Организационно-педагогические условия социально направленных коллективно-творческих дел во внеурочной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 11.08.2016

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Горохова Ю. В. Организационно-педагогические условия социально направленных коллективно-творческих дел во внеурочной деятельности младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 330-332. — URL https://moluch.ru/archive/120/33217/ (дата обращения: 16.10.2018).



В данной статье описаныорганизационно-педагогические условия коллективно-творческих дел (КТД) младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, КТД, младший школьник, методы, приёмы

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе обеспечивается всестороннее развитие личности и создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Укреплению детского коллектива способствует социальное направление внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность — это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время [6, с. 27].

Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, коллективно-творческие дела, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно-полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Какие же существуют организационно-педагогические условия социально направленных коллективно-творческих дел во внеурочной деятельности младших школьников?

Организационно-педагогические условия — это совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач:

− совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач [3, с. 4].

− совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [1, с. 235].

Коллективные творческие дела могут быть организованы с помощью различных методов и приемов. На каждом этапе проведения КТД применяются специфические методы и приёмы.

Приём — практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности (gramota.ru).

Метод — это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач (gramota.ru).

Методы и приёмы очень разнообразны. При проведении КТД можно использовать следующие методы и приемы:

  1. мозговой штурм (мозговая атака) (метод);
  2. сюжетно-ролевая игра (метод);
  3. киностудия (метод);
  4. работа в микрогруппах (прием);
  5. сбор совета дела (организационный прием);
  6. коллективное обсуждение (организационный прием);
  7. банк идей (прием);
  8. отбор идей (прием).

Мозговой штурм — новаторский метод решения проблем; максимум идей за короткий отрезок времени; обмен учащихся индивидуальными мнениями в группе и нахождение наилучшего варианта решения проблемы [4, с. 341].

Сюжетно-ролевая игра (метод) — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения [4, с. 345].

Киностудия — это метод, в котором дети разбиваются на творческие коллективы киностудий. Придумывают название студии, жанр фильма, который будут «снимать»; тему сюжета и название фильма. Все эти задания они выполняют как можно быстрее и по команде учителя рассказывают о выполнении задания. Затем учащиеся все вместе пишут сценарий, распределяют роли и обязанности, «ставят» свой фильм и показывают его всем. Фильм оценивает жюри и другие команды. Учителю остается внимательно наблюдать и оценивать организаторские и творческие способности детей [2, с. 69].

Работа в микрогруппах — один из эффективных приемов формирования групп с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу.

Сбор совета дела (организационный прием) — сбор совета, в который входят представители каждого микро-коллектива. Здесь определяются задачи и функции каждого члена совета и всех участников.

Продажа идей (прием) или аукцион — такой прием, когда предлагается множество необычных идей. Идея продаётся в присутствии многих желающих покупателей. Её цена определяется в процессе того, как ребята демонстрируют свою идею. Учащиеся должны проявить свои профессиональные способности и выделить в идее педагогически эффективные приёмы и методы организации КТД, а также отдать предпочтение в виде покупки лота представленного на аукционе. Например, мы покупаем этот лот потому, что педагогический приём является эффективным средством формирования таких психических процессов как мышление и т. д. [5, с. 3].

Банк идей (прием) — набор возможных предложений по решению какой-либо проблемы или задачи.

Существует несколько этапов подготовки и проведения КТД:

  1. Задумка, накопление идей, выдвижение цели и задач. На данном этапе можно использовать следующие приёмы: «продажа идей» и «мозговой штурм».
  2. Коллективное планирование. Здесь ребята отбирают идеи к осуществлению дела, выбирают «совет дела», определяют задачи и функции каждого члена совета, всех участников и приглашенных гостей.
  3. Оповещение и доведение всех идей и содержание дела до сведения всех участников и гостей.На этом этапедети могут использовать необычные афиши и другие формы оповещения — театрализацию, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создаётся атмосфера ожидания.
  4. Распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам и индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.
  5. Проведение самого дела. Здесь учащиеся выполняют несколько шагов:сбор и представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры.
  6. Подведения итогов.Все участники по кругу высказывают свое мнение: что было хорошо, что — не очень, что получилось лучше всего, что хуже, как надо было делать и т. д. Далее учитель анализирует проведённое дело и планирует деятельность на будущее.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого ребёнка, поскольку является способом организации яркой мечтой и радостью жизни и в тоже время, является основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что организационно-педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм и методов целостного педагогического процесса, лежащих в основе управления развитием педагогического процесса. Во внеурочной деятельности коллективные творческие дела могут быть организованы с помощью таких методов, как: мозговой штурм, сюжетно-ролевая игра, киностудия. Эффективны в этой работе следующие приёмы: работа в микрогруппах, сбор совета дела, коллективное обсуждение, банк идей, отбор идей.

Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых организационно-педагогических условий социально направленных коллективно-творческих дел во внеурочной деятельности младших школьников.

Литература:

  1. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография /В. А. Беликов. – М.: Владос. — 2004. — 357 с.
  2. Григоренко Ю. Н. КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования / Ю. Н. Григоренко. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. — М.: 2004г. — 267 с.
  3. Козырева Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры/ Е. И. Козырева // Козырева, Е. И. Методология и методика естественных наук. — Вып.4. — Сб. науч. тр. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 24 с.
  4. Селевко Г. К. Групповые формы учебной деятельности. Энциклопедия образовательных технологий/ Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 2005. — 535 с.
  5. Таланова С. М. Аукцион педагогических идей [Электронный ресурс] //http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/04/04/auktsion-pedagogicheskikh-idey (Дата обращения: 11.05.2016 г.).
  6. Федеральный государственный стандарт НОО (от 9 октября 2009 г. Приказ № 373). Изменения от 26 ноября 2010 г.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, банк идей, сюжетно-ролевая игра, сбор совета дела, прием, организационный прием, мозговой штурм, младший школьник, коллективное обсуждение, успешное решение.


Похожие статьи

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

Мы использовали различные методы и приёмы групповой работы: «Мозговой штурм», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», сюжетно-ролевая игра, дискуссии, методика «вопрос-ответ», методика «обсуждение вполголоса», методика «эстафеты», метод «Киностудия»...

Внеурочная деятельность младших школьников

Внеурочная деятельность младших школьников. Автор: Пикулина Татьяна Васильевна. Рубрика: Спецвыпуск.

А этому способствует участие в целевых программах таких, как: «Калейдоскоп чудес», «Иградело серьезное», «Летопись города», «Учимся — жить вместе»...

Повышение мотивации младших школьников к обучению на...

Мотивация учебной деятельности с использованием приёма «Мозговой штурм». Этот метод заключается в коллективной творческой работе по решению определенной сложной проблемы.

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при

Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей»...

Опыт использования КТД во внеурочной деятельности...

Во время планирования и организации КТД каждый участник может подать идею

1. Богодушко О. Н. Использование КТД во внеурочной деятельности при реализации ФГОС

2. Иванов И. П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших...

Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра...»

сюжетно-ролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка, режиссерская игра, Педагогический совет, обсуждение выполнения задания, Этап развития, младшая группа, детский сад.

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

мозговой штурм, деловая игра, идея, время, профессиональная деятельность, командное взаимодействие, коллективная работа, друг участников, главное достоинство, творческое пространство.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Метод контрольных вопросов и аналогии должны использоваться для развития творческих идей в мозговом штурме.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

Мы использовали различные методы и приёмы групповой работы: «Мозговой штурм», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», сюжетно-ролевая игра, дискуссии, методика «вопрос-ответ», методика «обсуждение вполголоса», методика «эстафеты», метод «Киностудия»...

Внеурочная деятельность младших школьников

Внеурочная деятельность младших школьников. Автор: Пикулина Татьяна Васильевна. Рубрика: Спецвыпуск.

А этому способствует участие в целевых программах таких, как: «Калейдоскоп чудес», «Иградело серьезное», «Летопись города», «Учимся — жить вместе»...

Повышение мотивации младших школьников к обучению на...

Мотивация учебной деятельности с использованием приёма «Мозговой штурм». Этот метод заключается в коллективной творческой работе по решению определенной сложной проблемы.

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при

Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей»...

Опыт использования КТД во внеурочной деятельности...

Во время планирования и организации КТД каждый участник может подать идею

1. Богодушко О. Н. Использование КТД во внеурочной деятельности при реализации ФГОС

2. Иванов И. П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших...

Конспект педагогического совета «Сюжетно-ролевая игра...»

сюжетно-ролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка, режиссерская игра, Педагогический совет, обсуждение выполнения задания, Этап развития, младшая группа, детский сад.

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

мозговой штурм, деловая игра, идея, время, профессиональная деятельность, командное взаимодействие, коллективная работа, друг участников, главное достоинство, творческое пространство.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Метод контрольных вопросов и аналогии должны использоваться для развития творческих идей в мозговом штурме.

Задать вопрос