Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 03.05.2016

Статья просмотрена: 3320 раз

Библиографическое описание:

Булыкина, Е. А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр / Е. А. Булыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1076-1078. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29260/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается проблема формирования звукопроизношения у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр. Приводятся определения понятия «дидактическая игра», с точки зрения ученых в области педагогики. Описаны особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста. Указана роль дидактических игр в работе с детьми по формированию звукопроизношения.

Ключевые слова: праксис, звукопрозношение.

У детей дошкольного возраста наиболее часто встречаемым речевым нарушением является дизартрия. Большой вклад в изучение дизартрии внесли Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова, на труды которых опираются как начинающие, так и опытные дефектологи.

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы [3].

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством коррекции звукопроизношения является дидактическая игра. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это вид деятельности, используя который возможно преодоление различных затруднений в речи, в том числе, нарушений звукопроизношения.

Многими специалистами было отмечено, что в последние годы у детей по достижению ими возраста пяти лет звукопроизношение не соответствует звуковой норме родного языка. У таких детей первые слова появляются с небольшой задержкой.

Дети, имеющие стертую дизартрию, чаще всего издают первый крик короткий, не звонкий. Гуление и лепет в основном появляются своевременно, но репертуар звуков и их интонирование ограничены. У таких детей развитие речи не соответствует норме, первые слова появляются после полутора лет, фраза — к трем годам.

По мнению Е. Ф. Архиповой, нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков. При стертой дизартрии нарушение звукопроизношения обусловлено органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата) [1].

О. Ю. Федосовой были выявлены следующие особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией [2]:

– нарушения звукопроизношения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят в ряде случаев непостоянный характер;

– в зависимости от фонетических условий звук может произноситься по-разному;

– характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой структуры слова, от расширения контекста.

Благоприятной предпосылкой для правильного произношения звуков является их сильная (ударная) позиция, нахождение его в начале слова, в коротких словах и в словах простой слоговой структуры.

Соответственно качество звука будет ухудшаться в слабой позиции, при удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширении контекста. Для детей бывают сложными слова со стечением согласных. Чаще в таких случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада к другому, встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.

Формирование правильного звукопроизношения включает в себя развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. К этим ощущениям необходимо привлекать внимание ребенка, начиная упражнения с обязательным сопровождением зрительного контроля постановки позы.

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией, является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, которые включаются в различные режимные моменты.

Игровые упражнения, предлагаемые в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают напряжение органов речи, которое так характерно для детей с дизартрией.

Недостатки звукопроизношения в разной степени влияет на игровую деятельность детей, порождает у них и особенности поведения в игре. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения учитель — логопед ставит перед собой следующие задачи:

– широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей;

– с помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков;

– при проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами; - логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности.

Очень важно, чтобы логопед поддерживал первые попытки самостоятельной речи, поощрял самые невнятные слова, повторял их отчетливо, с тем, чтобы ребенок мог соотнести свое произношение с правильным.

Развитие и коррекция звукопроизношения связаны различением звуков на слух. Большую пользу приносят упражнения, развивающие умения вслушиваться в чужую речь, узнавать и различать слова, близкие по звучанию. Они подготавливают ребенка к выполнению более сложных заданий по развитию слухового восприятия и звукового анализа.

Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умения различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый отбирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушка, барабан, флейта и пр.) и, спрятавшись за ширмы или экран, извлекает звуки, а ребенок должен угадать, какая именно игрушка издает тот или иной звук.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком, используя в работе дидактические игры.

Все дидактические игры и упражнения можно разделить на три группы:

– игры, направленные на коррекцию гласных звуков;

– игры, направленные на коррекцию переднеязычных звуков;

– игры, направленные на коррекцию свистящих звуков;

– игры, направленные на коррекцию произношения шипящих звуков;

– игры, направленные на коррекцию звуков [Л]- [ЛЬ];

– игры, направленные на коррекцию звуков [Р]- [РЬ].

Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений детям оказывается дополнительная логопедическая помощь.

Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.

Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка — дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь. Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2008. — 96с.
  2. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 2002.- 143с.
  3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М., 2006.- 187с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, коррекция звукопроизношения, слово, стертая дизартрия, нарушение звукопроизношения, звуковой анализ, логопедическая работа, правильное звукопроизношение.


Ключевые слова

праксис, звукопрозношение

Похожие статьи

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Федосова О. Ю. Формирование звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии /Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений речи у детей.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми.

Логопедическая работа с детьми со стёртой формой дизартрии предполагает обязательное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Библиографическое описание: Котова С. В. Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста

— Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, развитие мелкой моторики.

Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей...

Данная статья посвящена изучению методов диагностики нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата. Ключевые слова: звукопроизношение, артикуляционный аппарат, дислалия, коррекция, методы диагностики.

Применение инновационных технологий при коррекции...

ребенок, коррекционная работа, нарушение, инновация, нарушение звукопроизношения, современное образование, речевой материал, логопедическая работа, дефектная речь.

Система работы по дифференциации звуков при...

В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию...

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

При стертой форме дизартрии расстройства произношения звуков вызваны

Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.

Федосова О. Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

Недоразвитие фонематического слуха ведет к тому, что дети испытывают затруднения в освоении правильного звукопроизношения, в овладении звуковым анализом слова, в овладении грамотой, а впоследствии — навыками письма и чтения.

Похожие статьи

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Федосова О. Ю. Формирование звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии /Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений речи у детей.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми.

Логопедическая работа с детьми со стёртой формой дизартрии предполагает обязательное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Библиографическое описание: Котова С. В. Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста

— Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, развитие мелкой моторики.

Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей...

Данная статья посвящена изучению методов диагностики нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата. Ключевые слова: звукопроизношение, артикуляционный аппарат, дислалия, коррекция, методы диагностики.

Применение инновационных технологий при коррекции...

ребенок, коррекционная работа, нарушение, инновация, нарушение звукопроизношения, современное образование, речевой материал, логопедическая работа, дефектная речь.

Система работы по дифференциации звуков при...

В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию...

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

При стертой форме дизартрии расстройства произношения звуков вызваны

Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.

Федосова О. Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

Недоразвитие фонематического слуха ведет к тому, что дети испытывают затруднения в освоении правильного звукопроизношения, в овладении звуковым анализом слова, в овладении грамотой, а впоследствии — навыками письма и чтения.

Задать вопрос