Способы формирования коллектива в 5–8 классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 09.04.2018

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Каргополов И. С. Способы формирования коллектива в 5–8 классах // Молодой ученый. — 2018. — №14. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/archive/200/49193/ (дата обращения: 20.11.2018).



Со времён образования педагогики как науки и формирования системы образования в целом фокус приоритетного воздействия на формирующуюся личность смещался. Интересно, что траектория смещения похожа не на прямую, а на круг, в котором есть два основных звена: личное и коллективное развитие. Забегая вперёд скажем, что, как всегда, истина где-то посередине и для наиболее гармоничного развития личности и общества в целом необходимо учитывать, как индивидуальные, так и коллективные особенности.

Итак, история нашей страны (а говоря о системе образования необходимо учитывать локацию бытования этого образования) полна примерами, когда общественные интересы устанавливались выше личных. Более того, в менталитете русского человека исторически сложилась уверенность о невозможности существования личного счастья отдельно от социума. На заре создания нашего государства это было обусловлено вполне утилитарными задачами: для того, чтобы выжить, наши предки объединялись в стаи-племена и, как следствие, для сосуществования им приходилось договариваться, идти на компромиссы, и, чем старше развитее становилось общество, тем тоньше становились компромиссы, а количество их, конечно же, увеличивалось. Однако и в новом времени идея о невозможности существования единоличного счастья, даже больше — порицаемость желания быть счастливым без оглядки на других имеет место. Яркий пример тому мы можем найти в русской классической литературе (А. П. Чехов — «Крыжовник», каждое второе произведение, посвященное ВОВ, Н. В. Гоголь — «Тарас Бульба», А. А. Фадеев — «Молодая гвардия», Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» и прочие). Интересно, что вышеперечисленные примеры изображают в одно и то же время обе точки зрения.

В этой статье мы рассмотрим способы формирования ученического коллектива в самый сложный возрастной этап: период пубертата. Процесс социализации ребёнка начинается с младенчества. Однако мы начнём рассматривать процесс социализации со школьного этапа. Мальчик или девочка, пришедший в первый класс, не определяет своих одноклассников как коллег, товарищей по коллективу, это такие же мальчики и девочки, случайно оказавшиеся рядом. Ожидать в первом классе полноценного коллектива не представляется возможным. Основным связующим звеном в этот период является классный руководитель, который проводит львиную долю времени с новоиспечёнными школьниками. Все награды и наказания, мотивации и разочарования зависят только от него. Дети это хорошо чувствуют и активно взаимодействуют с классным руководителем в соответствии с уже сформированной личной программой поведения: один жалуется, другой хвастается, третий «ежится», четвёртый просто замыкается, пятый привлекает внимание плохим поведением и шутовством… На этом этапе для формирования коллектива необходимо определить основные правила поведения, школьные законы жизни, те самые законы, по которым эти мальчики и девочки будут жить с первого по одиннадцатый класс. Так же необходимо дать этой разношёрстной группе что-то общее, объединяющее. Здоровая конкуренция может стать такой целью. Ребёнок учится сравнивать себя с другими, пытается выполнить работу качественнее, быстрее и, несмотря на то, что это его личное достижение, объективная оценка невозможна без сравнения с его одноклассниками. Здоровая конкуренция является признаком здорового коллектива. Несмотря на конкуренцию личная инициатива в начальной школе не велика, и основная ответственность за формирование класса лежит на учителе и родителях, которые проводят различные мероприятия для постепенного объединения.

В пятом классе картина меняется: у школьников уже нет единого центра, поощряющего и карающего, но есть множество учителей с различными требованиями, характерами, системой оценивания. Любой предметник вам скажет, что пятый класс подобен первому как в вопросах знаний, так и в организации классного коллектива. Именно с пятого класса нужно подпитывать идею коллективного сознания. Классный руководитель в течение года должен определить роль каждого ученика в классе, пока только определить, никак не влиять на неё. У каждого из нас есть предрасположенность к какой-либо социальной роли, и только осознание, принятие и развитие этой роли поможет каждому из нас гармонично влиться в социум. Важно понимать, что изменение социальных ролей труднодостижимо, возможно лишь незначительная рихтовка (выправление) какой-либо роли. Для каждого школьника есть свои рычаги воздействия, способные стимулировать личный и общественный рост. Существуют так же универсальные приёмы, как, например, распределение шефства среди учеников. Более сильные ученики помогают слабым, тем самым слабые усваивают материал, сильные отрабатывают навык подачи материала, и первые, и вторые развивают коммуникативную составляющую. С первого дня пятого класса необходимо приучать детей к тому, что за ошибки никто не будет над ними смеяться или ругать, они должны понимать, что одноклассники — это не цензоры, но товарищи, сопереживающие удаче или поражению любого из класса. Для достижения подобного результата снова главная роль достаётся учителю (классному руководителю), который эпизодически вмешивается в жизнь класса и мягко, но уверенно пресекает все попытки высмеивания или унижения, осознанного или несознательного, со стороны одноклассников.

В шестом и седьмом классе учитель увеличивает своё влияние на классный коллектив, переходя от определения и наблюдения персонажей к непосредственной корректировке. Конец седьмого класса и восьмой — переломный момент в отношениях между учителем и учениками, к этому моменту уже сформированный коллектив и вполне сформировавшиеся отношения учителя с учениками подвергаются испытанию. В переходном периоде ребёнок начинает замечать несовершенство отношений взрослых и детей, несоответствие слов и дел родителей и учителей, он не понимает, как именно ему нужно себя вести. К этому можно добавить гормональный фон, одним словом, как бы ни был хорош коллектив, в восьмом классе большинство учеников осознают себя как отдельную единицу, противопоставленную обществу. Какие способы поддержания и формирования коллектива существуют в этот период? Один из самых распространённых и действенных способов является возникновение общего врага. Таким общим врагом может быть классный руководитель, школа в целом, родительское давление/контроль, параллельный класс, другая школа и т. д. При всей действенности этого метода, он очень рискованный, и снова ключевая роль отводится классному руководителю, который преобразует негативную энергию, направленную на борьбу с врагом, в энергию созидающую, централизующую классный коллектив. Важно завершить конфликт таким образом, чтобы подросток, вышедший из конфликта, чувствовал себя не победителем, не проигравшим, но человеком, вынесшим ценный урок, который может пригодиться ему в жизни. Не должно оставаться негатива, недоговорённости, злости, это так же касается всего класса в целом.

Следующий способ формирования класса более сложный и кропотливый, он основан на индивидуальном, точечном взаимодействии с подростком. Классный руководитель даёт понять школьнику, что есть человек, который, как минимум, не осудит его, школьника, мысли или действия, который не высмеет, но даст совет, поможет, просто выслушает. В этом случае не обойтись без полного погружения в личную ситуацию подростка. Классный руководитель должен быть в курсе всех его проблем: семейных, личных, школьных, спортивных. Обесценивание, занижение проблем подростка недопустимо, даже если учителю кажется, что проблема несущественна. Отношения ученика к учителю на данном этапе должны представлять собой модель подросток-старший товарищ.

Помимо всего прочего не важно каким именно способом учитель решит объединять вверенных ему подростков. Если он действительно хочет из массы сделать коллектив, он должен сам из себя что-то представлять, постоянно работать над собой. Изучение технических, музыкальных, игровых тенденций, веяние моды, особенности сленга, шутки — всё это учитель должен знать. Причём все эти знания могут носить лишь ознакомительный характер. Учитель может не любить какую-то молодёжную музыкальную группу, но знать её он должен, чтобы в разговоре с подростком о культуре в целом и современной культуре в частности, последний понял, что учитель — не «камень», не динозавр, а вполне себе современный человек, с современным аргументированным мнением. Чтобы школьники нас понимали, нужно говорить с ними на их языке, на темы, которые волнуют их.

Ещё одной отличительной чертой оформленного коллектива от массы является наличие общих традиций. Не важно в чём они будут заключаться, они могут быть глупыми или умными, смешными или никакими, но они должны быть общими, отличающими этот класс от какого-либо другого. При наличии таких традиций даже самый робкий участник класса имеет возможность почувствовать себя частью большого целого, он может поверить, что от каждого, в том числе и от него, зависит сохранение, развитие классного коллектива.

Конечно, к классообъединяющим методам и способам можно отнести такие классические приёмы, как классные и внеклассные мероприятия: чаепития, КНВы, походы в кино, в лес, классные часы, стенгазеты, спортивные соревнования, экскурсионные поездки — всё это способствует сплочению коллектива, появляются общие переживания, эмоции, воспоминания, которые непосредственно привязаны к человеку и к коллективу в целом.

Однако все эти способы будут напрасны, если учитель не будет чётко понимать для чего, собственно, ему нужно объединение, централизация класса. Повторяя мысль, сказанную в начале статьи, можно обозначить решение так: и группа людей, и один человек в частности в своём развитии по отдельности не будут статичны, однако правильное созидательное взаимодействие сможет катализировать личностный и общественный рост. Как уже было сказано, в коллективе у каждого есть своя роль и каждый участник подстраховывает своего товарища, давая возможность использовать, а значит развивать, свои сильные стороны. Каждый участник коллектива может меньше думать о выживаемости и больше о индивидуальном росте. В коллективе общая идея не даст опустить руки, сконцентрирует внимание на важном и сделает влияние личных забот не таким разрушающим. В свою очередь постоянный рост и победы для коллектива дадут силу и уверенность для решения любых жизненных ситуаций.

Подводя итог можно сказать, что формирование коллектива является одной из основополагающих целей и задач школьного курса, не уступающих методической наполненности одиннадцатилетнего обучения, но взаимодействующей с нею в полном объёме, в следствие чего происходит взаимная позитивная катализация обоих процессов.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, класс, классный коллектив, учитель, формирование коллектива, общий враг, общественный рост, невозможность существования, коллектив, здоровая конкуренция.


Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Уже в самом словосочетании «классный руководитель» изначально заложена противоречивость, проблематичность. Из названия следует, что педаго должен руководить классом, но этот ученический коллектив распадается на два, три десятка отдельных Полин...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных...

Сплоченный классный коллектив — важное условие развития индивидуальности каждого ребенка.

Одним из условий эффективного формирования классного коллектива является совместная деятельность учащихся.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

В школах часты групповые конфликты в классных коллективах.

Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного положения в классе между группами городских и сельских подростков.

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

На определение понятию «классный руководитель» существует массу различных точек зрения, рассмотрим некоторые из них.

1. Формирование и развитие коллектива класса.

3. Формирование здорового образа жизни.

Формирование коллектива на первых этапах его становления

коллектив, ребенок, развитие коллектива, формирование коллектива, личность, воспитательная работа, классный руководитель, классный коллектив, детский коллектив, бригадное сознание.

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Таким образом, коллектив является важнейшим условием и средством формирования социально-значимых качеств, полноценного воспитания

Общим методом работы со всеми кадетами изучаемого класса должно стать психологическое и педагогическое сопровождение.

Формирование навыков конструктивного межличностного...

Ключевые слова: профилактика, коллектив, конфликт, коммуникативные навыки, коллективные творческие дела, психологическая безопасность.

Классный руководитель, исходя из особенностей развития своего класса, совместно с психологом может составить цикл...

Классный руководитель как организатор развития коллектива...

Классный руководитель — это прежде всего руководитель педагогически направленного широкого общения детей, родителей, учителей, работающих в классе, шефов и подшефных и т. д. Широта общения, разнообразие вариантов «сопряжения» общающихся настолько велики...

Роль классного руководителя в становлении и формировании...

Чаще всего — это классный руководитель учебной группы.

Но прежде чем обратиться к научной формулировке этих черт, можно провести в коллективе анкету: 1. Каким должен быть классный руководитель?

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Уже в самом словосочетании «классный руководитель» изначально заложена противоречивость, проблематичность. Из названия следует, что педаго должен руководить классом, но этот ученический коллектив распадается на два, три десятка отдельных Полин...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных...

Сплоченный классный коллектив — важное условие развития индивидуальности каждого ребенка.

Одним из условий эффективного формирования классного коллектива является совместная деятельность учащихся.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

В школах часты групповые конфликты в классных коллективах.

Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного положения в классе между группами городских и сельских подростков.

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

На определение понятию «классный руководитель» существует массу различных точек зрения, рассмотрим некоторые из них.

1. Формирование и развитие коллектива класса.

3. Формирование здорового образа жизни.

Формирование коллектива на первых этапах его становления

коллектив, ребенок, развитие коллектива, формирование коллектива, личность, воспитательная работа, классный руководитель, классный коллектив, детский коллектив, бригадное сознание.

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Таким образом, коллектив является важнейшим условием и средством формирования социально-значимых качеств, полноценного воспитания

Общим методом работы со всеми кадетами изучаемого класса должно стать психологическое и педагогическое сопровождение.

Формирование навыков конструктивного межличностного...

Ключевые слова: профилактика, коллектив, конфликт, коммуникативные навыки, коллективные творческие дела, психологическая безопасность.

Классный руководитель, исходя из особенностей развития своего класса, совместно с психологом может составить цикл...

Классный руководитель как организатор развития коллектива...

Классный руководитель — это прежде всего руководитель педагогически направленного широкого общения детей, родителей, учителей, работающих в классе, шефов и подшефных и т. д. Широта общения, разнообразие вариантов «сопряжения» общающихся настолько велики...

Роль классного руководителя в становлении и формировании...

Чаще всего — это классный руководитель учебной группы.

Но прежде чем обратиться к научной формулировке этих черт, можно провести в коллективе анкету: 1. Каким должен быть классный руководитель?

Задать вопрос