Библиографическое описание:

Лебедева Т. М., Хаустова В. Н., Лукьянченко А. А. Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 77-78.



Профориентационная работа, которая проводится в образовательных школах, помогает школьникам ознакомиться с разнообразием современных профессий, вызывает у детей интерес к самопознанию и желание профессионально развиваться. Профориентацию в учебных заведениях проводят с учетом кадровых потребностей общества, конкретного города, области, региона. Если не будет соблюдаться соответствие между профессиями, которые выбрали молодые люди, и потребностями общества в специалистах данного профиля, то это приведет к дисбалансу в его профессиональной кадровой структуре.

С 2015 наша школа является базовой площадкой по созданию центра политехнического образования в СГО, в связи с этим в рамках профессиональной ориентации образовательной организацией была разработана программа: «Программа профессиональной ориентации учащихся на получение инженерно- технических специальностей «Мой выбор» на 2016–2018 годы».

Задачи школы по вопросам профессионального самоопределения учащихсяопределяются в соответствии с программой.

Задачи школы определялись в соответствии с программой:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность, мотивированную на получение инженерно-технических специальностей.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся на получение инженерно-технических специальностей.
  3. Сформировать у школьников знания об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки инженерно-технических специальностей.
  4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и образовательной организации по вопросам профессионального самоопределения молодежи, мотивированных на получение инженерно-технических специальностей.
  5. Разработать механизмы содействия трудоустройству учащихся и выпускников образовательной организации, мотивированных на получение инженерно-технических специальностей.
  6. Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения учащихся, мотивированных на получение инженерно-технических специальностей.

В рамках программы реализуются следующие направления деятельности.

Профпросвещение — педагогов, родителей, учащихся через урочную и внеурочную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда инженерно-технических специальностей. Диагностика и консультирование — с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии инженерно-технической направленности. Взаимодействие с предприятиями города и региона — с целью объединения усилий заинтересованных структур для создания эффективной системы профориентации учащихся в образовательной организации на получение инженерно-технических специальностей. Профадаптация — с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству выпускников школы инженерно-технических специальностей.

Формы работы в рамках реализации программы определяются в соответствии с возрастными особенностями школьников. Ежегодно в начале учебного года психологом школы проводится мониторинг школьников по профессиональному самоопределению, отслеживаются выпускники, имеющие мотивацию на получение инженерно- технической специальности и продолжение обучения в профильном физико-математическом классе, тьютором разрабатывается индивидуальные образовательные маршруты по сопровождению таких школьников.

Основным блоком программы является система мероприятий, направленных на развитие профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии — это 8–11 классы. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах. В 8–9-х классах, это не только уроки технологии, определенные традиционные мероприятия, работа школьных психологов, но и элективные курсы на базе Старооскольского политехнического колледжа

На этапе становления нашей политехнической школы неоценимую помощь в рамках сетевого взаимодействия по организации образовательной деятельности и в рамках профориентационного самоопределения школьников «школа — колледж — вуз — предприятие» оказывает Оскольский политехнический колледж, СТИ НИТУ «МИСиС», образовательно-выставочный центр «Железно» и наше градообразующее предприятие ОАО «ОЭМК». Значимыми стали: ученические конференции «Мой выбор»; Мастер-классы «Выбор за тобой», игра «Коммуникейшен», проводимые студентами СТИ НИТУ МИСиС; участие в олимпиадах на базе СТИ НИТУ МИСиС; «МИСиС зажигает звезды», «Имени С. П. Угаровой»; межрегиональная инженерная олимпиада «Звезда», региональная олимпиада «Саммат»; самопрезентации и представление себя на рынке труда; творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся, по реализации социальных проектов. Одной из доступных форм работы по профессиональной ориентации школьников является экскурсия, мы можем проводить в любое для нас время с образовательно-выставочным центром «Железно», при этом не тратя время на проезд и передвижение и сегодня мы планировали в режиме он-лайн провести для вас виртуальную экскурсию в образовательно- выставочный центр «Железно», но они на данный момент находятся на встрече с губернатором. Оснащение учебных лабораторий и кабинетов СТИ НИТУ МИСиС позволяет не только использовать в образовательной деятельности школы, но и для проведения мастер — классов для школьников. Сегодня важно не только заложить в ребенке интерес и любовь к какой-то конкретной профессии, сколько необходимо развивать в нем определенные, присущие именно ему способности и таланты, сориентировать сегодняшнего школьника на завтрашний день, научить его трудиться и получать удовлетворение от плодов его труда.

Литература:

  1. Малышева М. К. Профориентационная деятельность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2008. — № 2. — С. 48–65.
  2. Соловцова Е. Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность. // Народное образование. — 2006.-№ 8. — С.189–193.
Основные термины (генерируются автоматически): инженерно-технических специальностей, получение инженерно-технических специальностей, вопросам профессионального самоопределения, профориентации учащихся, СТИ НИТУ МИСиС, школы инженерно-технических специальностей, труда инженерно-технических специальностей, подготовки инженерно-технических специальностей, образовательной организации, профессиональной ориентации, образовательного учреждения, политехнического образования школьников, профессионального самоопределения учащихся, Задачи школы, специальностей «Мой выбор», систему профориентации учащихся, профессиональной ориентации школьников, профориентационного самоопределения школьников, профессиональной ориентации учащихся, профессиональной ориентации образовательной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос