Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей с расщелинами губы и нёба» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гришина, А. А. Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей с расщелинами губы и нёба» / А. А. Гришина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 112-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12010/ (дата обращения: 15.11.2024).



Адаптация выступает серьезным испытанием для детей с челюстно-лицевыми аномалиями. Учитывая симптоматику и проявление коммуникативных, психологических и личностных нарушений данная категория детей встречает на своём пути множественные адаптационные барьеры. Следовательно, необходимо своевременно выявить проблемы в социальной адаптации и разработать систему коррекционных мероприятий. Характеризуя детей с расщелинами губы и нёба, как специфическую категорию лиц с сочетанными психологическими, физиологическими и речевыми нарушениями, Т. Н. Воронцова, А. Г. Ипполитова, И. И. Ермакова, Г. В. Чиркина, Т. В. Волосовец, Н. И. Сереброва, З. А. Репина, отмечают торможение в формировании высших психических функций, а также ограничение когнитивных возможностей у данной категории детей. Данный вывод свидетельствует о наличии большинства факторов, препятствующих процессу социальной адаптации.

Исследования М. Момеску и Э. Алекса доказали, что повседневная разговорная речь детей с челюстно-лицевыми аномалиями содержит в себе только половину необходимой информации в отличие от речевой нормы и процесс передачи вербального сообщения уменьшен почти вдвое. Речевые нарушения в комплексе с психологическими недоразвитиями отражают стереотипность речи, низкий уровень усвоения языковых закономерностей, синтаксической и лексической сочетаемости. Всё это обуславливает сужение коммуникативных и социальных контактов детей в процессе адаптации.

Предлагаем вашему вниманию примерную программу наблюдения, которая может быть использован психологами, педагогами, логопедами в своей исследовательской деятельности и практике.

Возраст детей: дошкольники — школьники.

Диагноз: Дети с расщелинами губы и нёба (послеоперационный период).

Цель: изучить социальный статус ребёнка с расщелинами губы и нёба в коллективе.

Позиции для наблюдения:

  1. Сохраняет ли ребёнок бодрость, уверенность в любых ответственных обстоятельствах.
  2. Частота смены и перепадов настроения.
  3. Наличие признаков психологического напряжения и невротических проявлений:

− Грызёт ли ребенок ногти.

− Сосёт палец.

− Отсутствие дневного сна.

− Легко пугается.

− Немотивированная злость.

− Озабоченность.

− Тревожность.

− Боязнь находиться в коллективе.

− Страх одиночества.

  1. Неспособность продолжительно заниматься (игровой, учебной) деятельностью.
  2. Выявление преобладающего типа эмоций.
  3. Отношение к своему речевому дефекту.
  4. Психологические взаимоотношения со сверстниками.
  5. Проявление неаккуратности и неряшливости.

Таблица 1

Варианты обработки:

Позиции для наблюдения

Шкала результативности

  1. Сохраняет ли ребёнок бодрость, уверенность в любых ответственных обстоятельствах (речевой ответ на фронтальных, индивидуальных занятиях или уроках, выступление на публике).

0 1 2 3 4 5

  1. Частота смены и перепадов настроения. (Учитывая окружающие факторы)

0 1 2 3 4 5

  1. Наличие признаков психологического напряжения и невротических проявлений.

0 1 2 3 4 5

  1. Неспособность продолжительно заниматься деятельностью. (Нет желая, заинтересованности).

0 1 2 3 4 5

  1. Выявление преобладающего типа эмоций:

Положительных (0–1)

Нейтральных (2–3)

Негативных (4–5)

0 1 2 3 4 5

  1. Отношение к своему речевому дефекту.

(4–5 Высокая степень негативизма

2–3 Средняя степень негативизма

0–1 нейтральное отношение

0 1 2 3 4 5

  1. Психологические взаимоотношения со сверстниками. 1–3 благоприятная психологическая обстановка, 4–5- напряжённая атмосфера (не способны договориться, постоянно ругаются).

0 1 2 3 4 5

  1. Проявление неаккуратности и неряшливости. (4–5 соц. бытовые навыки недостаточно сформированы)

0 1 2 3 4 5

Обработка:

30–40 баллов: Ребёнок испытывает значительные трудности в социальной адаптации.(низкий уровень социальной адаптации).

16–24 балла: Ребёнок затрудняется самостоятельно преодолеть адаптационные барьеры.(Средний уровень социальной адаптации).

16 баллов: Ребёнок беспрепятственно социализируется в коллективе.

− (Высокий уровень социальной адаптации).

Учет возможных ошибок: Субъективизм в оценке поведения детей.

Литература:

  1. Абаимова О. И., Николаев Д. Л. Частота рождения детей с расщелиной губы и неба в зависимости от возраста матери // Здравоохранение Беларуси. – 1986. – № 5. С. 35.
  2. Абдужималова Д. Раннее ортодонтическое лечение детей с двусторонними сквозными расщелинами верхней губы и неба: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1987. — 20 с.
  3. Аболмасов Н. Г. Этиология, патогенез, диагностика и лечение прогении: дис. д-ра мед. наук. Смоленск, 1982. — 377 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, расщелина губы, категория детей, наличие признаков, перепад настроения, преобладающий тип эмоций, проявление неаккуратности, психологическое напряжение, речевой дефект, частота смены.

Похожие статьи

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!»

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба. Работа медицинской сестры с пациентами

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей с нарушением речи

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения на занятиях физической культуры (взаимодействие специалистов: инструктора ФК и учителя-дефектолога)

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Консультация для родителей «Использование координационной лестницы для развития двигательной активности детей»

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья

Интегрированное занятие с детьми с задержкой психического развития второго года обучения на тему «Путешествие в лес»

Похожие статьи

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!»

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба. Работа медицинской сестры с пациентами

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей с нарушением речи

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения на занятиях физической культуры (взаимодействие специалистов: инструктора ФК и учителя-дефектолога)

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Консультация для родителей «Использование координационной лестницы для развития двигательной активности детей»

Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья

Интегрированное занятие с детьми с задержкой психического развития второго года обучения на тему «Путешествие в лес»