Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Варавченко Е. В., Кавтя Е. А. Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 9-13. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2463/ (дата обращения: 20.08.2018).



Данная статья раскрывает основные направления работы МБОУ «Школа № 92» как инновационной площадки по профориентационной работе (приказ МО РО от 26.06.2015 № 474), ориентированной на интеграцию деятельности вузов, школы, средств массовой информации, семьи, направленных на формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии, повышение качества профориентационной работы за счет использования дифференцированных и личностно-ориентированных подходов.

Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональная ориентация, дифференцированный и личностно-ориентированный подход, образовательно-профессиональный маршрут, профессиональное самоопределение.

Профессиональная ориентация обучающихся в МБОУ «Школа № 92 – это комплексная система мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии.

В МБОУ «Школа № 92» эта работа ведется в соответствии с моделью профориентационной работы:

Цель профессиональной ориентации обучающихся – формирование у учащихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи школы по профессиональной ориентации обучающихся:

1. Обобщить (ознакомить) у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

2. Выявить профессиональные склонности, интересы и личностные особенности старшеклассников.

3. Сформировать представления о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

4. Формирование психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению у учащихся 8 - 11 классов.

5. Дать учащимся представление о системе и условиях профессионального образования, рынка труда (особенностях и условиях трудовой занятости населения).

6. Подготовить учащихся к самостоятельным действиям в сфере профессионального самоопределения, сформировать мотивацию на активный поиск информации о характере будущей трудовой деятельности.

7. Оказать помощь при возникновении трудностей у старшеклассников, связанных с выбором профессии (рекомендации, консультации, тренинги, игры).

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Каждый этап профориентационной работы сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с обучающимися осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями (законными представителями), а также с различными учреждениями, центрами и предприятиями города. Информационно-образовательное пространство школы направлено на профессионально-личностное становление и развитие обучающихся.

Основные формы работы

Самыми активными формами профориентационной работы в школе являются уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.

№ п/п

Форма работы

Краткое описание

1

Профпросвещение

Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д.

2

Профинформация

Система мер по ознакомлению учащихся:

-с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда

-с характером работы по основным профессиям и специальностям

-с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенными на территории города Ростова-на-Дону

3

Профконсультация

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии.

Решение задач профориентации в МБОУ «Школа № 92» осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, экскурсионной).

В рамках работы, направленной на поднятие престижа востребованных на рынке труда профессий проводится следующая профориентационная работа:

Мероприятия

Классы

Классные часы «Мои профессиональные приоритеты»

9-10

Профтестирование школьным психологом

8-9

Мониторинг профессиональных предпочтений учащихся

8-10

Конкурс плакатов «Престижные рабочие профессии»

7-9

Конкурс презентаций «Престижные рабочие профессии» (9-10 кл.)

Открытые уроки занятости с приглашением родителей

9-10

Встреча с представителями ЮФУ

10-11

Тренинг «Я в мире профессий»

8-9

Профориентационная игра «Пришелец»

8

Родительские собрания для 8-10х классов «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации учащихся», «Профессиональный выбор старшеклассников».

8-10

Выставка литературы по профессиональной ориентации в библиотеке школы

Встречи с людьми разных профессий (из состава родительской общественности).

- преподавателей ФГО УСПО РГКИИ;

- военнослужащих;

- представителей колледжей;

- преподавателей и студентов ЮФУ и т.д.

8-11

Брейн-ринг «Я в рабочие пойду»

9

Участие в квест-игре при факультете психологии ЮФУ

10

Круглый стол для старшеклассников «Я и моя профессия»

11

комплексное консультирование и профориентационное тестирование учащихся школы в центре занятости населения Советского района г.Ростова-на-Дону;

9

посещение учащимися Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования, на предприятиях и в организациях, испытывающих потребность в квалифицированных рабочих кадрах.

9,11

участие в фестивалях науки Южного федерального университета

10,11

Участие в традиционных апрельских областных Днях профориентации молодежи Ростовской области «Твой выбор» (фестивали востребованных профессий, ярмарки учебных и рабочих мест)

9-11

Участие в Региональной конференции для старшеклассников «Моя будущая профессия» (05-06.03.2016 Победитель – 1 место, Шкляревская А. 11"«А»)

11

Посещения центра развития карьеры Южного федерального университета.

Участие в днях карьеры ЮФУ.

Факультет управления ЮФУ.

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации.

Академия психологии и педагогики

Тренинг «Профессия: мой выбор»

10

Прохождение практики на базе МБОУ студентами.

Особое внимание в рамках профессиональной ориентации обучающихся школы уделяется работе с родителями. Как показывает практика, процесс профессионального самоопределения подростков без участия родителей возможен, но малоэффективен. Родители имеют на своих детей огромное влияние, поэтому использование этого ресурса представляется очень важным. Зачастую при работе с родителями мы сталкиваемся с жесткой позицией в отношении выбираемого их детьми уровня профессионального образования, в отношении выбираемой профессии, в определении форм, методов и средств воздействия на ребенка. А этот период – период выбора профессии – часто оказывается решающим для дальнейшего развития отношений между родителями и детьми. Именно поэтому очень важно, помочь не только детям в выборе профессионального пути, но и помочь родителям сохранить эмоциональную близость с детьми в период становления самостоятельности ребенка.

В связи с этим классными руководителями 8-10-х классов были проведены родительские собрания на тему «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации учащихся». Родителям было предложено ознакомиться с психологической диагностикой «Влияние мнения родителей на профессиональный выбор обучающихся». По результатам диагностики выявлено, что 19% респондентов считают, что мнение родителей не влияет на выбор профессии, 30% - влияет и чуть более половины - влияет частично (диаграмма ниже).

Заместителями директора и классными руководителями была проведена общая диагностика о том, кто же, кроме родителей обучающихся, влияет на профессиональный выбор ребят. Результаты этой диагностики отражены в диаграмме:

Как видно из диаграммы, 40,1% респондентов определили выбор имеющейся профессии самостоятельно, каждого пятого учащегося (21,7%) обязали родители, еще 20,4% опрошенных полагают, что основным фактором является стремление получить профессию в соответствии со своими наклонностями. Заметим, что деятельность работодателей и представителей служб занятости населения оценена респондентами достаточно низко (0,2%). Однако роль и значение выступлений работодателей и сотрудников бирж труда и центров занятости возрастает до 6,7% при принятии будущим выпускником жизненного решения о трудоустройстве. Основным же источником для учащихся являются родители, родственники, знакомые и соседи (34,8%).

Также были выявлены профессиональные предпочтения обучающихся 8-10-х классов:

и мотивация выбора профессии:

Классными руководителями регулярно проводятся уроки занятости по проблеме формирования готовности обучающихся и профессиональному самоопределению; организовываются встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами вузов города Ростова-на-Дону. На открытых уроках занятости классные руководители проводят профориентационные беседы:

8-е классы – «Все работы хороши…»

9 классы – «Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии».

10 классы – «Выбор профессии – дело ответственное»

11классы – «Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам»

На уроки занятости также приглашаются родители разных профессий:

Изучив читательские интересы обучающихся, библиотекарь школы организовала выставку литературы в помощь по выбору профессии и профориентационной работе.

С обучающимися 8-9 классов проводится тренинг «Я в мире профессий». Данный тренинг позволяет подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения. Во время тренинга обучающиеся изучают свои личностные особенности, интересы и склонности, получают подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях, знакомятся с информацией о правилах выбора профессии.

Регулярно проводятся анкетирование по профессиональной ориентации. Согласно данным анкет старшеклассников, по предварительному профессиональному самоопределению, обучающиеся 10- 11-х классов уже определились с выбором профессии; большинство обучающихся расширили свои знания о различных профессиях; многие школьники отмечают, что занятия по профориентации им помогли узнать с помощью тестов свои возможности, интересы и способности.

В период летних каникул 2016 года через центры занятости города Ростова-на-Дону трудоустроено 11 учащихся МБОУ «Школа № 92» старше 14 лет.

Таким образом, в процессе работы по профориентации мы выявляем профессиональные склонности, интересы учащихся, обобщаем их знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере, готовим к самостоятельным действиям в сфере профессионального самоопределения.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование, профессиональная ориентация, учащийся.

Ключевые слова

профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, дифференцированный и личностно-ориентированный подход, образовательно-профессиональный маршрут

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на...

Профессиональное самоопределение обучающихся...

Формирование профессионального самоопределения... профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Профессиональная ориентация школьников в условиях...

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование...

Формирование профессионального самоопределения...

Организация профессиональной ориентации учащихся... профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Формирование профессионального самоопределения...

Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях... профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи...

Трудности профессионального самоопределения подростков

В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Организация профориентационной работы в 5 классах

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на...

Профессиональное самоопределение обучающихся...

Формирование профессионального самоопределения... профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Профессиональная ориентация школьников в условиях...

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование...

Формирование профессионального самоопределения...

Организация профессиональной ориентации учащихся... профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Формирование профессионального самоопределения...

Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях... профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи...

Трудности профессионального самоопределения подростков

В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Организация профориентационной работы в 5 классах

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос