Интегрированные занятия как эффективная форма работы с детьми с нарушением зрения
Авторы: Кутрань Оксана Николаевна, Ашпина Елена Валериевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 30.04.2017
Статья просмотрена: 340 раз
Библиографическое описание:
Кутрань, О. Н. Интегрированные занятия как эффективная форма работы с детьми с нарушением зрения / О. Н. Кутрань, Е. В. Ашпина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12322/ (дата обращения: 16.12.2024).
Специфика нашего дошкольного учреждения побуждает воспитателей и узких специалистов искать и находить эффективные формы работы с детьми с нарушением зрения. В течение дневного пребывания в детском саду ребенок успевает получить офтальмологическое аппаратное лечение, посетить коррекционные занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда, педагога-психолога, а также занятия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и, конечно же, воспитателя. Все это ведет к большой загруженности наших детей в течение дня.
Интегрированные занятия — хороший выход из такого положения. Они позволяют объединять в рамках одного коррекционного занятия различные виды детской деятельности, а также коррекционные направления двух и более педагогов. К тому же взрослые имеют возможность приобрести опыт взаимодействия друг с другом, осуществить всесторонний подход к теме занятия, проявить свой творческий потенциал и поработать в новых условиях, что позволяет повысить профессиональную компетентность каждого из них. Но, главное, таким образом, мы разгружаем детей в течении дня и соблюдаем режим зрительной нагрузки, что крайне важно для детей с нарушением зрения. Тем более, что при проведении интегрированных занятий в обязательном порядке проводятся зрительные и двигательные гимнастики, осуществляется смена динамических поз, а также соблюдаются все офтальмо-гигиенические условия, как и во всех других видах деятельности.
Такие занятия получаются интересными для детей и педагогов, насыщенными по содержанию и разнообразными по видам деятельности.
Представляем Вашему вниманию конспект тематического интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Мы — будущие солдаты».
Программное содержание:
Коррекционные задачи:
‒ закреплять умение детей ориентироваться на плоскости стола, располагая фигурки по заданию с условными обозначениями;
‒ развивать глазодвигательные и прослеживающие функции, снимая зрительное напряжение с глаз;
‒ упражнять детей в умении находить точку пересечения горизонтальные и вертикальных линий, определяя местоположение объекта.
Образовательные задачи:
‒ продолжать учить детей вести счет в уме, отнимая или прибавляя заданное число от (к) первоначального (ому);
‒ закреплять умение определять время на часах, а также ставить ровный час по письменному заданию.
Воспитательные задачи:
‒ прививать детям любовь и патриотические чувства к родине, к российской армии;
‒ воспитывать целеустремленность, умение достигать успеха в коллективе, желание помочь ближнему.
Материалы и оборудование: 2 взрослые военные фуражки, наборы геометрических фигур и задания с условными обозначениями на каждого ребенка, кубики-«гранаты», демонстрационные карточки с цифрами до 9, бумажные пакеты с написанным внутри заданием — ровный час (3ч., 8ч., 11ч. и т. д.) для каждого ребенка, стенд-пособие с ячейками 4х4, детски часы со стрелочками, маршевая музыка, эмблемы на каждого ребенка с изображением военных профессий (танкист, радист, летчик и т. д.)
Ход занятия:
Организационный и мотивационный момент:
Воспитатель: — Ребята, скоро все люди нашей страны будут отмечать очень важный праздник. Как называется этот праздник (День защитника Отечества)? Кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей) А могут быть защитниками Отечества женщины? Почему? (ответы детей) Какие мужские и женские военные профессии вы знаете? А какими качествами должны обладать защитники Отечества? (ответы детей) Правильно. Давайте мы сегодня проверим сможете ли вы быть защитниками Отечества и обладать такими же качествами, знаниями и умениями. Мы станем вашими генералами (совместно с тифлопедагогом) (надевают военные фуражки).
Первое задание «Парад фигур» (проводит тифлопедагог)
Дети садятся за столы, перед ними на подносах лежат разные фигуры (овалы, трапеции, ромбы, треугольники, многоугольники и т. д.). Для каждого ребенка выдается карточка-задание с условными обозначениями, по которой ребенок определяет в каком направлении необходимо выложить фигуры на плоскости стола, а также каких фигур и сколько.
Зрительная гимнастика:
- «Бабочки» — моргание в течение 10с., затем глаза закрыть руками, не касаясь век и не пропуская вовнутрь свет;
- «Нарисуй первую букву своего имени» — «рисование» глазными яблоками в воздухе букву;
- «Воротики» — широко отрыть глаза, поднимая брови вверх, затем крепко зажмурить на несколько секунд;
- «Приветствие» — закрывать попеременно то правый, то левый глаз, таким образом подмигивая.
Второе задание «Возьми нужное количество «гранат» (проводит воспитатель)
Перед детьми карточки с цифрами до 9 и кубики-«гранаты». Каждому из детей предлагается определенная цифра и дается задание — взять себе «гранаты» на 1, 2, 3, 4 и т. д. больше или меньше той цифры, которая была изначально.
Третье задание «Секретный пакет» (проводит тифлопедагог)
Дети сидят полукругом перед доской с 12-ю окошками (по 4 по горизонтали и 4 по вертикали). Каждому из детей необходимо взять свой пакет-донесение по заданию (например, в первом ряду на третьей полочке или в четвертом ряду на второй полочке и т. д.)
Четвертое задание «Определи время» (проводится воспитателем)
Дети разворачивают свои пакеты-донесения, в которых указано время (ровный час, например, 12.00 или 5.00), в которое они должны явиться на доклад к генералу. Каждому ребенку выдаются индивидуальные часы, на которых они выставляют свое время.
Физминутка «Сильные и умелые»
Дети под маршевую музыку двигаются по кругу друг за другом. Генералы (воспитатель и тифлопедагог) предлагают детям выполнить упражнения, чтобы проверить физическую подготовку будущих солдат.
‒ отжимания от пола (до 5–7 раз);
‒ приседания (до 10 раз);
‒ сцепление рук в замок за спиной;
‒ дотянуться пальцами до пола, не сгибая колени.
Итог занятия
Детям предлагаются на выбор эмблемы изнаночной стороной вниз, на которых изображены военные профессии. Таким образом, дети узнают, в каких войсках «будут служить». Эмблемы прикрепляются им на одежду.
Литература:
- Мухаев М. П. Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушением зрения. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010;
- Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008;
- Новикова В. П. Математика в детском саду. 6–7 лет. Сценарии занятий. Мозаика-Синтез. Москва, 2016;
- Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. Москва, 1998;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л. И. — М: Просвещение, 1997.