Библиографическое описание:

Котова С. В. Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 59-62.



Запущенные проблемы с речью в детстве приводят к неудачам во взрослой жизни. Ведь дефекты речи могут помешать вашему ребенку в будущем стать грамотным руководителем или ведущим специалистом в любой сфере деятельности. Сегодня скорректировать речь малыша, устранить дефекты речи можно с помощью занятий с логопедом и музыкальным руководителем логопедической ритмикой.

Логоритмика, или речевая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением специального речевого материала. Логопедическая ритмика включает в себя: ходьбу в разных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения на развитие мелкой моторики; пальчиковые игры.

Занятия логоритмикой направлены на всестороннее развитие ребенка, кроме этого, развиваются пластика, пальцы ног и рук, чувство ритма.

Логоритмические занятия проводятся с детьми начиная с 2–3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: зайчики, птички. С возрастом игры усложняются. Для детей более старшего возраста педагог подбирает стихотворения, песни, четкие по ритму движения, большинство упражнений проводятся в игровой форме.

Стоит отметить, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение — от этого зависит адаптация ребенка к школе. С самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнений и игр.

Логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение ребенка, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, развивает внимание, память — зрительную, слуховую, музыкальную, моторную, логическую — не только движением рук, но и ног, у ребенка постепенно появляется чувство ритма, вырабатывается правильное произношение звуков.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и ног. Выполняя руками, пальцами различные логоритмические упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. При выполнении упражнений совмещаются движение губ, языка, мимика лица. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Дети учатся произносить поговорки и скороговорки.

«Игры с ручками» — пальчиковые игры лучше всего помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним. Для игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, можно использовать массажные шарики (Су-Джок), маленькие игрушки для настоящих театральных постановок. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и к разговорно-ролевой игре. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением.

Кроме пальчиковых игр на занятиях применяются и речевые игры — подражание голосам животных, птиц, произношение различных звуков. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка.

Цель логоритмики: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Общие задачи:

Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация.

— Развивать речедвигательную координацию.

— Формировать коммуникативные навыки.

— Развивать восприятие музыки и согласовывать её с движениями.

— Обеспечивать возможность эмоционального и двигательного самовыражения детей.

— Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

— Развивать умение передавать характер музыкальных произведений при помощи пантомимики и т. д.

Задачи воздействия на детей средствами логоритмики по возрастам:

Младшая группа:

— Формирование чувства темпа;

— Развитие мышечного ощущения направления движения;

— Формирование предпосылок исполнительской деятельности;

— Формирование простейших элементов творчества;

— Расширение пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.

Средняя группа:

Развитие чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударений;

— Формирование навыка осознанного восприятия пространства;

— Постепенное отделение исполнительства от подражания;

— Стимуляция творческой активности;

— Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.

Старшая группа:

Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности;

— Развитие музыкально-пластических способностей;

— Развитие у детей точности и выразительности исполнения;

— Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности;

— Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, развитие мелкой моторики.

Подготовительная группа:

Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления;

— Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений;

— Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового

оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения;

— Обучение творческому использованию накопленного арсенала знаний, навыков, умений.

Направления логоритмики:

Речевое;

— Музыкальное;

— Физкультурное.

Музыкально — ритмическое направление:

Слушание музыки;

— Речевое дыхание;

— Певческий диапазон;

— Чувство ритма;

— Пластика.

Логопедическое направление:

Мелкая моторика;

— Артикуляционная база;

— Речевое и слуховое внимание;

— Речевое общение.

Физкультурно-оздоровительное направление:

— Правильная осанка;

— Координация движений;

— Развитие зрительной функции;

— Физиологическое дыхание;

— Общая моторика;

— Грация движений.

Средства логоритмики.

Музыкально — ритмическое направление:

Фонопедические упражнения для горла;

— Ритмические игры;

— Пение песен и вокализов;

— Элементарное музицирование;

— Театральные этюды;

— Коммуникативные игры;

— Подвижные игры и хороводы.

Рече-двигательное направление:

Упражнения на развитие фонационного дыхания;

— Упражнения на развитие голоса;

— Упражнения на развитие артикуляции и дикции;

— Упражнения на развитие координации речи;

— Упражнения на развитие речевого внимания;

— Упражнения на развитие мелкой моторики;

— Речевые игры без музыкального сопровождения.

Физкультурно-оздоровительное направление:

Ходьба и маршировка в различных направлениях;

— Упражнения на регуляцию мышечного тонуса;

— Упражнения на развитие физиологического дыхания;

— Упражнения с предметами;

— Подвижные игры;

— Упражнения на ориентировку в пространстве;

— Релаксационные упражнения;

— Игры с элементами спорта;

— Игры на развитие внимания.

Применение здоровьесберегающих технологий на логоритмических занятиях.

Дыхательная гимнастика:

Вводная ходьба;

— Музыкально-ритмические движения;

— Распевание и пение.

Артикуляционная гимнастика:

Распевание;

— Пение, песенное творчество.

Пальчиковые игры:

Восприятие музыки:

— Пение, песенное творчество;

— Игры, хороводы, инсценировки.

Музыкотерапия (активная, пассивная):

Музыкально-ритмические упражнения;

— Игра на музыкальных инструментах;

— Пляски, танцевальное творчество;

— Восприятие музыки.

Оздоровительные и фонопедические упражнения:

Распевание;

— Музыкально-ритмические упражнения.

Речевые игры:

Песни, песенное творчество;

— Игра на музыкальных инструментах;

— Игры, хороводы, инсценировки.

Ожидаемые результаты:

— Повышение эффективности и качества предоставляемых занятий воспитательно-образовательного процесса.

— Модернизация воспитательно-образовательного процесса путём внедрения новой коррекционной технологии.

— Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

— Укрепление здоровья детей.

— Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи.

— Организация систематической педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, имеющих недостатки в речевом и психофизическом развитии.

Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии диагностики:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) — впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент:- -.. -

2-й элемент:-.. — -

3-й элемент:- — …

4-й элемент:… — -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами — коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой илевой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения кдругому.

«Игра на рояле» (пальцы 1–5, 2–4, 5–1, 4–2, 1–2 — 3–4 — 5, 5–4 — 3–2 — 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак — ладонь — ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

Чередование движений: правая рука — ладонь, левая рука — кулак, далее — наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания — 21 балл

Результаты заносятся в сводную таблицу.

Таблица

Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах). Старшая иподготовительная группы. Возраст детей: 5–7 лет.

п/п

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие ивоспроизведение ритма

Ориентирова-ние впространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Сентябрь

Май.

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Литература:

  1. Метлов Н. А. Музыка — детям. — М., 1985.
  2. Правдина О. В. Логопедия. 2-е изд. — М., 1973.
  3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей. Ярославль, 1997.
  4. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши. СПб, 2001.
  5. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, пальчиковые игры, чувство ритма, неречевых психических функций, внимание ребенка, развитие речи, дефекты речи, музыкальным руководителем, мелкой моторики, развития речи, развития речи ребенка, движений пальцев рук, Логопедическая ритмика, развитие детей дошкольного, развития речи детей, Наибольшее внимание ребенка, успешное развитие речи, музыкальным руководителем логопедической, развитием чувства ритма, мелкой моторики рук.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос