Этапы формирования сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.10.2020

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Максимова, А. А. Этапы формирования сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в ДОУ / А. А. Максимова, Е. В. Федорова, А. В. Шепилова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5627/ (дата обращения: 16.12.2024).



Зрительное восприятие — важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения человека к общественно полезному труду.

Григорьева Л. П.

Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия. У дошкольников со зрительными патологиями наблюдаются обедненные, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы, часто характеризующиеся стереотипностью. Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы.

Сенсорные эталоны — термин, который был введен А. В. Запорожцем в теорию перцептивных действий; это системы признаков объектов, которые ребенок усваивает и использует при обследовании предметов и выделений их свойств (системы величин, цветов спектра, оттенков, геометрических форм и т. д.)

В ходе формирования общепринятых систем сенсорных эталонов необходимо соблюдать последовательность в их усвоении, логичность связей между эталонами внутри каждой системы и затем между системами.

Чтобы облегчить процесс усвоения сенсорных эталонов дошкольниками с нарушением зрения, нами была разработана система поэтапного предъявления эталонов по возрастам. Мы исходили от возрастных особенностей и возможностей воспитанников. Опыт работы показал целесообразность и эффективность подачи материала в такой последовательности (дети легче усваивают сенсорные эталоны, правильно оперируют понятиями, чаще используют в повседневной жизни).

Система эталонов

2-я младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Цвет

Красный

Желтый

Синий

Зеленый

Белый

Черный

Коричневый

Оранжевый

Голубой

Фиолетовый

(раскладывание сериационного ряда по насыщенности от светлого до темного и наоборот в пределах 5)

Понятия «теплый»– «холодный» цвет

Оттенки

Красного:

темно-красный

светло-красный

розовый

малиновый

бордовый

Желтого :

темно-желтый

светло-желтый

солнечный

золотой

лимонный

Синего :

темно-синий

светло-синий

грозовой

голубой

цвет морской волны

Зеленого :

темно-зеленый

светло-зеленый

болотный

салатовый

изумрудный

(раскладывание сериационного ряда по насыщенности от светлого до темного и наоборот в пределах 7)

Серый

Оттенки Фиолетового:

темно-фиолетовый

светло-фиолетовый

сливовый

баклажановый

Оранжевого:

темно-оранжевый

светло-оранжевый

рыжий

апельсиновый

морковный

(раскладывание сериационного ряда по насыщенности от светлого до темного и наоборот в пределах 9)

Форма

Виды углов: острый, тупой, прямой

Виды сторон: короткая, длинная, равные

Плоские фигуры

Круг

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Овал

Полукруг

Трапеция

Ромб

Понятия: «Четырехугольник»

«Многоугольник»

Равносторонний

Прямоугольный треугольники

Объемные тела

Шар

Куб

Цилиндр

Конус

Пирамида

Параллелепипед

Призма

Тор

Величина

(сериационные ряды раскладываются и по возрастанию, и по убыванию)

Большой — маленький

(раскладывание сериационного ряда из 4 предметов)

Полный — пустой

Высокий — низкий

Длинный — короткий

Тяжелый — легкий

(раскладывание сериационного ряда из5 предметов)

Узкий — широкий

(раскладывание сериационного ряда из6–7 предметов)

Раскладывание сериационного ряда из 10 предметов по всем эталонам величины

Примечание : на каждом возрастном этапе, кроме знакомства с новыми сенсорными эталонами, происходит закрепление ранее изученных понятий. Например, если во второй младшей группе мы знакомим с квадратом, то в средней группе учим характеризовать его: у квадрата 4 стороны и 4 угла, в старшей — описываем особенности: «У квадрата 4 равные стороны, 4 прямых угла».

Результатом коррекционной работы, направленной на усвоение ребенком сенсорных эталонов, является расширение зрительных возможностей воспитанников, формирование умения пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов и явлений окружающего мира.

Литература:

  1. Григорьева Л. П. Развитие зрительного восприятия. — М.: «Школа-Пресс», 2001.
  2. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология», вып. 6. — М., Школа-Пресс, 2001.
  3. Дружинина Л. А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003.

Похожие статьи

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Похожие статьи

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Задать вопрос