Библиографическое описание:

Бедрина А. В. Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 91-93.



В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, интерактивные игры, произносительная сторона речи, звукопроизношение, просодическая сторона речи, дошкольники с нарушениями речи

В настоящее время современное общество выдвигает новые требования к дошкольному образованию. Одной из важных задач современной педагогики в виду принятия федеральных образовательных государственных стандартов является поиск наиболее эффективных средств коррекции речи детей дошкольного возраста. Решением данной задачи служит применение информационно-коммуникативных технологий на логопедических занятиях.

Исследования, проводимые отечественными и зарубежными педагогами и психологами, подтверждают, что информационно-коммуникативные технологии представляют собой перспективные средства коррекционной работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, в том числе нарушения произносительной стороны речи.

Использование интерактивных игр способно повысить мотивацию к обучению, быстрее установить контакт педагога с дошкольником, активизировать непроизвольное внимание, а также значительно повысить качество коррекционно-развивающей работы. [2, с.1].

Формирование произносительной стороны речи включает в себя следующие направления:

1) развитие моторной сферы — развитие общей и мелкой моторики, развитие мимической и артикуляционной моторики;

2) формирование фонематических функций — формирование фонематического восприятия, обучение элементам звукового анализа и синтеза;

3) формирование правильного звукопроизношения — постановка, автоматизация и дифференциация звуков;

4) развитие просодической стороны речи, которая включает в себя работу по коррекции фонационного дыхания, развитию интонационной выразительности речи и модуляции голоса, а также темпо-ритмической стороны речи.

С помощью информационно-коммуникативных технологий происходит визуализация акустических компонентов речи. Это помогает сделать незаметным для дошкольника переход между игровой и образовательной деятельностью. Показ двигающихся картинок и объемных изображений — это наиболее эффективный и удобный способ предоставления учебной информации, чем демонстрация картинного материала со статическим, плоским изображением. Повышенный интерес дошкольника к занятиям дает положительный результат и в работе по формированию зрительно-моторной координации, внимания, памяти и т. д.

Известно, что точные движения головы, рук и ног влияют на совершенствование движений органов речевого аппарата, а от их координации, в свою очередь, зависит формирование правильного звукопроизношения. Поэтому в коррекционной-развивающую работу включаются игры, направленные на развитие общей и мелкой моторики: «Делай, как я» (формирование общей моторики, стимуляция двигательной активности, ориентировка в названии частей тела), «Веселые пальчики», «Ручное волшебство» (с элементами кинезиотерапии) и др.

Однако бывают случаи, когда недостатки звукопроизношения являются следствием недоразвития фонематических функций. В этом случае ребенок заменяет фонемы на парные мягкие или глухие звуки. Это может стать препятствием в овладении письменной речью в школьном возрасте. Работа по формированию фонематических функций включает в себя несколько этапов.

На первом этапе уделяется внимание развитию чувства ритма, пространственной ориентировке, умению дифференцировать неречевые звуки посредства таких интерактивных игр, как «В гостях у Жужжалочки», «Мир музыки», «Загадки Звуковичка» и др.

Далее работа продолжается на речевых звуках: детям предлагаются интерактивные игры и упражнения на выработку умения выделять звуки из потока речи, дифференцировать сначала в сочетании с другими звуками, а затем смешиваемые фонемы. В ходе занятий дошкольники тренируются в узнавании гласных звуков и анализе звукового ряда их нескольких фонем («Птички», «Лесной доктор»), воспроизводить слоговых ряды из 2–3 слогов («Яблонька», «Ведерки») [1, 27].

На последнем этапе проводится работа по формированию элементарного звукового анализа и синтеза. Дошкольникам предлагаются следующие интерактивные игры: «Магазин цветов» (называние звуков, входящих в слог или слово), «Послушай и скажи» (определение последовательности и количества фонем). Также на данном этапе дети знакомятся с понятиями звук, буква, слово, слог, предложение. Дошкольники тренируются в умении находить и подбирать слова на заданный звук, определять общий звук в словах и предложениях, делить слова на слоги, выделяя ударный слог, а также составлять слова из слогов и предложения из слов. («Буквы-подружки», «Домик звуков», «Слоговые превращения» т. д.).

В работу по формированию правильного звукопроизношения также включаются интерактивные игры и упражнения. На этапе постановки звука и формирования правильных артикуляционных укладов помимо традиционной артикуляционной гимнастики возможно использование видео-уроков с комплексом специальных упражнений. На видео показаны упражнения для щек, губ, языка, мягкого неба, которые сопровождаются небольшими стихотворениями, соответствующими названию артикуляционного упражнения. Такие видео-уроки можно использовать не только на занятии в детском саду, но и рекомендовать родителям в помощь при выполнении артикуляционной гимнастики дома.

Автоматизация и дифференциация звуков может осуществляться как на компьютере с помощью специальных игр, так и на интерактивной доске. При работе с интерактивной доской у дошкольников помимо автоматизации и дифференциации звуков происходит совершенствование графомоторных навыков, зрительной, слуховой, ассоциативной памяти, внимания, а также развитие зрительно-пространственных отношений. На данном этапе детям можно предложить следующие интерактивные упражнения: «Я дружу со звуком [Р]», «Вагончики», «Подарки Чебурашки» и др.

Также для детей с нарушениями произносительной стороны речи характерны недостатки просодических компонентов.

Дошкольники с нарушениями речи зачастую не понимают значения интонационной выразительности высказывания, их речь замедленная или, наоборот, ускоренная, маловыразительная или вовсе невыразительная, монотонная.

Голос, как правило, тихий, без модуляции по силе и высоте. Дети не могут, например, имитировать голоса животных, меняя высоту голоса.

Поэтому в работу по развитию просодической стороны речи целесообразно включить информационно-коммуникативные технологии: обучающие видео, презентации и аудиозаписи, интерактивные игры. Все это можно использовать для формирования правильного темпа и плавности речи. Однако качество голоса (модуляция и сила), и темп должны быть гибки и подвижны, чтобы дошкольник мог выражать отдельные чувства и состояния.

Не маловажно уделять внимание на занятиях воспитанию у дошкольников речевого этикета, а именно культуре речевого общения, обучать ребенка во время ответа обращаться к слушателям, принимая спокойную позу.

Часто у детей с нарушениями произносительной стороны речи наблюдется несформированность фонационного дыхания, характеры паузы, которые объясняются неумением детей распределять речевой выдох в речи в соответствии с длиной фразы. В большинстве случаев такие дошкольники не умеют рационально использовать выдох, плавно и глубоко дышать. Также им свойственны тихая речь и трудности в произнесении длинных фраз. В момент нерационального расходования воздуха на выдохе плавность речи нарушается, в середине фразы ребенок делает фразу и добирает воздух. Вследствие этого дошкольники не договаривают слова, в конце фразы могут перейти на шепот. Дети вынуждены говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Информационно-коммуникативные технологии способны помочь в коррекции речевого дыхании, научить ребенка правильному дыханию в процессе речи. Формирование речевого дыхания также проходит несколько этапов, на каждом из которых используются различные интерактивные игры и упражнения:

‒ игры формирования длительного плавного выдоха и развитие физиологического дыхания диафрагмального типа: «Букет для бабушки», «Ветряная мельница», «Пчелка и цветы», «Задуй свечу»;

‒ дыхательно-голосовые игры и упражнения (гласные звуки и их сочетания): «Эхо в лесу», «Капельки»;

‒ дыхательно-голосовые упражнения (глухие щелевые звуки [щ], [х], [ф], [ш], [с] и слоги с ними): «Болтунишка», «Смешинка»;

‒ дыхательно-голосовые упражнения (использование малослоговых и многослоговых слов с ударением на первом слоге, затем с ударением в разных позициях): «Зеленые лягушки», «Жадина»;

‒ дыхательно-голосовые упражнения (чистоговорки, скороговорки).

Занятия по формированию произносительной стороны речи могут проводиться как индивидуально, так и небольшой подгруппой (5–6 человек). Если задания носят соревновательный характер, то в таком случае у детей повышается интерес и их работа настроена на успех. В данном случае педагогу необходимо проследить, чтобы каждый ребенок смог проявить себя на занятии и получить пусть даже небольшую, но положительную оценку за старание и приложенные усилия.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в процессе коррекционно-развивающих занятий по формированию произносительной стороны речи дает положительный конечный результат, дошкольники успешно успешно преодолевают имеющиеся речевые нарушения. Также использование данных технологий положительно влияет на развитие познавательной деятельности и дальнейшую подготовку к школе.

Литература:

1. Бурачевская О. В. Информационно-коммуникационные технологии в работе логопеда и дефектолога // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (25–28 апреля 2016 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2016. — С. 26–29.

2. Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр // Школьная педагогика. — 2017. — № 1. — С. 1–4.

3. Репина 3.А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук. — 2004. — № № 5. — С. 285–287.

4. Серых Е. М. Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.— 2016.— № 48.— С. 218–223.

Основные термины (генерируются автоматически): стороны речи, произносительной стороны речи, интерактивные игры, просодической стороны речи, информационно-коммуникативные технологии, детей дошкольного возраста, нарушениями речи, сторона речи, формирования произносительной стороны, Формирование произносительной стороны, нарушениями произносительной стороны, формированию произносительной стороны, формирование правильного звукопроизношения, средство формирования произносительной, темпо-ритмической стороны речи, стороны речи характерны, стороны речи целесообразно, интонационной выразительности речи, коррекции речи детей, произносительная сторона речи.

Ключевые слова

информационно-коммуникативные технологии, звукопроизношение, произносительная сторона речи, интерактивные игры, просодическая сторона речи, дошкольники с нарушениями речи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос