает выводы о необходимости организации целенаправленной работы по сплочению коллектива младших школьников и специальной работы по созданию благоприятного микроклимата.

Ключевые слова: коллектив младших школьников, микроклимат коллектива, благоприятный микроклимат коллектива, сплочение коллектива.

Система начального образования призвана обеспечить разнообразие и своевременное развитие детей, включение в общественно-значимую деятельность. Поэтому в современных условиях теория развития детского коллектива не потеряла своей значимости. Необходимость разработки новых подходов и оценок проблем школьного детского коллектива, в том числе и коллектива младших школьников, определяется воспитательным влиянием коллектива на личность ребенка, что является наиболее существенным аспектом в современной педагогике. Объективные потребности в создании благоприятного микроклимата в детском коллективе возникли при радикальном изменении внешней среды, которая привела к изменениям ценностей, целей образования и условий функционирования системы образования; при актуализации современных требований к школе, которые выражаются в новых требованиях к учащимся, в том числе и младшим школьникам.

Формирование и совершенствование микроклимата – это постоянная практическая задача классных руководителей. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, значительно влияют на успеваемость. Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения от совместной работы являются важным условием развития младшего школьника. И это не удивительно, ведь система межличностных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого ребенка, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Также следует отметить, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников.

В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу.

В отличие от обычного коллектива детский коллектив имеет двойственную структуру. С одной стороны, детский коллектив является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.), с другой – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое починяется особым социально-психологическим закономерностям.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др.

Для младших школьников характерна слабая организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений в классе, неустойчивость дружеских групп [2]. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.

В коллективе младшие школьники смотрят друг на друга глазами педагога. Оценивают поступки, проступки одноклассников теми мерками, которые предложил педагог. Если он постоянно хвалит ребенка, последний становится объектом желаемого общения. К нему тянутся другие дети, с ним хотят дружить. Замечания, упреки, наказания делают ребенка отверженным в своем коллективе, превращают его в объект нежелательного общения.

Именно педагогу в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе «педагог-класс», высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления развитием детского коллектива, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество микроклимата класса [2]. К условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов на благоприятный микроклимат в детском коллективе, мы отнесли: ориентацию педагога на эмоциональный комфорт школьников; личностные качества педагога: открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность, стиль общения.

Климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка [1]. Благоприятный микроклимат в коллективе – это совокупность характеристик группы, преобладающий и устойчивый настрой коллектива, характер взаимоотношений в нем, которые благоприятно влияют на членов данного коллектива, способствуют позитивному разрешению возникающих проблем. В своем исследовании мы опираемся на отношенческий подход, который позволяем нам утверждать, что благоприятный микроклимат способствует полноценному развитию младших школьников, следовательно, его создание в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Признаками благоприятного микроклимата выступают: доверие; высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителя па подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов [1, 4]. Показатели благоприятного микроклимата соответствуют личностно-ориентированному подходу, который мы рассматриваем как важнейшую особенность деятельности педагога в этом направлении работы.

В ходе практики была разработана и реализована программа исследования с целью выявления способов создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников. В исследовании принимали участие 30 младших школьников 4 класса МБОУ Гимназия №4 г.Хабаровска. С целью изучения микроклимата коллектива младших школьников использовались диагностические методики «Приглашение в гости», «Космическое путешествие», «Солнце, дождик, тучка», «Фильм о классе», «Золотая рыбка», «Самореклама», «Какой у нас коллектив?», «Моих 10-я», «Пьедестал», «Я-позиция».

Анализ их результатов показал, что сложившийся климат в коллективе четвероклассников можно определить как неблагоприятный. 70% детей в классе некомфортно. За четыре года совместного обучения ребята не смогли сдружиться, имели проблемы и конфликты в межличностных отношениях. Выявлены 4 лидера класса. Лидеры все разные, но каждый пользуется авторитетом среди своих друзей. Выявлено 2 школьника, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения. Этим детям необходима поддержка, как со стороны учителя, так и одноклассников. Выявлены важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов: социометрический статус каждого ребенка в классе, не благополучность отношений между четвероклассниками.

В ходе практики использовался ряд способов создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников. Развитию сплоченности класса способствовала коллективная деятельность, направленная на достижение общей цели: разработка правил и законов класса, которые выступали необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности детей в пространстве класса; воспитательные дела; совместные переживания (коллективные поздравления с днем рождения учащихся, выражение искреннего сочувствия в период болезни, проигрыша в эстафете); совместные посещение концертов, спектаклей, проведение праздничных дней. В ходе проведения этих дел мы поощряли активность, инициативу, креативность четвероклассников.

Были разработаны и проведены пять практических занятий, направленных на создание благоприятного микроклимата четвероклассников, по темам «Я+Я=Мы», «Вот я какой (-ая)!», «Мы – коллектив», «Выставка дружбы нашего класса» и др. В ходе практических занятий мы обращали внимание детей на положительные черты одноклассников, на лучшие поступки товарищей; на поведение ребят: живость, активность, заинтересованность детей обеспечивали положительные результаты занятий. Все это создавало добрую атмосферу в коллективе, заставляло детей тянуться к товарищам, стараться сделать друг для друга и для педагога что-то хорошее, приятное, радостное.

В результате проведенной опытной работы в классе улучшился микроклимат, ребята стали внимательнее и дружелюбнее относиться к одноклассникам. Самочувствие в классе улучшилось у 6 чел. (20%). Отверженный ребенок стал позитивно относиться к коллективу сверстников. На 10% увеличилось число ребят с адекватной положительной самооценкой.

В классе наметился актив, который начал помогать учителю в работе. По впечатлениям родителей, ребята стали проявлять интерес к одноклассникам, жизни класса.

За короткий период нельзя изменить микроклимат класса, который складывался годами. Но в результате своей работы мы увидели наметившиеся тенденции к его улучшению. Практическая работа позволила прийти к следующим выводам:

– совместная жизнедеятельность в рамках класса дает возможность классному коллективу перейти к более высокому уровню организации, модифицирует межличностные взаимоотношения и ведет при благоприятных условиях, грамотном руководстве учителя на следующую ступень развития;

– настрой ребят на совместную деятельность с одноклассниками, проведение практических занятий на сплочение детского коллектива помогли изменить межличностные отношения в классе, улучшить его микроклимат.

Сплочение классного коллектива – сложный, продолжительный процесс. Поэтому педагогу необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе их совместной деятельности.

Литература:

1.    Дереклеева, Н.А. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н.А. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2003. – 240 с.

2.    Загорский, П. Особенности детского коллектива / П. Загорский // Директор школы. – 2007. – № 3. – С. 21-25.

3.    Матвеева, О.А. Развитие коммуникации у детей младшего школьного возраста / О.А. Матвеева // Вопросы психологии. – 2009. – № 1 – С. 17-23.

4.         Шепель, В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 17-21.

Основные термины (генерируются автоматически): детский коллектив, благоприятный микроклимат, класс, коллектив, ребенок, школьник, классный коллектив, коллективная деятельность, педагогическая работа, совместная деятельность.


Ключевые слова

коллектив младших школьников, микроклимат коллектива, благоприятный микроклимат коллектива, сплочение коллектива

Похожие статьи

Психолого-педагогические возможности формирования...

- организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу, креативность

Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников.

Организационно-педагогические условия социально...

В данной статье описаныорганизационно-педагогические условия коллективно-творческих дел (КТД) младших школьников во внеурочной деятельности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная...

Исследование социально-психологического климата в классных...

Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников. Организация сетевого социально-психологического взаимодействия в современной школе.

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Коллективная познавательная деятельность школьников, есть деятельность, организуемая под руководством педагога. Она направлена на овладение знаниями, умениями, навыками, и протекает в условиях детского коллектива, реализует активизирующий...

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных...

Сплоченный классный коллектив — важное условие развития индивидуальности каждого ребенка.

Одним из условий эффективного формирования классного коллектива является совместная деятельность учащихся.

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Для организации работы с детьми, прежде всего я изучила условия и микроклимат семейного воспитания

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, дополнительное образование, ребенок, мой класс, классный коллектив, социальный педагог...

Способы формирования коллектива в 5–8 классах

Ожидать в первом классе полноценного коллектива не представляется возможным. Основным связующим звеном в этот период является классный руководитель, который проводит львиную долю времени с новоиспечёнными школьниками.

Похожие статьи

Психолого-педагогические возможности формирования...

- организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу, креативность

Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников.

Организационно-педагогические условия социально...

В данной статье описаныорганизационно-педагогические условия коллективно-творческих дел (КТД) младших школьников во внеурочной деятельности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная...

Исследование социально-психологического климата в классных...

Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников. Организация сетевого социально-психологического взаимодействия в современной школе.

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Коллективная познавательная деятельность школьников, есть деятельность, организуемая под руководством педагога. Она направлена на овладение знаниями, умениями, навыками, и протекает в условиях детского коллектива, реализует активизирующий...

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных...

Сплоченный классный коллектив — важное условие развития индивидуальности каждого ребенка.

Одним из условий эффективного формирования классного коллектива является совместная деятельность учащихся.

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Для организации работы с детьми, прежде всего я изучила условия и микроклимат семейного воспитания

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, дополнительное образование, ребенок, мой класс, классный коллектив, социальный педагог...

Способы формирования коллектива в 5–8 классах

Ожидать в первом классе полноценного коллектива не представляется возможным. Основным связующим звеном в этот период является классный руководитель, который проводит львиную долю времени с новоиспечёнными школьниками.

Задать вопрос